Портовые краны характеристики

Портальный кран: виды, принцип работы, характеристики

  • Портальные краны и их разновидности
  • Мостовые краны
  • Портовые краны
  • Краны на рельсовом ходу
  • Краны на пневмоходу
  • Доковые краны
  • Конвеерные системы
  • Балочные краны
  • Кран для баржи
  • Портовые краны: большой рассказ о могучей технике
  • Устройство портального крана
  • Разновидности портальных кранов
  • Характеристики портального крана

Проведение испытаний портального крана “АИСТ”, серия № 2003044 в ММТП

Портальные краны и их разновидности

Портальный кран представляет собой вид кранового оборудования, которое располагается на портале. Такой кран передвигается по специальному рельсовому оснащению, располагается которое на эстакаде либо на дорожном покрытии. В настоящее время большой популярностью пользуются портальные краны RHC, благодаря высокому качеству и доступной цене.

Все портальные краны можно разделить на следующие виды:

– краны на пневмоходу;

– краны на рельсовом ходу;

Мостовые краны

Мостовой кран представляет собой причальный перегружатель, который характеризуется пролетным строением мостового типа. Число консолей моста и конструкция будут зависеть от планировки причала и назначения крана. Сам кран состоит из подвесной грузовой тележки, металлоконструкции, механизма передвижения, автоматического захвата, кабеля подвода тока, кабельного барабана, оттяжек, захвата для длинномеров, грейфера и вертикальной стойки. Несущие элементы конструкции крана, как и тележки, сделаны из низколегированной стали. Для сопротивляемости усталостным явлениям и повышения технологичности каждая из рам портала изготовлена из сварных балок коробчатого сечения. Также на кране присутствуют блокирующие устройства, обеспечивающие безопасность.

Портовые краны

Грузоподъемность таких устройств колеблется в пределах 1,5-20 тонн. Если грузоподъемность более 3 т, то они оснащаются сменным оборудованием: крюками для штучных грузов и грейферами для насыпных грузов. В зависимости от обслуживаемых судов и ширины прикордонных складов у портовых кранов максимальный вылет составляет 15-40 м. Ширина колеи портала будет зависеть от количества жд путей, которые перекрывает портал.

Краны на рельсовом ходу

Такой вид крана (RMG) представляет собой контейнерный портальный кран. Кран перемещается по рельсам, он оснащен спредером и может поднимать и штабелировать 20-40 контейнеров. RMG краны предназначены для работы по обработке контейнеров. Такие краны отличаются тем, что имеют электропривод, высокую скорость движения и большую грузоподъемность. Они очень эффективные для перегрузки большого количества контейнеров на рельсы с дороги. Применение таких устройств предоставляет возможность более рационально использовать всю площадь терминала.

Краны на пневмоходу

Такие устройства служат для работы на складах и отличаются своей производительностью. Они комплектуются компонентами в соответствии с потребностями заказчика. Основой надежности таких кранов является:

– полное отсутствие гидравлики;

– использование электродвигателей переменного тока;

– электропривод с частотным регулированием.

Вышеперечисленные составляющие способствуют сокращению работ по техническому обслуживанию.

Доковые краны

Такие краны составляют особую группу. Они предназначены для осуществления работ внутри доков и устанавливаются на бортах плавучих доков. Устойчивость конструкции обеспечивается противовесами, а если есть необходимость, то в опоры портала заливается бетон. Проектируются доковые краны с учетом дифферента дока и крена.

Конвеерные системы

Такие системы предоставляют возможность транспортировать почти любые сыпучие грузы. Они отличаются повышенной производительностью, а транспортирование осуществляется при угле наклона от 0 до 45 градусов, если работает один привод. Если работает 2 привода, то угол неограничен.

Балочные краны

Такие конструкции представляют собой крановое оборудование мостового типа, которое служит для выполнения подъемно-транспортных и разгрузочно-погрузочных работ в промышленных цехах, на крановых эстакадах и складах производственных предприятий. Такая спецтехника используется в процессе разгрузки речных и морских судов, постройке промышленных и гражданских сооружений.

Кран для баржи

Такая конструкция является судном технического флота, которое устанавливается на понтон. Они бывают речными, морскими, самоходными и несамоходными. Исходя из конструкции грузоподъемного устройства, их разделяют на неповоротные и поворотные. На реках часто применяются гидравлические краны-манипуляторы, которые отлично подходят для очистки водоемов и рек в прибрежной зоне, а также для различных работ на прибрежных объектах.

Автор: Администрация Общая оценка статьи: Опубликовано: 2016.04.05

Подъёмные краны, устройство и эксплуатация[ Cranes , and operation of the device]

Портовые краны: большой рассказ о могучей технике

Портальным краном принято называть такой вид кранового оборудования, который отличается от других, наиболее привычных видов кранов, тем, что расположение его основано не на гусеничном или колесном ходу, а на так называемом портале.

Портальный кран в отличие от вышеназванных кранов имеет свойство передвижения по специальному рельсовому оснащению, которое может быть проложено на дорожном покрытии или на эстакаде.

Устройство портального крана

На кране данного вида, на портале устанавливается основная часть, имеющая поворотную систему. Портальные краны могут выполнять множество функций, а потому часто имеют подразделения, на краны, работающие с крюком, с грейферным захватом. А так же строительные и монтажные.

Портальные краны достаточно часто используются по всем территориям, поскольку они достаточно легко передвигаются и имеют массу прекрасных рабочих характеристик. Во первых их грузоподъемность имеет достаточно высокие показатели, а именно в зависимости от модели крана она может варьироваться в пределах от восьмидесяти до трехсот тонн, что является достаточно высоким показателем. Достаточно широко используются такие виды кранов в такой отрасли как судостроительство и другие монтажные работы в порту.

Разновидности портальных кранов

Сами порталы, которые выполняют двигательную функцию подобного вида кранов, имеют так же множество подразделений. Во первых они могут различаться по таким показателям как вид присоединения самой опоры к ригелю сверху. А именно бывают порталы жесткого вида и шарнирного типа. Количество присоединений может быть выполнено в виде двухстоечного присоединения и четырехстоечного. Так же в зависимости от модели портального крана может разниться и количество присоединений непосредственно с частью ходовой, а именно это может быть присоединение трехопорного вида и четырехопорного вида.

Сама конструкция портального крана имеет разные особенности. Так для разных видов работ и в зависимости от места назначения используются такие портальные краны, как краны решетчатого вида. Существуют так же такие виды конструктивного образования портальных кранов, как башенные рамного типа, рамно-башенные раскосного типа и просто рамные.

Обычно, за конструктивные, вышеперечисленные особенности портального крана отвечает поворотно-опорное устройство, которое выполнено, как правило, стандартный механизм, с редукторами зубчатой или червячной формы. Муфта данного механизма, как правило, может быть конической или иметь многодисковый вид. Передача в основном у данного механизма открытого зубчатого типа.

Характеристики портального крана

Портальный кран имеет в оснащении, как правило, несколько механизмов, которые могут быть подъемными, так же существует вылетной механизм, поворотный механизм и, наконец, механизм передвижной. Все вышеназванные механизмы, за исключением передвижного, являются рабочими, передвижной механизм относится к числу установочных.

Передвижной механизм имеет конструкцию, состоящую из тележек приводного и неприводного вида, которая объединяется балансировочной системой. Сами тележки оснащены специальной системой от угона. Использование портальных кранов может быть разнообразным, поэтому сама техника делится на типы применения. Так портальные краны могут быть монтажными, выполнять перегрузочные работы, такие краны имеют в рабочем арсенале такие элементы как грейферы захватывающего действия.

И еще одним из видов портального крана является доковый кран. Данное устройство подразумевает на портале наличие бункерного устройства. Данный вид, как правило, используется для работы с сыпучими грузами. Портальные краны особенно распространенны для работы с судами и для портовых работ в целом, они обладают высокими производительными характеристиками и являются чрезвычайно продуктивными.

ТОП-7 самых распространенных портальных кранов разных типов

Портальный кран представляет собой грузоподъемное устройство, которое используется в сфере судостроения, в портах и на складах. Оно незаменимо в строительной отрасли и при выполнении монтажных и сборочных работ в цехах.

Типы портальных кранов

Все портальные механизмы можно разделить на следующие типы:

  • береговые;
  • плавучие.

К первым относятся те установки, которые работают на суше.

При этом не имеет значения их местоположение, ведь они могут стоять в доках, находиться в порту или на заводе, который осуществляет ремонт судов.

Такие системы имеют большую грузоподъемность, они рассчитаны на перемещение тяжестей. Их вес часто достигает 300 т.

Плавучие установки находятся на воде. Они имеют вид судна, на котором установлен механизм для подъема грузов. Установки требуются для устранения аварий и выполнения ремонтных работ. Их используют не только на воде, но и вблизи берега.

Механизмы нужны для погрузки, а также для выполнения разгрузки, когда необходимо перенести с места на место тяжести.

Установка имеет стрелу, кран расположен на портале. Так называют его часть, которая может поворачиваться из стороны в сторону, обеспечивая оператору доступ к грузам. Береговые краны способны перемещаться по ж/д рельсам, их укладывают на землю или на эстакаду.

Существует классификация портальных кранов по их назначению, все установки можно разделить на монтажные и перегрузочные. Первые подразделяют на следующие:

  • судостроительные;
  • строительного назначения.

Перегрузочные относятся к портовым кранам, они рассчитаны на перенос тяжестей весом от 1,5 до 20 т. Незаменимы при выполнении погрузочных работ.

Установки, которые могут переносить грузы от 3 тонн и более, снабжены грейферами. С их помощью можно работать с сыпучими материалами. Также грузоподъемные механизмы оборудованы крюками, это дает возможность переносить контейнеры.

Установки грузоподъемностью до 3 тонн не оборудуют грейферами. Их используют для того, чтобы снабжать углем плавучий речной транспорт. Такие механизмы имеют крюки.

Если необходима грузоподъемная система для функционирования в морском порту, стоит установить грейферный кран. Он будет перемещать грузы весом до 25 т. Например, для переноса грузов часто используется «Аист». Это многофункциональное грейферное устройство, работающее на электричестве.

Выбирая кран для порта, следует обращать внимание на максимальный вылет, он может быть в пределах 15-40 м. Чаще всего используют механизм с вылетом стрелы 30 м.

Читайте также  Как отрегулировать кран тормозных сил на полуприцепе?

Важным параметром является ширина колеи. Она зависит от количества жд путей, которые перекрываются порталом. В портах стараются устанавливать такие системы, которые на всех вылетах имеют постоянную грузоподъемность.

Порталы могут быть следующих видов:

  • однопутные;
  • двухпутные;
  • трехпутные.

Если возникает необходимость, они могут быть заменены полупорталами Г-образной формы. Отличаются тем, что одной стороной горизонтальная рама опирается на ходовые тележки. Они движутся по подкрановым рельсам, которые укладывают на эстакадах или на несущие конструкции прикордонных складов.

Речные порты часто имеют откосные набережные. В этом случае полупорталы могут перемещаться по рельсам, которые уложены на нескольких уровнях. Это сделано для того, чтобы ось вращения крана была как можно ближе к судну, которое требует разгрузки.

Во время паводков уровень воды поднимается, заливая железнодорожный путь, но это не мешает работе ходовых тележек. Они перемещаются по нижнему рельсу, работая под водой.

Конструкция трехпутного крана сложная, но он может обслуживать большую площадь. Сооружение подкрановых путей отличается высокой стоимостью, поэтому перед установкой перегрузочных кранов необходимо принимать во внимание срок окупаемости проекта.

Ко второй большой группе относятся монтажные краны, используемые в сфере строительства судов. Они требуются для выполнения судоремонтных работ, с их помощью также перемещают штучные грузы.

Для размещения грузоподъемных установок используют высокие порталы, это повышает качество обслуживания судов при проведении ремонта.

Краны нужны при строительстве кораблей на плаву, они носят название достроечных. Необходимы, если требуется выполнить ремонт судна в сухих доках. Такие системы можно часто встретить у ремонтных набережных.

Краны могут носить название стапельных. Эти грузоподъемные установки эксплуатируют, когда собирают корпуса кораблей на стапелях.

Сборка осуществляется узлами, которые имеют большой вес. Это оказало влияние на грузоподъемность систем. Достроечные и стапельные устройства перемещают грузы весом до 80 тонн. Есть механизмы, которые способны переносить с места на место более тяжелые грузы.

Монтажные краны поднимают крюк на высоту 50 м, они передвигают груз весом от 20 т. Механизмы имеют не только основной крюк, но и дополнительный. Грузоподъемность систем переменная, она часто зависит от вылета. Груз перемещается с небольшой скоростью, это отличает краны такого вида от перегрузочных. Максимальный вылет стрелы — 35-40 м. Например, в портах можно увидеть краны «Абус» и «Альбрехт», которые были выпущены в ГДР.

Отдельно можно выделить доковые краны, они движутся с малой скоростью. Их используют только внутри доков.

Строительные портальные краны требуются при возведении плотин, зданий ГЭС. Их используют для укладки бетонного раствора, подаваемого по эстакаде, монтаже щитов опалубки, плит и арматуры. С их помощью можно построить бункер, перемещать части турбин и другие тяжелые грузы.

Грузоподъемность установок от 10 до 20 т. Крюк может быть поднят на 36 м, опущен на 70 м. Максимальный вылет стрелы — 50 м.

Если есть необходимость, предприятие может приобрести полупортальный механизм. Ремонт портальных кранов и таких установок должен быть поручен специалистам.

Передвижные

Мобильный передвижной кран устанавливают в том случае, если нецелесообразно использовать козловой или другой механизм. Он часто требуется на складах и в цехах. Его эксплуатируют на открытых площадках, но монтаж возможен только на твердой и ровной поверхности.

Стреловые

Портально-стреловые краны применяются в строительстве, чаще всего ими подают бадьи с бетонной смесью. Установки оборудованы крюками, они имеют ограничитель грузоподъемности.

Механизмы используют на открытых производственных и строительных площадках. Порталы имеют большую высоту. Это сделано для того, чтобы под ними могла пройти эстакада, по которой осуществляется перевозка грузов.

Распространенные портальные краны

Предприятия широко используют портальные грузоподъемные механизмы. Выбирая установку для предприятия, стоит обратить внимание на самые распространенные модели.

Сокол

Кран Сокол работает от электричества, у него 4 опоры. Механизм имеет хорошие технические характеристики. Он полноприводной, конструкция блочная. Стрела сделана таким образом, что груз перемещается по горизонтали. Управление поворотным устройством осуществляется из кабины, благодаря этому грейфер может быть повернут на 90°.

Механизм работает от 380 В. Кабели достаточной длины, поэтому маневренность оборудования не ограничена. Оно сконструировано так, что снижена нагрузка на подкрановые пути. Детали меньше изнашиваются.

Альбатрос

Кран Альбатрос позволяет оператору перемещать грузы с высокой точностью. Впервые эта модель была выпущена в 70-х годах XX века. Сегодня ее можно встретить в портах, на промышленных площадках.

Она оборудована крюком, но в работе часто используют электромагнитный захват. Возможно применение грейфера. Особенностью грузоподъемного механизма можно назвать то, что он перемещает груз в горизонтальной плоскости.

Устройство используется для работы с навалочными грузами, им можно перемещать штучные предметы.

Кировец

Эта модель впервые была выпущена 50 лет назад, сегодня работает более 2500 устройств. В модификациях, которые выпускают предприятия, устанавливают новые электрические двигатели и редукторы. Покупка таких моделей выгодна тем, что они не требуют больших эксплуатационных расходов.

Портальный кран Ганц отличается высоким КПД. Оператор может использовать в работе грейфер или крюк. Это надежная установка, оснащенная системой рекуперации. Срок эксплуатации механизма большой, поэтому его приобретают многие предприятия.

Кондор

Кран Кондор отличается надежностью. Для перемещения грузов используется магнит и грейфер, часто применяется спредер.

Механизм может быть оборудован крюком. Он перемещает грузы от 16 до 40 т. Модели, которые производители выпускают сейчас, могут перемещать тяжести весом до 120 т.

Витязь

Кран Витязь представляет собой грузоподъемное оборудование, которое крюком может переносить грузы до 200 т. В грейферном режиме подъемно-транспортная машина переносит до 60 т. Стрела имеет большой вылет, он достигает 60 м.

КП-640

Кран портальный КП-640 поднимал до 640 т. Он оборудован 2 кранами, способными поднимать по 320 т.

Цены и отзывы

Стоимость механизмов зависит от их грузоподъемности, за новое оборудование придется заплатить от 7 до 230 тыс. руб.

Алексей, 54 года, Калуга

Нужен был на работу башенный кран, купили б/у, не пожалели. Работает исправно, ремонт выполняли только плановый. Всем довольны.

Олег, 28 лет, Самара
Работаю крановщиком, выполняю монтаж портальных кранов. Скажу, что механизмы надежные. Можно работать с сыпучими грузами, крюком перемещать тяжести. Удобно для предприятия.

Станислав, 52 года, Якутск

Витязь, Сокол и Ганц — надежные механизмы. Они незаменимы в порту. Надо только внимательно читать руководство по эксплуатации и уметь работать, тогда не будет ЧП. Монтируют такие агрегаты специалисты, поэтому служат долго.

Портальные краны. Описание. Характеристики

1.1. Перегрузочные портальные краны.

Портальный кран – сложная подъёмно-транспортная машина, сложность конструкции которой определяется сложностью технологических операций и повышенных требований к точности исполнения и работы крана.

Рисунок 1 – Кран портальный. Общий вид.

1-ходовая тележка;2-портал;3-опорно поворотное устройство;4-неподвижный противовес;5-кабина управления;6-кабина для механизмов;7-механизм изменения вылета;8-подвижный противовес;9-стрела;10-жёсткая оттяжка;11-хобот;12-сменное рабочее оборудование;

1.2 Классификация портальных кранов по их назначению

Портальные краны по функциональному назначению разделяются на: перегрузочные, монтажные, строительные, судостроительные (рис. 2)

Рисунок 2 – Блок-схема классификации портальных кранов

1.3 Перегрузочные портальные краны

Портовые краны. Грузоподъемность кранов, используемых в портах при погрузке массовых грузов, колеблется в пределах от 1,5 до 20 тонн. При грузоподъемности свыше 3 т. они обычно снабжаются сменным оборудованием — грейферами для работы с насыпными грузами и крюками для работы со штучными грузами. Для кранов грузоподъемностью до 3 т., включительно применение грейферов весьма ограничено, в основном они используются для снабжения углем каботажных и речных судов. Поэтому для упрощения подъемного механизма такие краны обычно изготовляются только с крюками. Для специализированных морских причалов при больших количествах насыпных грузов целесообразно применение грейферных кранов грузоподъемностью до25 т.

Портовые краны обычно имеют постоянную грузоподъемность на всех вылетах. В зависимости от ширины прикордонных складов и обслуживаемых судов портовые краны имеют максимальный вылет от 15 до 40 м (и 30 м обычно 25). Минимальный вылет принимается из конструктивных соображений. В целях обслуживания наибольшей площади с одной установки крана следует стремиться иметь этот вылет наименьшим. Ширина колеи портала (расстояние между осями подкрановых рельс зависит от количества железнодорожных путей, перекрываемых порталом. Обычно порталы выполняются однопутными, трехпутными двухпутными и. В некоторых случаях порталы заменяются Г-образными полупорталами, в которых горизонтальная рама металлоконструкции одной стороной опирается непосредственно на ходовые тележки, катающиеся по подкрановым рельсам, уложенным на несущих конструкциях зданий прикордонных складов (рис. 3) или на специальных эстакадах. В речных портах, имеющих откосные набережные, иногда применяются полупорталы специальной конструкции, которые перемещаются по рельсам, уложенным

Рисунок 3 – Полупортальный кран

на разных уровнях (рис. 4). Это позволяет приблизить ось вращения крана к разгружаемому судну, не прибегая к возведению дорогостоящих массивных стенок набережных. При больших колебаниях уровня воды в реке во время паводков ходовые тележки, идущие по нижнему рельсу, и часть металлической конструкции полупортала часто работают под водой.

Поворотная часть крана на однопутном портале устанавливается на середине его пролета, на двухпутном она иногда смещается к одному из подкрановых рельсов в зависимости от условий работы крана. Поворотная часть крана на трехпутном портале иногда выполняется передвижной, что увеличивает обслуживаемую площадь, но усложняет конструкцию крана.

Ввиду высокой стоимости сооружения подкрановых путей и набережных давление на ходовые колеса кранов обычно ограничивается 20-30 т. В зависимости от этого давления определяется число ходовых колес.

Рисунок 4 – Перегрузочный портальный крана на полупортале специальной конструкции

Возможности применения портальных кранов для выполнения широкого спектра операций:

Читайте также  Кран укосина технические характеристики

▬ перевалки штучных грузов при помощи грузового крюка;

▬ работы с тяжелыми грузами;

▬ обработки навалочных грузов при помощи грейфера;

▬ работы с магнитом;

▬ перегрузки металлолома при помощи прямоугольного грейфера;

▬ обработки контейнеров при помощи спредера.

Краны с бункером (краны типа «кенгуру») на портале (рис. 5) применяют для выгрузки сыпучих грузов из судов при устойчивом грузопотоке.

Вращение исключено из рабочего цикла крана, тем самым повышается производительность. Движение грейфера из трюма к бункеру и обратно обеспечивают только механизмы подъема и изменения вылета. Из грейфера

Рисунок 5 – Портальные краны с бункером (типа «кенгуру»)

груз высыпается в бункер и доставляется на склад транспортерами, один или два из которых установлены на кране. Размеры бункера в плане, с учетом раскачивания грейфера на канатах, значительны. Для уменьшения раскачивания длина подвеса должна быть возможно меньшей. При передвижении крана вдоль судна бункер не должен выступать в сторону берегового рельса за габарит портала. В кране завода ПТО им. С. М. Кирова (рис. 5, а) бункер выполнен поворотным. При выгрузке груза из судна бункер устанавливают горизонтально, а при перемещениях крана вдоль пирса — вертикально; при этом бункер не задевает надстроек судна. В кране фирмы «Кампнагель» из тех же соображений бункер выполнен передвижным (рис. 5, б). Это позволяет уменьшить длину перемещения грейфера и массу стреловой системы.

1.4Конструкции порталов

Разнообразие конструкции порталов объясняется разнообразием требований к порталам и кранам, различием в традициях и опыте краностроительных предприятий и малой изученностью границ рационального применения структур порталов. Порталы различаются по типу присоединения опор к верхнему ригелю (шарнирное и жесткое) по числу соединений с частью (трех-и четырёхопорные) по способу образования конструкции (решетчатые, рамные (см. рис. 6 а, б) рамно-башенные (рис.6, в), рамно-раскосные (рис.6, г), по числу присоединений опор к верхнему ригелю: двух-(рис.6, 6) и четырехстоечные (рис.6, а) и т. д. На конструкцию портала влияет тип опорно-поворотного устройства: на многокатковом круге, на поворотной колонне и на шаровом опорно-поворотном круге.

Рисунок 6– Порталы: а – рамный четырёхстоечный; б – рамный двухстоечный; в – рамно-башенный; г – рамно-раскосный

Четырехстоечные порталы по сравнению с двухстоечными более металлоемки, но менее подвержены деформациям, что важно для монтажных кранов. В конструкциях кранов, выпускаемых в последние годы, широко применяют рамно-башенные порталы, в которых цилиндрическая (рис.7, в), цилиндроконическая или пирамидальная башня присоединена к рамной

Рисунок 7– Схемы порталов: а – однопутного; б – двухпутного; в – трёхпутного

Рисунок 7 – Рамный четырёхстоечный портал коробчатой конструкции

конструкции. Согласно статистическим данным применение дзухстоечных и рамно-башенных порталов расширяется, а четырехстоечных сокращается.

1.5 Рабочее оборудование

К рабочему оборудованию относятся; спредеры, двухчелюстные грейферы, электромагниты, многочелючтные грейферы, крюковые подвески, траверсы.

Рисунок 8– Рабочее оборудование: а – спредер; б – двухчелюстной грейфер; в – электромагнит; г – многочелюстной грейфер

Рисунок 9 – Рабочее оборудование: а – крюковая подвеска; б – траверса

Портовые краны: большой рассказ о могучей технике

Балтийский завод в Санкт-Петербурге, одна из старейших российских верфей, переживавших еще совсем недавно не лучшие времена, сегодня загружен работой. Здесь строят два систершипа уже спущенной на воду «Арктики» – новейшего и самого мощного в мире атомного ледокола. Имена будущих кораблей – «Урал» и «Сибирь».

Чему не научились в СССР?

Шаг за шагом корпуса ледоколов наращиваются за счет вновь присоединяемых секций, каждая из которых имеет внушительные размеры и вес. Такую работу невозможно сделать без портальных монтажных кранов высокой грузоподъемности. Портальными они называются не потому, что работают в порту (как думают некоторые), а потому, что установлены на портале – площадке на широко раздвинутых опорах, катающихся по рельсам. Рельсы проложены вдоль бортов строящихся ледоколов, и краны, переезжая с места на место, подают на стройку все новые и новые детали. На верфи можно увидеть всю историю портальных кранов в нашей стране за последние десятилетия. Вот бывалый кран советской постройки, сработанный на Кировском заводе. Вот машина посвежее – кран made in Finland. Это уже эпоха угасания отечественного производства: тогда мы думали, что купим за границей все лучшее, а наши верфи и порты были отданы продукции немецких и финских компаний. И вот новинка последних лет – кран СММ-4500. Эта выдающаяся по многим параметрам машина сделана петербургской фирмой «СММ», выросшей в свое время из ремонтного предприятия. Производство портальных кранов вернулось в Россию.

«Краны такого класса грузоподъемности в СССР делать так и не научились, – говорит главный конструктор компании «СММ» Александр Журавлев, – так что можно говорить не о возвращении производства портальных кранов в Россию, а о качественно новом шаге в этой области. Максимальная грузоподъемность нашего СММ-4500 – 100 т, вылет стрелы – 60 м. Можно по пальцам пересчитать мировых производителей, которые умеют строить подобную технику, – финны и немцы в основном. Еще Китай в последнее время».

Почти как в метро

Дело, собственно, не в цифрах как таковых, а в требованиях заказчика. «СММ-4500 – единственный на нашем предприятии кран, который благодаря вылету стрелы может доставлять грузы не только к ближнему борту строящегося корабля, но и к противоположному, – объясняет Николай Дроздов, начальник цеха, обслуживающего портальные краны. – Можно сказать, что нынешний заказ мы способны выполнить именно потому, что такая машина у нас есть».

Работа крана проходит где-то там, вверху, на уровне глаз только нижние части опор портала. Машина останавливается, переносит груз, подает сигнал и неспешно перекатывается на новую позицию. Монтажному портальному крану, в отличие от портового перегрузочного, скорость не так важна. Каждая из четырех опор поставлена на восемь стальных колес, от железнодорожных их отличает наличие второй реборды. Рельсы тоже специальные, крановые – более широкие и массивные. Восемь колес распределены между четырьмя тележками, которые связаны с опорой шарнирно-балансирной системой. «С какой бы точностью вы ни прокладывали крановый путь, – говорит Александр Журавлев, – все равно останутся какие-то неровности. Если они в рамках ГОСТа – ничего страшного, однако, соединяя колесные тележки с опорой не жестко, а через шарнирно-балансирную систему, мы даем возможность нашей ходовой части эти неровности отрабатывать. Например, не допускать зависания колеса над рельсом, при котором остальные колеса будут испытывать нерасчетную нагрузку». В движение колеса приводятся электродвигателями, которые установлены прямо на тележках. Система подачи электропитания на СММ-4500 напоминает, как ни странно, ту, которая используется в метрополитене. Как известно, электропоезд метро получает энергию от контактного рельса с помощью установленных на колесных тележках токосъемников. Здесь же рядом с одним из рельсов сделана траншея, прикрытая в целях безопасности гибкими резиновыми шторками. Внутри траншеи проложены три токоведущие шины. С помощью специального токосъемника кран отодвигает шторку и контактом-башмаком снимает трехфазный ток напряжением 380 вольт.

Портовые краны характеристики

Обеспечение интенсивных погрузочно-разгрузочных работ в портах потребовало применения большого количества разнообразных типов кранов. Перегрузочные работы по сыпучим грузам (уголь,руда) обслуживаются различного рода комбинированными кранами, снабженными грейферами.

Большое распространение получили перегрузочные мосты и портальные краны. Пролеты перегрузочных мостов достигают 60—80 м, а емкость грейфера поворотного крана 1,5—2,5 м2.

Перегрузочные мосты бывают двух типов.

  1. Американский — по нижнему поясу двигается обычно грейферная быстроходная тележка; за счет больших скоростей тележки и моста достигается большая производительность, но одновременно обслуживается лишь узкая полоса под тележкой по одной линии;
  2. немецкий — на мосту перемещается поворотный кран с грейфером, имеющий сравнительно небольшие скорости; общий вес последнего значительно больше, чем американские конструкции; суммарная производительность меньше, но зато обслуживается одновременно большая площадь.

Наряду с перегрузочными мостами применятся различного рода поворотные краны с грейферами. На рис. 5 дан портальный, а на рис. 6 по-лупортальный портовые краны. Эти краны являются передвижными с поворотным кругом, поставленным на фермах, выполненных в виде портала или полупортала, что дает возможность перекрывать один или несколько железнодорожных путей. Это последнее обстоятельство делает применение этих кранов особо удобным для обслуживания причальных фронтов.

При наличии складов вдоль линии работ лучше всего подходят полу-портальные краны (рис. 6), т. к. стена склада является очень удобной опорой для верхнего рельса, а со стороны берега они своей ногой двигаются по рельсовому пути у самого края набережной. Благодаря этому полезная площадь почти не сокращается. Кран работает между люками судов и площадкой склада, а иногда он передает грузы непосредственно с судов на железнодорожной платформы и наоборот.

У большинства немецких кранов вылет неизменный (рис. 5), у английских вылет меняется путем подъема стрелы (рис. 6). При подъеме стрелы в старых конструкциях груа также имел вертикальное перемещение, однако последние 10 лет в немецких и английских кранах применяется специальная конструкция ломающейся стрелы-укосины, при которой траектория движения крюка при подъеме укосины остается горизонтальной.

  • Грузоподъемность таких кранов 2,5—5 т,
  • вылет 11—19 м,
  • высота подъема 20— 30 м,
  • скорость подъема груза 0,6—1,5 м/ск,
  • скорость вращения крана 1 — 2,5 об/м.,
  • скорость передвижения крана 15—30 м/мин.

При работе над люками судов подвешивание крюка на подвижном блоке нежелательно, поэтому применяют крюк на канате с добавочным грузом. Для ускорения работы в этих кранах применяется свободное опускание груза путем размыкания электромагнитного тормоза ручным рычагом. Во избежание получения слишком больших скоростей при опускании груза в виду наличия большой высоты спуска груза механизм снабжается скоростным тормозом для спуска.

Читайте также  Двухконсольный козловой кран

Поворот крана лучше всего осуществлять на катках со слегка выпуклой опорной поверхностью, работающих по смазанным рельсам, привод во вращение крана осуществляется вокруг зубчатого обода, неподвижно закрепленного на основной ферме портала (полупортала).

На поворотном кругу помещается кабина для крановожатого со всеми механизмами для управления краном. Передняя стенка кабины со стороны укосины застеклена с таким расчетом, чтобы крановожатый мог легко видеть поднимаемый груз. Подъем укосины-стрелы осуществляется либо канатными полиспастами либо жесткими передачами — винтом с гайкой или зубчатым сектором.

Расход энергии крана. грузоподъемностью 1—3 т можно принимать в среднем 80 kWh/т. Количество рабочих циклов крана составляет 25—40 в 1 мин. Питание крана током производится от троллейной проводки, расположенной обычно вдоль верхнего рельса.

На рис. 7 изображен кран с одной пловучей опорой, которая находится над водой и представляет собой поплавок. Надземный конец моста передвигается ходовыми колесами по рельсу. Величина поплавка рассчитана так, чтобы кран слегка опирался на опорную бетонную подушку в воде или посредством винтовых упоров на сваи.

Портальные и полупортальные краны

Портальные и полупортальные краны должны быть рассчитаны на устойчивость с коэффициентом устойчивости не менее 1,5 при работе с грузом с учетом давления ветра в 40—50 кг/м2, а при порожнем крюке — в 200 кг/м2.

Так же как и козловые краны, эти краны должны быть снабжены противоугонным тормозом для предохранения крана от движения от действия ветра. Для перегрузки тяжелых грузов в портах устанавливаются тяжелые поворотные краны подъемной силой до 250 т. Как в портах, так и на судостроительных верфях необходимость осуществлять подъемы грузов на значительную высоту привела к созданию, типа легкого поворотного башенного крана (рис. 8). Подъемная сила кранов этого типа обычно бывает в предела 1,5—5 т при вылете 5—20 м; высота подъема 30—40 м.

Кран представляет собой разновидность поворотных кранов с неподвижной колонной. Горизонтальная ферма, несущая на себе грузовую тележку, механизмы и контргруз, вращается вокруг вертикальной оси. В целях уменьшения влияния опрокидывающего момента грузовую тележку делают возможно более легкой, а располагая механизмы в задней части горизонтальной фермы, избегают необходимости устраивать противовесы. Значительная высота подъема вызывает большие скорости подъема груза, которые доходят до 30—50 м/мин.

Тяжелый портовый поворотный кран с поднимающейся укосиной

На рис. 9 изображен тяжелый портовый поворотный кран с поднимающейся укосиной подъемной силой 150 т. Наибольший вылет при грузе в 50 т составляет 27 м, а наименьший при грузе 180 т при совершенно поднятой укосине—8,5 м. Высшее положение крюка при наибольшем вылете — 28 м, а при наименьшем вылете — 43 м. Металлическая конструкция состоит из опорной и вращающейся ферм. Вертикальные усилия воспринимаются опорой, выполненной в виде пяты.

Пловучие краны

Обязательной принадлежностью современных портов и верфей являются пловучие краны. Эти краны применяются для оборудования больших пароходов, перегрузки товаров (тяжелых машин и их частей), подъема затонувших судов. Они используются также при постройке гаваней, облицовке молов и т. п.

Главное преимущество пловучих кранов состоит в том, что они дают возможность производить ремонтные работы на месте, без постановки судна в док. Развитие конструкций пловучих кранов происходило аналогично развитию неподвижных береговых кранов. Пловучие краны старых конструкций делались двуногими с паровым приводом и вынуждены были перемещаться с поднятым грузом.

Большинство кранов строится с поворачивающейся укосиной-стрелой. Подъемная сила таких пловучих кранов одинакова с крупными береговыми кранами и достигает 200—300 т.

На рис. 4 дан пловучий кран старой конструкции с двуногой. На рис. 1 изображен пловучий кран с изогнутой фермой, рис. 1. которая может перемещаться в вертикальной плоскости. Уравновешивание понтонов достигается в таких кранах заполнением специальных отсеков корпуса понтона водой.

Пловучие краны нередко снабжают самоходным механизмом, способным развить скорость хода до 12 км/ч. На рис. 2 изображен современный тип пловучего крана подъемной силой 250 т. Для подъема груза служат два крюка по 125 т каждый, которые с помощью траверсы можно соединить для подъема грузов до 250 т.

Наибольшая высота подъема крюка при полезном вылете 18 м для наибольшей нагрузки равна 55 м над уровнем воды. На конце укосины имеется вспомогательный крюк на 50 т при наибольшей высоте подъема крюка до 45 м и вылете 42 м.

На понтоне установлена четырехугольная решетчатая пирамида. На ней в виде колокола висит решётчатая ферма, опираясь на пяту, установленную в вершине пирамидальной стойки, а внизу помощью роликового кольца охватывает ноги этой пирамиды. В верхней части наружной фермы шарнирно укреплена укосина, которая уравновешивается противовесом и подъемным механизмом.

Ось вращения крана расположена относительно понтона так, что вылет получается одинаковым в три стороны. На противоположной стороне понтона помещен бетонный противовес, обеспечивающий необходимую устойчивость вдоль понтона. Опорное кольцо находится на высоте 2 м над палубой, вследствие чего на палубе имеется большое свободное пространство. Для снабжения крана электрической энергией на понтоне установлена пароэлектрическая установка. Этот пловучий кран передвигается на небольшие расстояния самостоятельно от отдельной паровой машины.

Кран портальный

Производство погрузочно-разгрузочных работ на больших строительных площадках, железнодорожных узлах, портах производится с помощью с помощью мощного полноповоротного стрелового механизма, который называется кран портальный. Его отличительной особенностью является наличие так называемого портала, на котором располагается поворотная платформа с основными механизмами.

Устройство портального крана

Такой агрегат представляет собой сложный подъёмно-транспортный механизм, способный производить подъём и перемещение грузов большой массы и габаритов. Устройство портального крана включает следующие узлы и агрегаты:

  • опорно-поворотное устройство;
  • портал;
  • кабина управления;
  • хобот;
  • комплекс противовесов (подвижный и неподвижный);
  • механизмы подъёма и управления стрелой;
  • ходовая часть (приводные двигатели, колёсная тележка, тормозная система);
  • система управления и контроля;
  • грузозахватные устройства.

Вылет стрелы определяется применённой кинематической схемой. В современных устройствах применяются полностью или частично уравновешенные стрелы. Выбор конкретной схемы зависит от перечня решаемых задач.

Для перемещения портального крана по площадке применяются различного типа крановые тележки. Чаще всего движение осуществляется по уложенным рельсам.

Характеристики портального крана

Многообразие решаемых задач заставляет производителей указывать большое количество технических характеристик своих изделий. Например, портовой кран, включает следующий основной перечень:

  • тип используемой стрелы (применённая кинематическая схема и возможный вылет стрелы);
  • допустимая скорость всех основных операций;
  • максимальная грузоподъёмность;
  • разрешённая высота подъёма;
  • перечень применяемых механизмов захвата и подъёма;
  • необходимые параметры электрической сети (требуемое напряжение, количество фаз, суммарная мощность);
  • длина кабеля (определяется размером бухты, установленной на кране);
  • тип ходовой части;
  • климатические условия, в которых допускается эксплуатация подобного крана (максимальная и минимальная температура, допустимая скорость воздушного потока).

По типу стрелы портальные устройства подразделяются на две категории:

  • с шарнирно-сочленённой стрелой, профильным хоботом и гибкой оттяжкой;
  • аналогичной стрелой и жёсткой оттяжкой.

Используемая кинематическая схема определяет массу допустимого груза.

К основным допустимым скоростям, характеризующим технические возможности, относятся:

  • подъём груза заданного веса (м/мин);
  • спуск на определённую величину в течение минуты;
  • скорость изменения вылета стрелы;
  • горизонтальное перемещение по рельсам;
  • скорость вращения крана вокруг собственной оси (об/мин)

Для определения основных показателей применяется груз весом в десять и двадцать тонн.

В стандартном исполнении портальная часть установлена на ходовые тележки с определённым количеством колёс. Каждая из них имеет самостоятельный электрический привод. Скорость движения определяется мощностью установленных двигателей. Для обеспечения безопасности на тележках устанавливаются так называемые тупиковые ограничители. Допустимое расстояние, которое может проходить портальный кран определяется величиной проложенного рельсового пути и длиной намотанного на бухту электрического кабеля (обычно длина кабеля равна 50 м).

Параметры электрической цепи определяются количеством и мощностью используемых двигателей. Например, поворотные двигатели могут иметь мощность до 19 кВт, двигатели привода ходовой тележки до 75 кВт и так далее.

Современные портальные устройства оснащаются большим перечнем подъёмного оборудования. К нему относятся:

  • крюковые подвесы (каждый рассчитан на определённый вес);
  • грейферные захваты (применяются для перегрузки сыпучих грузов);
  • траверсы с закреплёнными магнитами.

Для решения узкоспециализированных задач они могут комплектоваться специальными грузозахватными устройствами.

Типы портальных кранов

Каждый портальный кран способен выполнять большое количество разноплановых задач. Однако все они могут быть разделены по следующим категориям:

  • перегрузочные;
  • монтажные;
  • строительные;
  • судостроительные.

Перегрузочные аппараты применяются для загрузки и выгрузки морских и речных судов, железнодорожных вагонов. Они имеют постоянную грузоподъёмность, не зависимо от длины вылета стрелы. Отдельные конструкции портовых аппаратов оснащены специальным бункером, для обеспечения непрерывной разгрузки сыпучих грузов при интенсивном грузопотоке.

Монтажные краны применяются для выгрузки штучных грузов, особенно больших габаритов и массы. Отдельным видом таких агрегатов являются судостроительные и судоремонтные механизмы. Они применяются на верфях и судостроительных заводах. К ним относятся стапельный и достроечный.

Строительные краны устанавливаются на строительных площадках при возведении больших зданий и сооружений, где предполагается проведение работ в течение длительного времени.

В отдельных случаях применяются так называемый полупортальный кран. Его отличительной особенностью является расположение поворотной части. Она размещена на полупортале несущей конструкции, а вторая стойка расположена на другом уровне. Например, на выступе складского сооружения. На нём размещают второй рельс для обеспечения движения вдоль объекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: