Принцип работы комбайна дон 1500

Устройство зерноуборочного комбайна «ДОН-1500»

Рис. 1. Комбайн «ДОН-1500» (общий вид).

4) – Зерновой бункер;

6) – Выгрузной шнек бункера;

7) – Днище копнителя;

8) – Колосовой элеватор.

Комбайны «ДОН» предназначаются для уборки зерновых колосовых культур во всех зерносеющих зонах России, не только прямым, но и раздельным комбайнированием. Дополнительные приспособления (при наличии) можно эффективно использовать на уборке крупяных и мелкосеменных, зернобобовых культур, семенников трав, подсолнечника, риса, сои, кукурузы на зерно, а также для крутосклонных работ.

В зависимости от условий уборки, зоны применения, а также от потребности хозяйства комбайны комплектуются копнителем (для сбора незерновой части урожая), капотом для укладки соломы и половы в валок либо измельчителем, который работает по следующим технологическим схемам: разбрасывание измельчённой соломы по полю, сбор соломы и половы в прицепные тележки и прочее.

Комбайн «ДОН-1500» выполнен по стандартной («классической») схеме с бильным молотильным устройством и клавишным сепаратором. Он комплектуется двигателем мощностью 220 л/с (162 кВт), усиленным мостом ведущих колёс с гидравлическим либо механическим приводом (в агрегатной компоновке), бункером увеличенной ёмкости с высокопроизводительным выгрузным устройством, что даёт возможность значительно сократить простои комбайна на выгрузке зерна и потребность в грузовом транспорте для вывоза зерна из-под комбайна.

Использование барабана диаметром 800 мм и мощного двигателя обеспечивают устойчивость технологического процесса даже при уборке влажных длинностебельных хлебов. Для предотвращения забивания молотильного аппарата предусмотрены экстренный сброс подбарабанья, а также возможность его глубокого опускания (до 100 мм).

В комплектацию комбайна входит одна из жаток захватом 6,7 либо 8,6 метров. Также возможна поставка платформы-подборщика для раздельной уборки хлебов.

Использование в жатках шнека большого диаметра, мотовила с двусторонними эксцентриковыми механизмами и граблинами, снабжёнными подпружиненными пальцами, вкупе с приводом, рассчитанным на передачу большого крутящего момента, обеспечивает устойчивое протекание технологического процесса жатки даже при уборке влажных, длинностебельных и засорённых хлебов.

На случай забивания шнека (при работе в наиболее тяжёлых условиях) в механизме привода предусмотрено реверсивное устройство, которое обеспечивает быстрое освобождение шнека от соломистой массы без затраты больших усилий со стороны комбайнёра.

В качестве моторной установки использован четырёхтактный дизельный двигатель СМД-31А водяного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Система охлаждения двигателя состоит из трубчатого шестирядного водяного радиатора, воздушного радиатора аналогичной конструкции, сетчатого воздухозаборника с вращающимся очистителем пожнивших остатков и масляного радиатора.

Мост ведущих колёс с механическим приводом имеет в своём составе коробку диапазонов (механическая трёхходовая с четырьмя диапазонами переднего хода и одним – заднего хода); планетарно-цилиндрический двухступенчатый бортовой редуктор; сухое однодисковое сцепление с диафрагменной пружиной; рабочие тормоза (дисковые, с раздельным гидроприводом на каждое колесо); стояночный тормоз. Мост ведущих колёс с объёмным гидроприводом снабжён двухходовой коробкой с тремя диапазонами.

На комбайне «ДОН» установлены шины низкого давления 0,15-0,18 МПа (1,5-1,75 кгс/см 2 ). В отличие от шин комбайнов «НИВА» и «ЕНИСЕЙ», они имеют протектор с редкими и высокими грунтозацепами, что обеспечивает их самоочистку и высокую проходимость комбайна на влажных грунтах.

Гидравлическая система комбайна состоит из двух независимых систем: гидросистемы рабочих органов и гидросистемы рулевого управления. Гидросистема рабочих органов служит для подъёма/опускания жатки и мотовила, поворота выгрузного шнека, горизонтального перемещения (выноса мотовила), включения молотилки и выгрузного шнека, отключения жатки, изменения скорости комбайна и частоты вращения барабана и мотовила, прокрутки молотильного аппарата и жатки, улучшения выгрузки зерна из бункера, очистки воздухозаборника, управления копнителем либо измельчителем.

Впервые на отечественных комбайнах использованы бесконтактные электронные устройства для контроля за всеми основными сборочными единицами и агрегатами.

Система автоматического контроля технологического процесса и состояния важнейших агрегатов комбайна «ДОН» обеспечивает измерение частоты вращения основных рабочих органов комбайна (молотильного барабана, вентилятора очистки, вала двигателя) и скорости его движения; выявляет отклонения от номинала частоты вращения валов тех или иных агрегатов комбайна, предупреждает комбайнёра об отклонениях режимов двигателя, гидросистемы, молотильного аппарата и прочих агрегатов и систем комбайна от нормы посредством светового табло и звуковой сигнализации.

Световое табло смонтировано в кабине на передней стенке отсека кондиционирования и вентиляции, здесь же располагается блок переключателей электрооборудования комбайна.

Рис. 2. Комбайн «ДОН-1500» (часть щитков и ограждений снята).

1) – Жатвенная часть;

4) – Битер проставки;

5) – Кожух ведомого вала;

6) – Плавающий транспортёр наклонной камеры;

7) – Кабина комбайнёра;

9) – Загрузочный шнек бункера;

10) – Отбойный битер;

11) – Зерновой бункер;

12) – Горизонтальный выгрузной шнек;

14) – Щиток сброса соломы;

15) – Соломонабиватель (соломоподпрессовщик);

16) – Наклонный выгрузной шнек;

19) – Удлинитель верхнего решета;

20) – Верхнее решето;

21) – Колосовой элеватор;

22) – Колосовой шнек;

23) – Нижнее решето;

24) – Автономное домолачивающее устройство;

25) – Зерновой шнек;

26) – Разравнивающий шнек домолачивающего устройства;

Комбайн Дон 1500

Дон-1500 — советский зерноуборочный комбайн. Предприятие «Ростсельмаш» выпускало этот комбайн с 1986 в течение двадцати лет. В 2006 году «Ростсельмаш» перешел на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна. Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем. Им пользовались наравне с моделью Нива СК 5.

Фото комбайна Дон 1500

Устройство комбайна Дон 1500

Зерноуборочный комбайн Дон-1500 состоит из жатки шириной 5, 6, 7 или 8,6 м, наклонной камеры, молотилки, бункера, копнителя, копота или измельчителя соломы, двигателя, силовой передачи, ходовой системы, гидросистемы, кабины, органов управления и электронной системы контроля технологического процесса и состояния агрегатов. Ширина молотилки 1500 мм.Его можно совместить с жаткой ПСП-10.
При раздельной уборке зерновых вместо жатки может навешиваться платформа-подборщик.
На жатке смонтированы делители, мотовило, режущий аппарат, шнек, битер проставки, копирующие башмаки. В наклонной камере установлен цепочно-планчатый транспортер.
Молотилка состоит из молотильного аппарата, включающего барабан и подбарабанье, отбойного битера, соломотряса, транспортной доски, очистки, зернового и колосового шнеков, зернового и колосового элеваторов, домолачивающего устройства, распределительного шнека.
Бункер снабжен загрузочным и выгрузным шнеками.
Комбайны снабжены пневматическими колесами: передними – ведущими и задними – управляемыми.

Фото устройства комбайна Дон 1500

Технические характеристики Дон 1500

Технические характеристики
Жатка
Тип PowerStream
Ширина захвата жатки, м 6/7/9
Предварительные установки высоты среза, мм 35-65/85-115/130-160/170-200
Скорость срезов ножа, срезов/мин 946
Частота вращения мотовила, об/мин 15-49
Обмолот
Диаметр барабана, мм 800
Длина барабана, мм 1484
Частота вращения барабана, мin, об/мин 445
Частота вращения барабана, мax, об/мин 900
Угол охвата подбарабанья, град. 130
Общая площадь подбарабанья, кв. м 1,38
Сепарация
Тип соломотряса 5 клавишный
Длина соломотряса, м 4,1
Площадь сепарации соломотряса, кв. м 6,15
Очистка
Общая площадь решет, кв. м 4,74
Тип вентилятора очистки шестилопастной
Частота вращения вентилятора очистки, об/мин 380-1000
Двигатель
Тип двигателя 4-х тактный, жидкостного охлаждения без турбонаддува
Модель двигателя ЯМЗ-238АК
Производитель двигателя Ярославль
Мощность двигателя, кВт 173
Мощность двигателя, л.с. 235
Удельный расход топлива, номинальный, г/л.с. ч 162
Емкость топливного бака, л 540
Зерновой бункер
Вместимость бункера зерна, куб. м 6
Высота выгрузки, мм 2900
Скорость разгрузки бункера, л/сек 42
Габаритные размеры и масса
Длина с жаткой в транспортном положении, мм 17500 (жатка 6 м)
Ширина в транспортном положении, мм 4400
Высота в транспортном положении, мм 3980
Масса без жатки/ с жаткой, кг 10990/12590 (жатка 6 м)

Преимуществ этого вида техники

    • Высокая производительность, которая достигается благодаря использованию классической однобарабанной системы. Молотильный барабан обладает очень крупным диаметром, он комплектуется набором широкозахватных жаток. Эта техника комплектуется зерновым бункером большего объема, который отличается оперативностью выгрузки. Комбайн снабжен гидростатическим приводом, который обеспечивает высокую маневренность и легкость управления. Топливный бак крупных размеров серьезно увеличивает время автономной работы. Современная кабина, которая отличается высоким уровнем комфорта, позволяет создать необходимые условия для высокой продуктивности труда.
    • Возможность выполнять работу практически в любых условиях. Жатки комплектуются копирующим устройством и специальным камнеуловителем, что дает возможность проводить работы даже на очень трудных полях. Специальная конструкция наклонной камеры и удобный сброс деки дают возможность при необходимости быстро восстанавливать работоспособность всех механизмов. Вибропобудители бункера позволяют осуществлять выгрузку при любых погодных условиях.
    • Низкие потери при уборке и возможность на выходе получать чистое зерно. Благодаря достаточно большой площади подбарабанья достигается тщательный и мягкий обмолот. Специальный двухступенчатый механизм очистки, снабженный вентилятором, а также устройство автономного домолота дает возможность на выходе получить чистое и целое зерно. Специальная конструкция барабанного обмолота, снабженная клавишным соломотрясом, позволяет добиться высочайшего качества зерна при довольно незначительных энергозатратах.
    • Высокий уровень универсальности. Благодаря огромному набору разнообразного дополнительного оборудования, комбайны этой модели в состоянии убирать различные виды культур. Навесное оборудование обеспечивает гибкую работу с незерновым урожаем.
    • Долговечность и высокая надежность. Рациональная конструкция обеспечивает невероятно долгий срок эксплуатации практически при любых условиях.
    • Высокая экономичность. Неприхотливый двигатель и надежная система фильтрации являются гарантией экономичного потребления топлива. Минимальное количество точек смазок и удобный доступ к ним обеспечивают простоту и оперативность технического обслуживания.
Читайте также  Комбайн лаверда технические характеристики

Зерноуборочный комбайн Дон 1500 Б

Дон 1500 б — зерноуброчный комбайн, пользующийся доверием у фермеров.

Фото комбайна Дон 1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.
В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два. Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.
  • Верхнее решето стало больше.
  • Изменились параметры шкива барабана, и увеличился его диапазон скоростей.
  • Выгрузной шнек стал больше.
  • В приводном механизме жатки появился реверс.
  • Механизм резания получил укороченные пальцы открытого типа.
  • Появилась особая дека, устранившая залипание, когда убирается влажное зерно.

Комбайн Дон-1500 — надежная классика от «Ростсельмаша»

После появления зерноуборочных комбайнов уже никто не жнет, не вяжет снопы вручную и не молотит их цепами, затратив массу сил и времени. Пустив по полю надежный и эффективный агрегат Дон-1500, можно не беспокоиться о сохранности урожая – он будет убран в срок, не успев промокнуть от дождей и развеяться ветрами.

Комбайн Дон-1500

Знаменитое предприятие «Ростсельмаш» выпускало эту колесную самоходную машину в течение двадцати лет, в 2006 году перейдя на более новые модели (Vector и Acros). В свое время Дон-1500 считался самым популярным агрегатом для уборки зерна на всех обширных просторах полей СНГ.

Классическая бильная схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, большой бункер для зерна и мощный двигатель – вот отличительные черты данного комбайна. Отметим еще быстрый выгрузной механизм и упрочненный ведущий мост. В комплекте идет жатка длиной 6, 7 или 8,6 метра. Также возможна комплектация измельчителем, капотом, копнителем.

Сфера использования

Если поле имеет уклон не более восьми градусов, то Дон-1500 легко пройдет по нему, убрав колосья пшеницы, ржи, овса или другой зерновой культуры. При условии изменения режима механизма обмолота комбайном возможно пользоваться для обработки кукурузных и соевых полей, сбора семенников трав и крупяных культур. Для этого применяются дополнительные приспособления.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • Колеса оснащены шинами низкого давления с высокими грунтозацепами. Они позволяют машине не застревать даже во влажной и вязкой земле.
  • Сильный и экономичный мотор, а также солидный диаметр молотильного барабана (самый большой в мире) дают возможность прекрасно работать даже с влажными колосьями большой длины.
  • Чтобы молотильный механизм не забивался, продумана система значительного опускания подбарабанья и его скоростного сброса.
  • Возможность установки одного из трех размеров жатки, продуманная конструкция которой позволяет точно копировать небольшие неровности почвы. Саму жатку менять очень быстро и просто.
  • Большая и удобная кабина оператора, герметичная и защищенная от шума. В ней есть кондиционер.
  • Бункер, в который ссыпается зерно, имеет увеличенный размер. Это весьма удобно – не нужно часто гонять транспорт для перевозки урожая.
  • Машина разработана для отечественных полей, и она, как правило, на них оказывается эффективнее, производительнее и дешевле в эксплуатации, чем зарубежные комбайны.
  • Отличный сервис «Ростсельмаша», невысокая стоимость запасных частей. Их легко достать. Механизаторы хорошо знают Дон-1500 и могут сами произвести небольшой ремонт.

Недостатки:

  • Силовая часть находится близ кабины, из-за чего оператора обдувает горячий воздух.
  • Импортные комбайны всё же более надежны, комфортны и имеют больше удобных дополнительных функций (однако они стоят значительно дороже).

Фото комбайна Дон-1500

Устройство

Двигатель

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Гидравлика

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.
Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.
Схема цепных передач комбайна Дон-1500

Жатка

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Дон 1500:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип двигателя СМД-31А
Скорость (транспортная, максимум) 22 км/ч
Скорость (рабочая, максимум) 10 км/ч
Производительность 14000 кг/ч
Скорость вращения барабана от 512 до 954 об/мин
Диаметр барабана 0,8 м
Длина барабана 1,484 м
Захват жатки 6,7 или 8,6 м
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем) 13 т
Объем зернового бункера 6 м3
Намолот от 6 до 8 кг
Ширина молотилки 1,5 м
Высота 4 м
Ширина 8,05 м
Длина (с делителем и копнителем) 11 м

Видео обзор комбайна Дон 1500:

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

Отличительные характеристики моделей Дон-1500А и Дон-1500Б:

Характеристики Дон-1500А Дон-1500Б Ед. измерения
Тип двигателя СМД-31А ЯМЗ-238
Радиус кривошипа коленвала соломотряса 6 8 см
Частота вращения коленвала 157 195 об/мин
Мощность двигателя (эксплуатационная) 165,6 178 кВт
Частота вращения (номинальная) 2000 2000 об/мин
Число цилиндров двигателя 6 8 шт.
Диаметр цилиндра 12 13 см
Ход поршня 14 14 см
Рабочий объем 9,5 14,86 л
Расход горючего (удельный) 224-234 220 г/кВт*ч
Производительность 14000 16800 кг/с
Скорость вращения барабана от 512 до 954 от 450 до 900 об/мин
Диаметр наклонного выгрузного шнека 25 30 см

Дон-1500Н и Дон-1500Р

И напоследок – пару слов о двух более редких модификациях. Вариант Дон-1500Н был предназначен для нечерноземных зон. А Дон-1500Р — для уборки риса. Последняя машина не на колесном, а на полугусеничном ходу (который еще зовут рисовым ходом).
Видео обзор комбайна Дон 1500Б:

Как работает сельскохозяйственный зерноуборочный комбайн

Зерноуборочный комбайн — сельскохозяйственная машина для уборки колосовых культур, таких как пшеница, рожь, ячмень. При установке дополнительного оборудования агрегат способен собирать и другие технические сорта зерновых: кукурузу, рапс, гречиху и подсолнечник, зернобобовые и мелкосеменные смеси.

Среди агрономов и фермеров широкое распространение получили самоходные комплексы «Дон-1200», «Дон-1500» и «Вектор». Их производительность достигает 8-12 т за 1 час, потери зерна — не более 1,5%. Комплексы используются при прямом и раздельном способах комбайнирования.

Комбайн по сбору зерновых культур представляет собой сложный механизм, который выполняет полный технологический цикл, включающий такие операции:

  • срезание хлебных колосьев;
  • подачу их к молотилу;
  • обмолот зерен;
  • очищение вороха;
  • перемещение в бункер;
  • выгрузку зерна.

Выполнять указанные операции вручную или с помощью узконаправленных устройств трудозатратно, на это уйдет много времени и сил. Эту проблему решает применение комбайна. Такая техника отлично работает в полях, быстро и качественно собирает зерновые культуры, выполняя свою задачу. Комбайн автоматически отделяет нужную часть урожая. Для этого необходима настройка, соответствующая собираемой зерновой культуре.

При своевременном обслуживании и контроле технического состояния комбайн прослужит много лет.

Устройство зерноуборочного комбайна, рабочий процесс от подготовки агрегата до его эксплуатации рассмотрим на примере Дон-1500.

Что делает комбайн

Зерноуборочный комбайн представляет собой машину, которая выполняет сразу несколько операций. Двигаясь по полю, комбайн срезает зерновые культуры. После этого осуществляется подача зерна к молотильному аппарату, где происходит обмолот зерна от колосьев. Затем происходит отделение чистого зерна от постороннего мусора. Готовый продукт подаётся в специальный бункер, где он накапливается в процессе обработки поля. При заполнении бункера комбайн отправляется к месту выгрузки, где опустошает контейнер.

Комбайн заменяет такие устройства, как жатка, молотилка и веялка. Это универсальное средство сбора урожая.

Также комбайн может комплектоваться дополнительным оборудованием для сбора различных сортов зерновых культур.

Как устроена техника

Комбайн имеет относительно простую конструкцию, которая при этом включает достаточно много элементов. Одновременная работа все элементов обеспечивает эффективный сбор урожая. Классическая конструкция комбайна представлена на фото ниже.

На 3-D разрезе видно строение основных узлов комбайна и можно представить принцип его действия.

Общее устройство зернового комбайна:

  1. Жатка.
  2. Проставка.
  3. Наклонная камера.
  4. Молотильно-сепарирующее устройство (МСУ).
  5. Бункер.
  6. Копнитель.
  7. Двигатель.
  8. Трансмиссия.
  9. Ходовая система.
  10. Гидравлика.
  11. Электрооснастка.
  12. Органы управления.
  13. Кабина.
  14. Электронная контрольная система.

На схеме выше видно расположение основных деталей комбайна. Строение зерноуборочного комбайна позволяет ему работать в одно и том же режиме достаточно долгое время. Для надежной работы нужно следить за состоянием всех элементов и заменять их в случае необходимости. Своевременная заточка лезвий, замена масла и других жидкостей в двигателе и трансмиссии обеспечат долговечность работы.

При раздельном сборе урожая вместо жатки устанавливается платформа-подборщик.

Как работает комбайн

Принцип работы зерноуборочного комбайна представлен так.

Мотовильное устройство наклоняет хлебостои, режущий аппарат производит обрезку. Поступающая на шнек растительная масса сужается и пальцевыми приспособлениями подается в наклонную камеру, затем по транспортерной ленте в МСУ. Принимающий битер комбайна для уборки пшеницы перемещает сырье к барабану. Попадающие камни и тяжелые предметы винтовыми лопастями откидываются в камнеуловитель и оседают на дне.

Колосья проходят через бичи барабана по деке. Зерна выбиваются специальными насечками, заменяющими прямые биения на скользящие, уменьшая потери. Соломенная масса транспортируется и сталкивается с поперечной планкой, происходит процесс отделения. Сепарирующая зона обмолачивает до 100% зерновых культур. Из соломенной массы выделяется до 80%, остаток поступает на соломотряс и распушается. Зерна падают вниз, проходят через клавишный механизм и очищаются на решетке, солома поступает в копнитель.

Ворох передвигается по стрясной доске от МСУ и соломотряса к пальчиковой решетке. Там очищается, примеси выдуваются потоком воздуха от вентилятора: мелкие частицы проваливаются через решето очистки и падают на начало верхнего элемента, крупные — на середину. Сквозь открытые на 2/3 жалюзи зерна и маленькие колоски попадают на нижнее решето, крупные остатки — на удлинитель и в колосовой шнек. Зерна скатываются по доске и поступают в зерновой шнек.

Колосья с колосового шнека движутся последовательно в колосовой элеватор, потом на распределительный шнек, отбойный битер, барабан. Процесс обмолачивания повторяется. Зерновой шнек перемещает сырье в зерновой элеватор и бункер. Половонабиватель прессующей камерой почти наполовину уплотняет солому, попавшую в копнитель, направляет полову на дно устройства. Как только механизм наполняется, машинист нажимает на педаль для выгрузки копны. По завершении процесса копнитель автоматически закрывается.

Если вместо копнителя установлен измельчитель, происходит перемалывание мякины и разбрасывание ее по полю.

Схема работы комбайна

Силовой конструкцией зерноуборочного комбайна является рама, на которую опираются мосты. У комбайна два моста — передний с ведущими колесами и задний с поворотными. Также на раме крепятся молотильные устройства, транспортирующие приспособления, бункер для готовой продукции, двигатель внутреннего сгорания, кабина с соответствующими органами управления, механизация привода, гидросистема и электрооборудование. Спереди комбайна с использованием шарниров крепится жатвенная часть. Сзади, в зависимости от комплектации, может быть установлен измельчитель или копнитель для соломы.

Данная схема работы комбайна является классической. Наглядный пример работы комбайна представлен на видео в конце статьи. Посмотрев этот ролик, можно оценить качество конструкции и относительную простоту работы.

Подготовка к работе

Хлебная масса не поддается стандартизации. Такую проблему, как потери зерна при обмолоте, решают усовершенствованием конструкции сельхозмашины и осуществлением регулировок рабочих органов.

Правильная техническая подготовка комбайна к работе — залог бесперебойного проведения всего технологического процесса.

Перед эксплуатацией агрегата проверяют его техническое состояние, комплектность, действие всех систем и единиц. При обнаружении неисправностей их обязательно устраняют.

  • затяжки крепежных соединений;
  • натяжение ремней и прогибы цепей;
  • расположение шкивов, звездочек и контуров;
  • герметичность деталей;
  • состояние мотора и мостов;
  • педали управления.

При подготовке к работе зерноуборочного комбайна для уменьшения потерь обмолота особое внимание уделяют настройке параметров с учетом вида убираемой культуры и условий эксплуатации. Так, для пшеницы:

  • молотильный барабан устанавливают на скорость 900-1300 об/мин;
  • зазор основной деки — на 8-12 мм;
  • отверстия решета — 8-10 мм;
  • пазы вентилятора — точки 2-3;
  • частота вращения вентилятора — 700-850 об/мин.

Эксплуатация

Эксплуатация зерноуборочного комбайна должна осуществляться по инструкции:

  1. Проверяют уровень масла в двигателе, коробке, баке гидравлики, охлаждающую жидкость в радиаторе, топливо в топливном баке.
  2. Выбирают подходящую передачу при среднем положении рычага хода, толкают вперед и начинают движение.
  3. Регулируют скорость езды, проверяют тормоза.
  4. При температуре воздуха ниже 0°С двигатель должен поработать несколько минут на холостом ходу.
  5. Переключение скоростей осуществляют на ровной поверхности земли. Сначала переключатель устанавливают на нейтральную передачу, затем на желаемую.
  6. Педали тормоза сцеплены. Системой пользуются плавно. Запрещено двигаться по наклонной вниз на нейтралке.
  7. При движении комбайна по дорогам общего пользования жатки устанавливаются на свои места, направление передних и задних фар должно быть отрегулировано, включается только ближний свет. Зерновой бункер пустой.
  8. При езде по полю используют тормоза управления для снижения разворотного радиуса. На мягких участках уменьшают давление в передних шинах. На крутых склонах устойчивость улучшается с повышением давления колес. Если бункер загружен наполовину, шансы перевернуться минимальны.
  9. При обмолоте для обеспечения равномерной загрузки работают на больших оборотах силового агрегата. Предварительно регулируют скорость движения, высоту среза и мотовило так, чтобы загрузка хлеба происходила равномерно и непрерывно. Затем производят пробный заезд с отрегулированными параметрами.

На видео ниже показан полный цикл работы комбайна, как он устроен и что делает. Следует обратить внимание на качественное отделение зерна от общей массы растительности. Синхронная работа всех узлов обеспечивает нужную пропускную способность и минимальные потери. Из схемы комбайна видно, насколько важно проверять её работоспособность и правильно эксплуатировать технику.

Работы по установке оборудования, настройке и ремонту должен выполнять специалист, обладающий знаниями и навыками по работе с комбайном.

ГСТ-90 Дон-1500

Дон-1500 [вверх]

Дон-1500 — комбайн, известен еще с советских времен («1500» — это ширина молотильного барабана). Сегодня он все еще пользуется спросом среди российской зерноуборочной техники. Выпускается заводом «Ростсельмаш». Существуют различные модификации комбайна. Для нечерноземной зоны — ДОН-1500, ДОН-1500А, ДОН-1500Б, Дон-1500Н; рисоуборочный, гусеничный — Дон-1500Р.

С 1986 года — комбайн в серийном производстве. А совсем скоро он стал одним из самых популярных зерноуборочных машин в СНГ. На смену «Дон-1500» в 2006 году пришла серия комбайнов «Acros 530» и «Vector 410».

Комплектовались комбайны «ДОН-1500» дизельными двигателями Д-260 и ЯМЗ-238. Первоначально устанавливался двигатель СМД-31А.

Система гидравлики комбайна Дон-1500 [вверх]

Гидравлическая система Дон-1500 представлена тремя независимыми системами, а именно:

  • основная
  • рулевого управления
  • привода ходовой части

Основная гидравлическая система [вверх]

Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана. В ней используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. При подаче питания на реле определенного гидравлического клапана, он перекрывает поток, создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, на врея открывая магистраль выбранного потребителя.

Для чего же служит основная гидравлическая система (ОГС) ?

Функция ОГС — управления всеми рабочими органами комбайнов «Дон-1500» и «Дон-1200», которые участвуют в их технологическом процессе.

Основная гидравлическая система предназначена для выполнения двенадцати операций:

  • подъема и опускания жатки,
  • горизонтального и вертикального перемещения мотовила,
  • прокрутки наклонной камеры, привода выгрузных шнеков,
  • поворота выгрузного наклонного шнека,
  • включения и выключения привода молотилки,
  • включения вибраторов для активации выгрузки зерна из бункера и управления копнителем,
  • изменения частоты вращения мотовила и молотильного барабана.

Скорость движения комбайна с механическим приводом ходовой части изменяют в пределах установленного в коробке диапазона вариатором, управляемым также с помощью ОГС. В том случае, если комбайн комплектуется измельчителем с прицепной тележкой, ОГС может осуществлять автосцепку тележки с комбайном и ее опрокидывание. Система герметична и через фильтр тонкой очистки заполняется рабочей жидкостью с помощью нагнетателя.

Необходимо помнить, что в системе существуют четыре вида потоков рабочей жидкости — неотъемлемом компоненте любой гидросистемы. Именно рабочие жидкости обеспечивают защиту рабочих элементов от износа. Благодаря им, оборудование нормально работает в условиях различных температур, нагрузок и влажности.

Рабочая жидкость ОГС [вверх]

  • М-10В2 ГОСТ 8581-78
  • М-8В ГОСТ 10541-78,

или масло для гидрообъемных передач:

  • МГ-8А (М-8А) ТУ 38.101135-87,
  • М-12В2 ТУ 38.1011198-89.

Рекомендуемые замены: моторное масло М-10Г2 и индустриальное И-30А (совместимы с М-10В2) .

Объемный гидравлический привод ГСТ-90 [вверх]

ГСТ-90 — гидравлический узел, который примеянется в гидрообъемном управлении движения комбайнов Дон-1500, миксеров, погрузчиков. Гидростатическая трансмиссия ГСТ-90 состоит из насоса НП-90 и мотора МП-90. Данный гидроагрегат — аксиально-плунжерного типа. Объемный гидропривод (гидроход) ГСТ-90 применяется для передачи движения от двигателя к ходовой части с бесступенчатым регулированием скорости движения и силы тяги при ручном управлении на комбайнах, катках, миксерах и другой спецтехники и с/х техники.

Объемный гидропривод ГСТ-90. Акисально-плунжерный

состоит из гидронасоса НП-90 и гидромотора МП-90

Рабочий объем см3

Частота вращения вала минимальная об/мин

Частота вращения вала номинальная об/мин

Частота вращения вала максимальная об/мин

Подача л/мин (max)

Давление на входе минимальное, МПа (давление подпитки)

Давление на выходе максимальное, МПа

Эффективная мощность номинальная кВт

гидронасос 160,5 / гидромотор 125,6

Давление дренажа максимальное, МПа

Крутящий момент эффективный максимальный , Нм

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б

Дон 1500Б представляет собой оптимизированную версию легендарного зерноуборочного комбайна Дон 1500, выпуск которого стартовал еще в советские времена. Завод «Ростсельмаш» запустил производство модели в 1986 году. спецтехника показала высокие характеристики по сбору зерновых культур и стала использоваться на всей территории Советского Союза. За время выпуска (свыше 20 лет) технические параметры комбайна практически не поменялись, при этом он сохранил актуальность и в настоящее время. Главной особенностью, отличающей серию, стал фирменный скребковый транспортер, позволяющий выполнять уборку и обработку зерновой массы без человеческого вмешательства. Лишь в начале 2000-х годов «Ростсельмаш» стал разрабатывать замену Дон 1500Б, а в 2006 году модели Vector и Acros окончательно вытеснили данную технику.

Назначение

Машина создавалась для уборки зерновых культур многообразного вида прямым и раздельным способом комбайнирования в местах с уклоном не более 8 градусов. Дополнительное оснащение позволяет использовать комбайн для работы с крупами, зернобобовыми и мелкосеменными культурами. Эксплуатация DON 1500B возможна во всех климатических зонах, что расширяет сферу применения техники. При наличии копнителя машина подходит для уборки соломы и половы с поля, при наличии измельчающего устройства – для измельчения и последующего разбрасывания по полю или загрузки полученной массы в телегу.

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Модификации комбайна:

  • Дон 1500А – первый вариант, считающийся стандартной моделью. спецтехника оснащалась 2 крупными колесами спереди и 2 мелкими сзади. В конструкции комбайна использовался агрегат СМД-31А с очень неудобным расположением, а жатвенная часть имела возможность копирования рельефа местности;
  • Дон 1500Б – модернизованная версия классической модели. Прежний двигатель здесь заменили более мощным мотором ЯМЗ-238 АК. Среди других новшеств значились: более широкий диапазон скоростей, увеличенный выгрузной шнек, реверс приводного механизма жатки, дека для устранения залипания при сборе влажного зерна, увеличенный кривошип коленвала, второй люк камнеуловителя, увеличенное верхнее решето. Другим важным добавлением стал подборщик, позволявший разделять собранный урожай. Дон 1500Б полностью заменил дебютную версию в 1994 году;
  • Дон 1500Н – версия для работы в нечерноземных областях;
  • Дон 1500Р – модификация для уборки риса. Комбайн с полугусеничным ходом уверенно передвигался по слабому и влажному грунту и имел жатку меньшей ширины.

Особенности Дон 1500Б:

  • молотильный барабан с одним из самых больших диаметров в мире;
  • надежность;
  • возможность работы с жатками многообразных размеров;
  • шины низкого давления с значительными грунтозацепами, позволяющими работать на любом типе почвы;
  • система скоростного сброса, предотвращающая забивку;
  • бункер большого объема;
  • низкая стоимость и доступность запасных частей. Ремонт комбайна можно выполнить даже в полевых условиях. В плане обслуживания и эксплуатации модель обойдется значительно дешевле иностранных аналогов;
  • простота управления.

Недостатки Дон 1500Б:

  • двигатель расположен слишком близко к кабине оператора, потому горячий воздух сильно разогревает салон, что сказывается на уровне комфорта;
  • меньший уровень удобства, функционала и надежности в сравнении с зарубежными конкурентами.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (в транспортном положении с жаткой) – 17500 мм;
  • ширина – 4400 мм;
  • высота – 3980 мм;
  • дорожный просвет – 370 мм;
  • ширина колеи передних колес – 2800 мм;
  • ширина колеи задних колес – 2900 мм

Масса машины без жатки равняется 12590 кг, с жаткой и копнителем – 13440 кг. Скорость передвижения:

  • 1 диапазон – до 5 км/час;
  • 2 диапазон – до 10 км/час;
  • транспортная – до 20 км/час.

Эксплуатационные характеристики:

  • ширина захвата жатки – 6000/7000/9000 мм;
  • диаметр барабана – 800 мм;
  • длина барабана – 1484 мм;
  • частота вращения барабана – 445-900 об/мин;
  • угол охвата – 130 градусов;
  • общая площадь подбарабанья – 1,38 кв.м;
  • общая площадь сепарации – 6,15 кв.м;
  • площадь решет – 4,74 кв.м;
  • емкость бункера – 6000 л;
  • скорость выгрузки – 42 л/сек;
  • высота выгрузки – 2900 мм.

Двигатель

Главным отличием комбайна Дон 1500Б от предшественника стал новый двигатель – 4-тактный дизельный агрегат ЯМЗ-238АК без турбонаддува с жидкостным охлаждением. Данный мотор разрабатывался специализированно для этой модели комбайна и в настоящее время уже не выпускается. При этом допускается замена двигателя на другую модификацию, представляющую 238 серию моторов Ярославского завода.

V-образная силовая установка отличается надежностью и имеет непосредственный впрыск горючего и воспламенение от сжатия. Регулировка оборотов выполняется механически. Модель может оснащаться механизмом отбора мощности.

Характеристики двигателя ЯМЗ-238АК:

  • рабочий объем – 14,86 л;
  • номинальная мощность – 173(235) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2000 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 932 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 220 (162) г/кВт в час (г/л.с. в час);
  • объем топливного бака – 540 л;
  • масса – 1250 кг.

Устройство и особенности эксплуатации

Ходовая часть DON 1500B представлена 2 мостами (ведущих и управляемых колес). Мост ведущих колес включает балку, бортовые редукторы и коробку диапазонов. Полуоси, соединенные втулками с ведущими валами редукторов, передают усилие от КП к бортовым редукторам. Бортовые редукторы крепятся к балке посредством фланцев и обеспечивают увеличение и передачу усилия от коробки диапазонов к колесам. Относительно балки бортовые редукторы крепятся в 2 положениях, что позволяет устанавливать колеса разного диаметра при сохранении высоты комбайна. Мост управляемых колес основан на несущей балке с трубчатой осью, имеющей переменное сечение. На балку с использованием подшипников скольжения устанавливается рама молотилки. Колеса крепятся к фланцу ступицы, а специализированные шины с самоочищающимся протектором обеспечивают высокую проходимость.

Для комбайна выбрана специализированная коробка диапазонов скоростей с 3 режимами:

  • для работы на поверхности с уклоном 4-8 градусов;
  • для работы на поверхности с уклоном 0-4 градусов;
  • для передвижения с пустым бункером.

Дон 1500Б в отличие от начальной версии оборудован коробкой с гидроприводом. Устанавливается элемент на балке ведущего моста и служит для изменения скорости и режима передвижения. Включение передачи выполняется при помощи подвижных зубчатых колес, находящихся на валах.

Управление мостами осуществляется с использованием гидравлики, позволяющей регулировать скорость бесступенчато. Гидромотор находится на валу коробки диапазонов. Ведомый мост опять же работает от гидравлики. Комбайн оснащается сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной.

Гидросистема комбайна имеет 3 подсистемы:

  • привод для работы с ходовой частью;
  • гидросистема рабочих механизмов;
  • привод рулевого управления.

Для стоянки у техники имеется особый тормоз, управляемый рычагом с кнопкой, позволяющим закрыть замок-собачку. Для остановки машины следует потянуть рычаг до 3-4 щелчка. Отключение выполняется обратным движением с нажатием на кнопку. На бортовых редукторах находятся дисковые тормоза с раздельным гидроприводом, воздействующие на ведущие валы редукторов. В действие они приводятся при нажатии на педаль. На твердом грунте раздельное торможение применять не рекомендуется, поскольку оно применяется на мягкой и влажной почве.

Электросистема функционирует на постоянном токе (24 В) и является однопроводной. спецтехника оснащается выпрямителем и генератором переменного тока. Особенность электросистемы заключается в наличии особой контролирующей системы, выдающей информацию по 22 параметрам. Об отклонениях она оповещает посредством звуковой и световой сигнализации.

Для Дон 1500Б применяется жатвенная часть PowerStream, состоящая из:

  • режущего механизма (со сдвоенными пальцами или открытого типа);
  • приводного механизма;
  • механизма уравновешивания;
  • делителей;
  • шнека увеличенного размера (590 мм).
  • мотовила с парой эксцентриков. Управление элементом выполняется при помощи 2 гидроцилиндров, движущихся синхронно. В состав мотовила входят барабан, подбарабанье, транспортная доска, отбойный битер, система очистки, соломотряс, шнеки, элеваторы и домолачивающее устройство.

В передней части жатки находятся башмаки для копирования поверхности поля. При транспортировке жатка располагается в специализированной тележке.

опять же комбайн может оснащаться:

  • жаткой ПСП-10;
  • платформой-подборщиком.

Среди других элементов техники выделяют наклонную камеру с цепочно-планчатым транспортером и бункер со шнеками загрузки и выгрузки.

Дон 1500 Б оснащается просторной кабиной оператора с улучшенной шумоизоляцией и отличным обзором. Для оператора предусмотрена принудительная вентиляция, функционально устанавливается кондиционер. Рулевая колонка находится в центре кабины оператора оператора перед механизатором и может регулироваться по углу наклона (5-30 градусов) и высоте (диапазон – 100 мм). Подрессоренное сиденье допускает настройку в горизонтальной и вертикальной плоскости и с учетом массы водителя. Рядом с оператором располагаются 2 рычага: для выбора направления движения (переднее, заднее) и диапазона (1-3). На рукоятке первого рычага имеются кнопки управления мотовилом и жаткой. Справа от оператора присутствует панель с элементами управления и контроля, основной частью которой является автоматическая система контроля (АСК), отслеживающая параметры функционирования ключевых системы (двигателя, шнека, бункера, очистной системы, молотильного устройства и других элементов).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: