Бульдозер т 330 технические характеристики

Бульдозер Т-330 – отечественный агрегат для промышленных работ

Модель Т-330 разработана «Заводом промышленных тракторов» (Чебоксары) и является единственной моделью в своей категории, выпускаемой серийно с 1975 г. Активная эксплуатация агрегата стартовала с начала 80-х годов – ей предшествовала серия доработок, после которых трактор рекомендовали для промышленного применения.

Бульдозер Т-330

Бульдозер Т-330 может использоваться в качестве альтернативы дорогостоящим зарубежным моделям. Он обладает не только повышенной мощностью и запасом надежности, но и меньшей стоимостью текущих ремонтных работ.

Основным недостатком конструкции является недостаточная живучесть моторов, начального ресурса которых едва хватало на 3 года. Капитальный ремонт не всегда восстанавливает исходную работоспособность, поэтому ряд образцов оснащен адаптированными двигателями сторонних производителей.

Модернизация трактора, проведенная на основе четырех десятилетий практики, была направлена на повышение живучести его узлов. Итогом является разработка более мощного двигателя с возможностью выбора жидкостного или воздушного охлаждения, который более работоспособен в жару или мороз.
Фото гусеничного бульдозера Т-330

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Устройство

Изначально на машине установлен 8-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. V-образная схема расположения цилиндров повышает компактность и позволяет максимально эффективно использовать возможности дизеля.

Современные версии бульдозера (модернизированные) оснащены 12-цилиндровыми двигателями, выпускаемыми Ярославским моторным заводом. Основное преимущество таких усиленных версий – повышенная мощность, увеличивающая производительность.

Основные узлы трактора и их параметры следующие:

  1. Кабина – двухместная, оснащена принудительной вентиляцией и обогревом, а также кондиционером в современном исполнении. Двухслойное остекление кабины повышает ее термозащиту в любых температурных условиях и препятствует обмерзанию. Кабина имеет дополнительную амортизацию, эргономичные сиденья и продуманные элементы управления.
  2. Гидромеханическая трансмиссия – оснащена трехскоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стесненном пространстве (позволяет разворачиваться на месте).
  3. Гидротрансформатор, включающий рабочие колеса диаметром 480 мм, имеет высокий для подобного типа конструкций КПД – 0,906. Максимальный коэффициент трансформации не отличается от стандартного (не более трех).
  4. Ходовая система – полужесткая, состоящая из двух гусеничных тележек.

Схема бульдозера Т-330

1 — передний капот бронированный; 2 — коробка передач; 3 — лента гусеничная; 4 — натяжное колесо гусеницы; 5 — гусеничная тележка; 6 — катки опорные; 7 и 8 — карданные передачи; 9 — гидротрансформатор; 10 — воздушный фильтр; 11 — катки поддерживающие; 12 — ведущая звездочка; 13 — обогреватель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизель; 16 — предпусковой подогреватель; 17 — выпускная система дизеля; 18 — ящик для инструмента; 19 — топливный бак; 20 — бак гидросистемы; 21 — аккумуляторы; 22 — воздушный вентилятор — увлажнитель кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

Характеристики Показатели Ед. измерения
Цилиндрі: 12 шт.
— число 130 мм
— диаметр 22,3 л
— рабочий обїем 140 мм
— ход поршня
Мощность 368/500 кВт/л.с.
Частота вращения вала 2100 об./мин.
Крутящий момент (максимальный) 1815/185 Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный) 208/153 г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты 1,760 ? 1,100 ? 1,190 м
Вес 1,790 т

Габариты и характеристика гусениц:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Башмаки:
— число 42 шт.
— ширина 650 мм
Звено:
— шаг 250 мм
— высота зацепления с грунтом 90 мм
Площадь контакта 7,86 м2

Параметры гидравлической системы:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Насосы Шестеренные
Производительности при 1700 об./мин. 430 л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя 160 кг/см2
— перекоса отвала 160 кг/чс2
— отвала 160 кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала 160х1250 мм
— перекоса отвала 220х300 мм
— подъема рыхлителя 220х560 мм

Ходовые характеристики:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Длина 9330 мм
Высота 4762 мм
Ширина 4230 мм
Удельное давление 1,127 кгс/см
Объем бака (дизельное топливо) 670 л
Диапазон скоростей:
— вперед 0-17 км/ч
— назад 0-14 км/ч
Масса 54800 кг
Дорожный просвет 0,57 м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

Характеристики Показатели Ед. измерения
— тип полусферический
— ширина 4860 мм
— высота 1820 кг
— высота подъема 1530 кг
— заглубление 650 кг
— масса 7030 кг
Призма волочения 13 м3
Заглубление отвала не более 0,65 м
Перекос отвала ±12 град.
Рыхлитель:
— тип параллелограмм
— число зубьев 1 шт.
— высота подъема 950 мм
— заглубление 1380 мм
— диапазон углов рыхления ±14 град.
— масса 6489 кг
Усилие:
— заглубляющее 15300 кг
— выглубляющее 56400 кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

На видео бульдозер Т-330 в работе:

Бульдозер Т 330 технические характеристики

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер Т 330 представляет собой тяжелую спецтехнику (производитель – Чебоксарский завод промышленных тракторов). Разработка модели началась в 1970-х годах. В тот период потребность в энергонасыщенной технике резко выросла, а в СССР подобных машин не существовало (использовались иностранные версии от Коматсу и Катерпиллар). Бульдозер создавался как альтернатива зарубежной технике, но полного копирования узлов разработчики решили не допускать. В результате получилась модель существенно более дешевая, но уступающая иностранным машинам по производительности.

По задумкам разработчиков Т 330 должен был стать базовой версией для нового семейства промышленных бульдозеров, которое включало бы модели разного тягового класса со схожей схемой построения и унификацией по узлам. Внешне модель существенно отличалась от бульдозеров того времени. Изначально кабина была вынесена далеко вперед и находилась рядом с тыльной стороной отвала, практически нависая над ним. В дальнейшем кабину несколько отодвинули назад для улучшения эффективности работы. За счет необычной компоновки разработчики попытались минимизировать усталость оператора путем увеличения обзорности рабочей области.

Выпуск серии Т 330 начался в 1975 году. В настоящее время производство модели продолжается, но с другим названием (ЧЕТРА Т25). Современный аналог Т 330 имеет серьезно доработанную конструкцию и новые элементы конструкции.

Бульдозер Т 330 предназначается для перемещения, резания и рыхления грунта 1-4 категории. Техника эффективна при выполнении следующих работ:

  • формирование насыпных сооружений;
  • перемещение больших объемов грунта, щебня и гравия;
  • заполнение котлованов, ям и выемок;
  • создание оснований для дорог;
  • расчистка территории с уборкой камней, мелколесья и кустарников;
  • складирование строительных материалов;
  • разрушение зданий и различных конструкций;
  • планировка территории.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 330

Габаритные размеры:

  • длина – 9330 мм;
  • ширина – 4762 мм;
  • высота по выхлопной трубе – 4230 мм;
  • дорожный просвет – 570 мм.

Полная масса бульдозера равняется 42000 кг. Тяговый класс машины – 25, предельная тяга – 66000 кг. Максимальное тяговое усилие составляет 670 кН. Глубина преодолеваемого брода – 1000 мм. Эксплуатировать технику допускается при температуре от -50 до +50 градусов.

Т 330 оснащается полусферическим отвалом со следующим параметрами:

  • ширина – 4860 мм;
  • высота – 1820 мм;
  • максимальная высота подъема – 1530 мм;
  • максимальный уровень заглубления – 650 мм;
  • объем призмы волочения – 13 куб.м;
  • заглубление отвала – 650 мм;
  • угол перекоса – 12 градусов;
  • масса – 7030 кг.

Параметры рыхлителя:

  • тип – параллелограммный;
  • количество зубьев – 1;
  • предельная высота подъема – 950 мм;
  • предельное заглубление – 1380 мм;
  • диапазон углов рыхления – 14 градусов;
  • масса – 6489 кг;
  • заглубляющее усилие – 15300 кг;
  • усилие подъема – 56400 кг.

ДВИГАТЕЛЬ

Т 330 оснащается 4-тактным дизелем 8ДВТ-330А, выпускаемым Волгоградским моторным заводом. Турбированный агрегат имеет V-образную компоновку и воздушную систему охлаждения, оптимально подходящую для северных районов. Двигатель устанавливается за кабиной в средней части бульдозера. При всех своих достоинствах (неприхотливость, большой запас крутящего момента, мощность) мотор в условиях интенсивной работы уже после 3-4 лет требовал капитального ремонта (общая наработка до капремонта – 4000 моточасов). В этом случае замене подвергались дефектные детали, после чего выполнялись операции обслуживания, что требовало немалых затрат.

Параметры двигателя 8ДВТ-330А:

  • рабочий объем – 22,6 л;
  • мощность – 250 (330) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • число цилиндров – 8;
  • масса – 2600 кг;
  • удельное потребление топлива – 230 г/кВт в час.

Отдельные версии Т 330 подвергались переоборудованию. Вместо агрегата 8ДВТ-330А на них устанавливали мотор ЯМЗ-240 НМ2. Среди моделей, эксплуатирующихся в настоящее время, подобных версий большинство.

Параметры двигателя ЯМЗ-240 НМ2:

  • рабочий объем – 22,3 л;
  • мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 1815 Нм;
  • число цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельное потребление топлива – 208 г/кВт в час.

Бульдозер комплектовался топливным баком, вмещающим 670 л горючего.

УСТРОЙСТВО Т 330

Конструкция бульдозера построена на сварной раме, собранной из 2 стальных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных в 3 частях поперечинами. В передней части находится балансирная балка с упором на гусеничные тележки. Машина имеет эластичную подвеску с балансирным брусом. Полужесткая ходовая часть собрана из 2 гусеничных тележек, опирающихся на оси передач с возможностью качания. Для всех катков и колес предусмотрена вечная смазка. Натяжение гусеничной части регулируется при помощи механизма натяжения. Гусеничная лента имеет разборную конструкцию и состоит из 42 звеньев.

Параметры ходовой части:

  • ширина колеи – 3250 мм;
  • количество опорных катков (с каждой стороны) – 14;
  • шаг звена гусеничной цепи – 250 мм;
  • ширина стандартного башмака – 650 мм;
  • площадь контакта гусеничной части с поверхностью – 4,86 кв.м;
  • удельное давление на грунт – 0,081 МПа.

Бульдозер оборудован гидромеханической трансмиссией с 3-скоростной реверсивной КП, позволяющей передавать крутящий момент раздельно на оба борта (независимый привод гусениц с возможностью реверсирования).

Диапазон скоростей движения:

  • переднее направление – 0-16,7 км/час;
  • заднее направление – 0-13,7 км/час.

Тормозная система также позволяет воздействовать раздельно (используются ленточные тормоза с гидроуправлением). Вместе с реверсом это обеспечивает хорошую маневренность, позволяя разворачиваться практически на месте. Поворот выполняется посредством раздельного привода гусениц.

Кабина Т 330 рассчитана на эксплуатацию в суровых условиях. Она имеет остекление в 2 слоя с повышенной защитой от обледенения. Салон герметизирован и оборудован мощной отопительной системой для прогрева. Также присутствуют воздухоочистительная система и вентиляция. Кабина подрессорена амортизаторами для сокращения уровня вибрации. Внутри установлено сиденье оператора с регулировкой по углу наклона. Рычаги и педали находятся в удобном для механизатора месте и позволяют управлять машиной без существенных физических усилий.

Бульдозеры Т 330 1992-1996 года обойдутся в 650-900 тысяч рублей (стоимость версий после капитального ремонта – до 2 млн рублей). Модели 2002-2005 года предлагаются по цене в 1,5-3,9 млн рублей. Конечная цена определяется состоянием и степенью износа основных элементов.

Бульдозер Т 330

Тяжелый трактор Т 330 производился с 1975 года «Чебоксарским заводом промышленных тракторов». В народном хозяйстве реализовывались крупные проекты в нефтяной и газовой отраслях, увеличивалась добыча в горных разработках, велись объемные работы по обводнению засушливых земель. В качестве средств механизации использовалась тяжелая техника зарубежных компаний Case IH, Deutz-Fahr, Komatsu, других производителей, что требовало затрат валюты на оплату поставок. Серийное производство платформы трактора 330 серии позволило снизить использование импортных машин, заменив их установками, выпущенными предприятиями Союзных республик.
Агрегат получился достаточно производительным и надежным. Стоимость бульдозера «Чебоксарец» была вдвое ниже зарубежных аналогов. Т 330 был использован как базовая модель тяжелых тракторов концерна «Промтрактор» — Т 500, ЧЕТРА Т25.

Бульдозерный отвал позволяет резать, рыхлить и перемещать грунты до IV уровня плотности, проводить выравнивание рабочих площадок по заданным отметкам.

Операции, выполняемые бульдозером, включают:

  • слоевое снятие, перемещение грунта в зоне работ;
  • засыпка выемок на поверхности площадок;
  • работы по планировке;
  • устройство насыпей, оснований для железнодорожных и автомобильных путей, дамб и плотин;
  • складирование стройматериалов, горных пород и полезных ископаемых;
  • обустройство котлованов под фундаментные сооружения;
  • буксировочные работы;
  • снос и демонтаж сооружений.

Рыхлительное оборудование, монтируемое на задней навеске, дает возможность подготовить к вскрытию плотные и мерзлые грунты.

Трубоукладчики ТГ-502, 503, сваезабивные машины СП49 в основе конструкции имеют платформу «Чебоксарец 330».

Устройство машины

Компоновка трактора стандартная – к раме сварного исполнения из двух лонжеронов и трех балок-поперечин, полужестко через балку-балансир закреплены тележки гусениц. На раме устанавливаются:
• кабина машиниста;
• дизельная силовая установка;
• трансмиссия и ее элементы;
• узлы и магистрали гидравлической системы.
К передней и кормовой балкам рамы крепятся узлы навеса и рыхлительного оборудования и отвала.

Особенностями конструкции являлись:
1. Смещенная вперед кабина, что улучшало обзор рабочей зоны перед бульдозерным отвалом.
2. Модульная схема сборки узлов и агрегатов допускала их демонтаж и установку крупными блоками. Вышедший из строя или отработавший ресурс модуль квалифицировано восстанавливался в специализированной мастерской.
3. Механические приводы в управлении машиной заменены на электрические и гидравлические исполнительные системы.
4. Отвод газов выхлопа дизеля под бульдозерный отвал, что снижало его обмерзание при отрицательных температурах.

1 –усиленного исполнения капот, 2 – корпус КПП, 3 – гусеница, 4 – каток с натяжным механизмом; 5 – ходовая тележка, 6 — опорные колеса, 7, 8 – валы карданные, 9 – корпус гидротрансформаторного узла, 10 – кожух фильтра подготовки воздуха, 11 — поддерживающие колеса, 12 – звезда-колесо привода гусеницы, 13 – узел обогрева кабины машиниста, 14 – корпус главной передачи, 15 – дизельный мотор, 16 – устройство прогрева пусковое, 17 – труба выхлопа, 18 – бокс ЗИП, 19 – бак под горючее, 20 – бак для масла гидросистемы, 21 – аккумуляторная батарея, 22 – система вентиляции, 23 – кабина машиниста, 24 – гидроцилиндр бульдозерного отвала.

Особенности основных агрегатов

1. Силовая энергоустановка. Первые модели оснащались V-образным дизельным двигателем 8ДВТ-330А с 8-ю цилиндрами. Мощность в 259 кВт обеспечивала тягу машины 670 кН. Охлаждение осуществлялось потоком воздуха. Мотор не показал достаточно надежной работы — не нарабатывал заявленный моторостроителями ресурс в 6000 моточасов. В 90-х годах Волгоградский дизель заменили на модификации двенадцатицилиндрового двигателя «ЯМЗ-240» 368 кВт мощности.
2. Трансмиссия. Гидротрансформатор в одноступенчатом исполнении. КПП трехрежимная, реверсируемая, управляется гидравликой. Все узлы собраны в едином блоке. Раздвоенный с помощью КПП поток мощности, воздействуя на приводные звезды-колеса бортов, позволяет управлять машиной, осуществлять развороты.
3. Ведущее звезда-колесо крепится болтовым соединением к муфте вала передачи борта, допускает быструю замену.
4. Ходовая система — тележки гусениц качаются на валах бортовых передач. Катков опоры 14, поддержки 4. Гусеницы натягиваются гидравлическим устройством.
5. Гусеница собирается из 42 стальных звеньев-башмаков шириной 0,65 м.
6. Кабина машиниста жесткого типа двухместная, снабжена узлами вентиляции, отопительными устройствами. Двойное остекление исключает обмерзание стекол. Светотехнические приборы обеспечивают достаточный уровень освещения рабочей зоны. Сидение машиниста допускает регулировки под комфортное размещение машиниста.

Бульдозер Т 330

Модель Т 330 является наиболее удачным примером «импортозамещения» и одним из самых известных отечественных бульдозеров. Техника разработана в Чебоксарах на Заводе промышленных тракторов. В своей категории она считается единственной моделью, серийно выпускаемой с середины 1970-х годов. Наибольшее распространение машина получила в следующем десятилетии, став основным бульдозером для промышленности.

В начале 1970-х годов в СССР реализовывали масштабные проекты по строительству железнодорожных путей, освоению сельскохозяйственных угодий, прокладке газо- и нефтепроводов и возведению крупнейших промышленных объектов. В связи с этим появилась большая потребность в бульдозера 25 тягового класса. Советские предприятия удовлетворить ее не могли, потому технику приходилось закупать за рубежом (Катерпиллар, Либхер, Коматсу). Необходимость создания отечественного аналога стояла очень остро. Разработчики должны были предложить альтернативу без копирования деталей и основных элементов. В итоге появился бульдозер Т 330, несколько уступавший зарубежным конкурентам по производительности, но стоивший гораздо дешевле.

Модель предполагалось использовать в качестве основы для широкой линейки специальной техники. Т 330 сразу привлек повышенное внимание, причиной этого была необычная конструкция с вынесенной вперед кабиной, которая располагалась прямо над отвалом. Тестирования показали, что в некоторых случаях подобная компоновка приводила к повреждениям кабины и стекол. В итоге бульдозер доработали, сдвинув кабину назад и установив впереди бронированный капот. Однако модель сохранила необычную внешность, отличавшую ее от машин того времени.

Массивный бульдозер Т 330 применялся для выполнения следующих операций:

  • рыхление, резание, транспортировка грунтов 1-4 плотности;
  • планировка и выравнивание рабочей площадки;
  • заполнение карьеров, котлованов и других грунтовых выемок;
  • формирование насыпных объектов (оснований для дорог, плотин, дамб);
  • послойная разработка грунта с перемещением грунтовой массы, щебневых и гравийных материалов в границах небольших зон;
  • оборудование котлованов для создания фундаментов;
  • перемещение и складирование нерудных материалов для строительства;
  • разрушение и демонтаж железобетонных конструкций, сооружений и зданий;
  • расчистка участков с корчеванием пней, мелколесья и кустарников.

Модель эффективно работала при температуре от -50 до +50 градусов.

Видео и документальная передача о бульдозере



Модификации и особенности

Т 330 долгое время был единственной модификацией в семействе. Позднее появились несколько версий бульдозера, на его базе разработали модель Т 330Р1-01 с различными типами рыхлителей и отвалом с поперечным перекосом. За счет этого техника могла обрабатывать прочные и мерзлые грунты.

В настоящее время производство бульдозера завершено. Наиболее близким аналогом является модель ЧЕТРА Т25, созданная на основе Т 330. В ней используются современные узлы и мощные силовые установки.

Т 330 прекрасно зарекомендовал себя как альтернатива дорогостоящим иностранным конкурентам. Машина обладала огромным запасом прочности и высокой ремонтопригодностью. По стоимости она была в разы дешевле аналогов.

Среди других достоинств Т 330 значатся:

  • неприхотливость к качеству топлива;
  • минимальные затраты на обслуживание и ремонт;
  • унификация многих элементов с машинами серии Чебоксарец;
  • простота конструкции;
  • легкое и понятное управление.

Главным недостатком модели был малый ресурс работы двигателя (особенно на первых версия). Изначально он служил не более 3-5 лет, после чего необходимо было выполнять капитальный ремонт, который не всегда приводил к положительному результату. Впоследствии на бульдозер стали устанавливать другие моторы, адаптированные к необычной конструкции. Производительность Т 330 была ниже, чем у моделей аналогичного класса.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 9330 мм;
  • ширина – 4230 мм;
  • высота – 4762 мм;
  • дорожный просвет – 570 мм.

Общая масса машины без оборудования составляет 41800 кг, с рыхлителем и отвалом – 54800 кг, удельное давление на поверхность – 1,127 кгс/к.см. Предельная скорость движения вперед равняется 17 км/час, назад – 14 км/час. Номинальная тяга достигает 25000 кг, максимальная тяга – 66000 кг.

Характеристики базового оборудования:

1. Полусферический отвал ножевого типа:

  • ширина – 4860 мм;
  • высота – 1820 мм;
  • емкость призмы – 13 куб.м;
  • максимальный подъем – 1530 мм;
  • максимальное заглубление – 650 мм;
  • угол смещения в сторону – 12 градусов;
  • масса – 7030 кг.

2. Однозубый рыхлитель параллелограммного типа:

  • максимальный подъем – 950 мм;
  • максимальное заглубление – 1380 мм;
  • масса – 6489 кг.

Устройство и особенности эксплуатации

Т 330 получил стандартную компоновку – на сварной раме, сделанной из 2 лонжеронов и 3 балок-поперечин, посредством полужесткого крепления через балансирную балку устанавливаются гусеничные тележки. Рама представляет собой основу бульдозера, на которую монтируются ключевые элементы:

  • ходовая часть;
  • трансмиссия;
  • магистрали и узлы гидравлической системы;
  • кабина;
  • силовая установка.

На кормовой и передней балках рамы устанавливаются отвальное оборудование и рыхлитель.

Ходовая система полужесткого типа составлена из 2 гусеничных тележек, подвешенных на оси бортовых передач. Направляющие и поддерживающие катки имеют одноразовую смазку, рассчитанную на весь период работы и самоподвижные уплотнения DUO-CONE. В ходовой системе используется торсионная подвеска катков, за счет чего улучшается сцепление гусеничной ленты с поверхностью и плавность хода. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма, дополненного механизмом сдавания.

Характеристики гусеничной части:

  • число опорных катков – по 7 с каждой стороны;
  • число поддерживающих катков – по 2 с каждой стороны;
  • число башмаков – 42;
  • шаг звена – 250 мм;
  • ширина башмака – 650 мм;
  • общая площадь соприкосновения с грунтом – 4,86 кв.м;
  • высота грунтозацепов – 90 мм.

Гидромеханическая трансмиссия использует 3-скоростную реверсивную коробку передач с раздельной подачей крутящего момента на каждый борт. Тормозная система ленточного типа с гидравлическим управлением действует отдельно. Вместе с реверсом она обеспечивает повышенную маневренность в стесненных условиях, позволяя разворачиваться почти на одном месте. Конструктивно данные элементы объединены в одном блоке. Передачу крутящего момента от коробки передач к коническим редукторам выполняют карданные передачи.

Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает максимально эффективно использование усилия мотора на любой передаче. Гидротрансформатор построен на базе узла тепловоза ТГМ-1. Посредством него выполняется передача крутящего момента и бесступенчатое регулирование скорости. Бортовая передача является 2-ступенчатой, ведущая звездочка сделана из нескольких секторов, закрепленных болтами, что упрощает работы по ремонту.

Основным элементом гидравлической системы является гидравлический насос шестеренного типа с распределителем, управляемым дистанционно. Выведение выхлопных газов в область под отвалом увеличивает практическую мощность Т 330, препятствуя налипанию и замерзанию конгломерата грунта, снижающих подвижность и емкость ковша. Мощность насоса – 430 л/мин, давление в системе – 160 бар.

Основные типы навесного оборудования:

  • бульдозерные отвалы полусферического типа;
  • рыхлительные устройства.

Кабина Т 330 устанавливается на прочное основание с металлическим каркасом. Особое расположение снижает утомляемость оператора. Сама кабина является подрессоренной и оборудуется шумо- и виброизоляционной системой. В салоне присутствует отопитель, в версиях для жарких условий – кондиционер. В кабине устанавливается проточная вентиляция, сокращающая попадание внутрь пыли. Двухслойное остекление практически исключает вероятность обледенения в сильные морозы. В салоне имеется кресло на упругой подвеске с регулировками по углу наклона спинки, нагрузке и высоте. Органы управления и рычаги находятся в удобном месте и оборудованы электрогидравлическим приводом.

В Т 330 используется уникальное конструктивное решение – дистанционный механизм управления. Органы управления в салоне не соприкасаются с агрегатами и узлами. Частично автоматизированный механизм позволяет исключить приложение механического усилия для выполнения операций. Благодаря этому улучшаются показатели работы, и минимизируется передача вибрации.

Двигатель

На Т 330 устанавливался оригинальный 4-тактный дизель с газотурбинным наддувом. На первых экземплярах использовался заводской агрегат модели 8ДВТ-330А с охлаждающей системой галерейного типа, обеспечивающей высокую функциональность мотора в любых условиях. Основание поршней эффективно отводило тепло. Очистная система предусматривала использование 2 ступеней, а клапаны получили поворотный механизм, способствующий более равномерному износу. Конструкция агрегата позволяла продлевать межремонтный интервал, однако большим ресурсом работы он не отличался. Заявленный показатель в 6000 моточасов мотор выполнял крайне редко.

Характеристики двигателя 8ДВТ-330А:

  • рабочий объем – 22,6 л;
  • номинальная мощность – 259 (352) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1700 об/мин;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • удельный расход топлива – 230 г/кВт в час.

На более поздних версиях использовался дизельный мотор ЯМЗ-240НМ2, отличавшийся большей надежностью.

Характеристики агрегата:

  • номинальная мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2325 об/мин;
  • количество цилиндров – 12.

На бульдозере устанавливался топливный бак емкостью 670 л.

Модель Т 330 снята с производства, но продолжает активно применяться. Стоимость техники после капитального ремонта может достигать 4,5 миллионов рублей. Бульдозеры 1992-1995 годов в рабочем состоянии обойдутся в 0,7-1,3 миллиона рублей.

Обзор тяжелого промышленного бульдозера ЧЗПТ Т-330

Агрегат Т-330 — тяжелый промышленный гусеничный трактор, широко применяющийся на землеройных работах в нефтегазовом, гидротехническом строительстве, горнодобывающей промышленности. Данная модель разработана в 1972-75 годах на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) — крупнейшем предприятии СССР по производству тяжелой промышленной техники для топливно-энергетической, строительной индустрии, дорожного хозяйства.

Конструкционные особенности трактора

Трактор выпустили для замены зарубежных аналогов лидирующей в то время бульдозерной техники Caterpillar, Komatsu и Liebherr. Производительность машин Т-330 уступала импортным, но стоимость изготовления, сборки и последующего технического обслуживания (ТО) была намного ниже.

Бульдозер сразу же привлек внимание отечественных и зарубежных представителей прессы, общественности, вызвал много споров среди специалистов. Ведь конструкция модели нетипичная. В первых машинах кабина выходила вперед и создавала навес над отвалом.

Во время испытаний было выявлено, что земля скапливается на отвале и падает через козырек на переднюю часть кабины. При работе с каменной или скальной почвой это могло навредить устройству. Поэтому при дальнейшей разработке агрегата инженеры ЧЗПТ кабину сдвинули на метр назад, а спереди установили бронированный капот.

Идея выноса кабины вперед данной модели и особенности ее конструкции были смелым и оправданным решением. Благодаря этому снижалась нагрузка на оператора, улучшалась обзорность работы с передним отвалом, увеличивалась безопасность.

Изначально бульдозер был укомплектован 4-тактным 8-цилиндровым дизельным двигателем 8ДВТ-330 с воздушной системой охлаждения, газотурбинным наддувом и неразделенной камерой сгорания. Дизель производился на моторном заводе в Волгограде. Компоновка узлов и механизмов выполнена с учетом V-образного расположения цилиндров и особенностей установки.

Агрегат устанавливался в средней части рамы машины на 4 опорах.

Моторесурс двигателя трактора Т-330 достигал 3-4 тыс. моточасов. Этого хватало на 3 года интенсивной эксплуатации, после чего проводился капитальный ремонт. Поэтому его решили заменить 12-цилиндровым V-образным дизелем ЯМЗ-240НМ2 мощностью 500 л. с. производства Ярославского моторного завода. Такая улучшенная установка предназначена для карьерных самосвалов БелАЗ большой грузоподъемности.

Трансмиссия Т-330 — гидромеханическая с разделением крутящего момента на бортовые передачи. Ее особенность заключается в раздельно-агрегатном исполнении узлов, которые размещены на раме трактора. Она оборудована механической ступенчатой 2-вальной коробкой передач (КПП), обеспечивающей по 3 скорости переднего и заднего хода, соосным планетарным реверсивным механизмом и независимым валом отбора мощности.

Агрегат имеет ленточные тормоза плавающего типа с гидравлическим управлением и механическим приводом на стоянке.

Ходовая система — полужесткая, включающая 2 гусеничные тележки.

Натяжение гусеничной ленты облегчается гидравлическим приводом, гусеничная лента — разъемная.

Управление трактором — гидравлическое, полностью дистанционное, управление навесными механизмами — электрогидравлическое.

Технические характеристики

Для бульдозера Т-330 технические характеристики и параметры выглядят следующим образом:

  • Тяговый класс — 35.
  • Максимальная тяга — 683 кН.
  • Ширина трактора — 3170 мм.
  • Длина трактора — 6075 мм.
  • Высота по крыше кабины — 3820 мм.
  • База — 3560 мм.
  • Ширина колеи — 3250 мм.
  • Глубина преодолеваемого брода — 1000 мм.
  • Давление на грунт — 0,081 МПа.
  • Температура эксплуатации — -50…+50°С.
  • Вес конструктивный — 38260 кг.

Дизель 8ДВТ-330 имеет такие технические показатели:

  • Эксплуатационная мощность двигателя — 340 л. с.
  • Рабочий объем — 22,6 л.
  • Удельный расход топлива — 250 г/(кВт*ч).
  • Диаметр цилиндра — 150 мм.
  • Угол развала — 90°.
  • Ход поршня — 160 мм.
  • Максимальная частота вращения коленчатого вала — 1850 об/мин.
  • Объем топливного бака — 700 л.

Характеристики гусениц представлены так:

  • ширина — 650 мм;
  • шаг звена — 250 мм;
  • число звеньев — 43.

Навесное оборудование

Тракторы с рыхлительным и бульдозерным оборудованием образуют бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

Рыхлители применяются для механического разрушения мерзлых почвенных слоев, трещиноватых пород, рыхления плотных, талых грунтов в любых климатических условиях, бульдозеры — для послойного срезания и перемещения земли, щебня, гравия после рыхления.

При агрегатировании с навесным орудием агрегаты 330 могут выполнять и такие задачи, как:

  • планировка и выравнивание строительных участков;
  • образование насыпей, плотин, дамб;
  • заполнение грунтовыми массами траншей, котлованов;
  • образование котлованов для оснований промышленных объектов;
  • расчистка площадок с выкорчевыванием мелколесья;
  • разрушение старых построек и фундаментов железобетонных строений.

Трактор также служит базой для многих прицепных механизмов:

  • скреперов;
  • виброкатков;
  • корчевателей;
  • кавальероразравнивателей.

Часто некоторые владельцы используют бульдозеры как экскаваторы-погрузчики или в качестве техники для садоводства.

К машинам могут агрегатироваться такие отвалы:

  • неповоротные прямые;
  • неповоротные полусферические;
  • неповоротные сферические.

Ширина 2 первых механизмов составляет 4730 мм, высота — 1750 мм. Ширина сферических отвалов — 4920 мм. Основной угол резания — 55°.

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Достоинства и недостатки

Трактор имеет такие достоинства:

  • оригинальный внешний вид;
  • возможность эксплуатации в суровых климатических условиях и при низких температурах;
  • комфорт рабочего места оператора;
  • простое управление;
  • отличная тепло-, шумоизоляция и вентиляция кабины;
  • максимальная обзорность при работе;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • возможность работы в темноте;
  • доступность комплектующих и запасных частей;
  • низкие расходы на ТО;
  • доступная цена.

Главными недостатками бульдозера являются наличие двигателя 8ДВТ с малым моторесурсом и низкое качество сборки конструкции.

Гусеницы часто приходят в негодность, начинают рваться через короткое время эксплуатации, при этом срываются крылья, ящики и аккумуляторы.

Цена и отзывы владельцев

На вторичном рынке тракторы Т-330 90-х годов выпуска в удовлетворительном состоянии после капремонта составляют 1,2-2,5 млн рублей. Машины, изготовленные в 2000-х годах, в зависимости от мощности и выполняемых функций варьируются в пределах 2-4,5 млн рублей.

Владельцы бульдозеров называют их «бульдогами» и считают лучшими отечественными машинами данного класса, о чем свидетельствуют отзывы.

Василий Геннадиевич, 52 года, Новосибирск

На предприятии до сих пор пользуемся тракторами 35 класса со старыми дизелями. Отличные «бульдоги». Мотор работает на пределе, но мощности хватает при эксплуатации на полных оборотах. Выполняет любые поставленные задачи.

Петр, 48 лет, Хабаровск

В нашем крае климат суровый, поэтому для тяжелых бульдозерных работ приобретали на вторичном рынке бульдозер «Чебоксарец» с дизелем от Ярославского завода. Тяжелые машины, мощные. Скалы, мерзлые слои режут без затруднений. Расход топлива невысокий для такого класса. Постоянно производим осмотр трактора, сборочных деталей, гусеничных лент, проверяем, чтобы не было утечек масла и топлива, вследствие чего техника работает долго и без сложных, затратных ремонтов.

Основные модификации и аналоги

Аналогом гусеничного трактора является созданный на его базе, усовершенствованный бульдозер Т-330Р1-01. Он оснащен 1- или 3-зубым рыхлителем, с поперечными отвалами способен обрабатывать сложные мерзлые грунты и работать в специфических условиях.

Другие модификации — бульдозеры Т-25.01, ДЗ-94С и ДЗ-94С1, использующиеся в крайне тяжелых условиях.

Технические качества бульдозера T-330

Бульдозер T-330 выпускался Чебоксарским заводом промышленных тракторов. Выпуск машины был начат в 1975 году. Агрегат создавался в качестве образца промышленных тракторов с одинаковой компоновкой. Это была базовая модель для других вариантов с навесным оборудованием. Машина была призвана заменить импортную дорогостоящую технику.

Применение

T-300 использовался на промышленных предприятиях и строительных площадках, в горных шахтах и при прокладке магистралей. Сфера применения машины достаточно широка. Она могла:

  • снимать с поверхности грунт и перемещать его по площадке;
  • засыпать котлованы и различные рвы;
  • выравнивать поверхности;
  • возводить насыпи, в том числе из твердого материала;
  • создавать котлованы под фундамент;
  • штабелировать и смешивать нерудные материалы;
  • очищать территорию, выкорчевывать кустарник;
  • убирать снег и расчищать гололед.

Технические характеристики

Технические характеристики T-330 для времени его выпуска были очень хорошими.

Мотор Дизельный
Система охлаждения Воздушная
Мощность 250
Расход горючего 230 г/кВт/ч
Рабочий объем двигателя 22,6 л
Вес 2 600 кг
Насосные агрегаты НШ-250 НШ – 50УЗ – Л
Цилиндры отвального устройства 2 шт.
Цилиндры рыхлителя 2 шт.
Цилиндры регулирования угла резания 2 шт.
Отвал ножей Полусферический
Ширина ножевого отвала 4, 86 м
Высота отвала 1, 82 м
Подъем отвала 1530 мм
Погружение в грунт ножа отвала 650 мм
Угол смещения отвального устройства 12
Вес 7030 т
Оборудование рыхлителя
Конструкция Регулируемый угол, навес параллелограммного типа
Зубья 1
Подъем рыхлителя 950 мм
Заглубление в грунт 1380 мм
Вес 6, 489 т
Общие параметры агрегата
Габариты 9,33х4,762х4,23
Скорость Три режима: 3,5/2,9; 6,4/5,4; 13,0/10,8
Вес трактора 41,8 т
Усилие воздействия гусеничных лент на почву 1,127 кГс/см²

Конструкция рамы и двигателя

Жесткая рама T-330 представляла собой две стальных консоли. Консоли машины объединялись тремя поперечными балками. Лонжероны имели коробчатое строение. Эластичная подвеска машины оборудована балансировочным брусом. Балансирный швеллер, закрепленный впереди, упирался в гусеничные тележки.

У модели был восьмицилиндровый дизельный мотор, оборудованный системой воздушного подвода охлаждения. На первых машинах устанавливался двигатель марки 8 ДВТ с мощностью в 259 кВт. Двигательная установка без проблем запускалась при низких температурах. До –30 градусов проблем с запуском не было. Гарантийная выработка двигателя машины предполагалась в пределах 6 000 м/ч.

Но при активной работе техники этот показатель значительно уменьшался, поэтому в более поздних моделях бульдозера T-330 двигательная установка была заменена двенадцатицилиндровым двигателем марки «ЯМЗ-240» с мощностью 368 кВт. Этот двигатель выпускался Ярославским моторным заводом. Основным его преимуществом была более высокая мощность, которая позволяла увеличить производительность.

Кабина машиниста

Рабочее место машиниста в бульдозере T-330 расположено в передней части. Оно имеет целый ряд достоинств:

  • В кабине есть вентиляция и отопительное устройство.
  • В целях препятствия замерзанию установлены двойные стекла.
  • Площадь остекления обеспечивает достаточный для работы обзор, а светотехнические приборы прекрасно освещают рабочую зону.
  • Регулируемое сидение позволяет коррекцию высоты для удобства работы.
  • Подрессоренная платформа является хорошей защитой от вибраций, создаваемых силовой установкой.

Это делает работу машиниста бульдозера более комфортной.

Ходовая система бульдозера

Ходовая система T-330 полужесткая. В ее основе — две гусеничных тележки. Они могут раскачиваться осями бортовых передач. Корпуса подшипников бульдозера наполнены смазочным материалом, которого хватает на весь срок эксплуатации машины. Натяжение гусеничных лент регулирует специальное устройство, приводимое в движение посредством гидравлической энергии. Гусеничный трак разъемный. Он набран из 42 элементов, расстояние между которыми составляет 250 мм.

Свойства системы управления

Устройство T-330 имеет свои отличительные качества. Гидромеханическая передача бульдозера модульная. Она представляет собой металлический диск с зубьями, которые при движении входят в аналогичные пазы другого диска. Привод осуществляется раздельно. Передача идет на каждый борт.

Ресурс крутящегося момента передается на ведущие колеса и насосные агрегаты гидросистемы. Этому способствует гидротрансформатор, помогает регулятор согласования и движение карданного вала. Режим передачи вращательного эффекта меняется гидротрансформатором бесступенчато. Он соответствует величине нагрузки.

Коробка переключения передач у бульдозера одна. Раздваивающийся поток силы позволяет менять курс обращения основных колес. Это позволяет регулировать передвижение и повороты бульдозера на месте. Управление коробкой передач осуществляется дисковыми гидромуфтами.

Виды навесного оборудования

T-330 создавался как базовая модель для использования с различным навесным оборудованием:

  • бульдозерным;
  • рыхлительным;
  • крановым;
  • экскаваторным.

Высокая производительность этой машины – результат большого объема отвала. Диагональная тяга обеспечивает максимальную близость отвала к капоту бульдозера и максимум усилия на нож. Навесное рыхлительное оборудование имеет один зуб, максимальное усилие проникновения которого — 15,3 т.

Бульдозерно-рыхлительная машина на базе трактора T-330 имеет как свои достоинства, так и недостатки. Бульдозер до сих пор используется в строительстве и промышленности.

Видео по теме: Трактор Т-330

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: