Техническое диагностирование грузоподъемных кранов

Техническое диагностирование грузоподъемных кранов

Cranes. Inspections. Part 1. General

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)

За принятие проголосовали:

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 июня 2016 г. N 501-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33714.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 9927-1:2013* : «Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения» («Cranes — Inspections — Part 1: General», NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к техническому контролю кранов по классификации международного стандарта ISO 4306-1:2007 Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны — Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ISO 9927-1:2013: Cranes — Inspections — Part 1: General (Краны грузоподъемные. Технический контроль. Часть 1. Общие положения).

Специальные требования к техническому контролю для различных типов кранов могут быть приведены в стандартах на эти краны.

Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы технического контроля состояния грузоподъемных кранов.

Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с [1], а также на плавучие и оффшорные краны. Положения стандарта можно использовать для осуществления технического контроля других грузоподъемных механизмов.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования кранов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 31271-2002 (ISO 4310-81) Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

ГОСТ 32575.1-2015 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1.Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32575.1, ГОСТ 33709.1, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 критический элемент: Часть конструкции крана, неисправность которой может причинить вред жизни или здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

3.2 расчетный срок службы: Оценка допустимого срока эксплуатации крана по окончании срока службы, установленного изготовителем, с учетом режима нагружения (количества циклов, перегрузок и т.п.), выполняемая до принятия решения о проведении ремонта или выбраковки крана.

3.3 технический контроль: Комплекс мероприятий для определения фактического состояния крана, включающий в себя (в общем случае) визуально-оптический, визуально-измерительный, инструментальный, неразрушающий контроль и испытания с грузом.

3.4 производственная инструкция: Инструкция, разработанная эксплуатирующей организацией для обеспечения правильной и безопасной эксплуатации крана.

3.5 компетентный специалист: Специалист, обладающий знаниями и опытом по проектированию, изготовлению, ремонтам и эксплуатации кранов, а также по их техническому контролю, знаниями нормативно-технической документации (правил, стандартов и т.п.), достаточными для оценки состояния кранов и (или) их узлов и принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации, проведения ремонта или выбраковки крана, а также для назначения минимального интервала между проверками крана .

Требования к подтверждению компетентности устанавливаются нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавшие за принятие межгосударственного стандарта.

3.6 опытный специалист: Специалист, который, в силу своей профессиональной подготовки и/или опыта, имеет достаточно навыков и знаний в области кранов, а также знаком с соответствующими правилами и нормативными документами для определения неисправностей и отклонений от нормальных условий эксплуатации .

Требования к подтверждению компетентности устанавливаются нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавшие за принятие межгосударственного стандарта.

3.7 сервисный инженер: Специалист, осуществляющий руководство персоналом, производящим обслуживание и ремонт крана, и который, в силу своей профессиональной подготовки и/или опыта, имеет достаточно навыков и знаний в области обслуживания и ремонта кранов .

Требования к подтверждению компетентности устанавливаются нормативными документами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавшие за принятие межгосударственного стандарта.

3.8 эксплуатационная документация: Документы, разработанные изготовителем, определяющие правила эксплуатации крана и отражающие сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик крана и гарантии, а также документы, разработанные эксплуатирующей организацией (владельцем крана), содержащие сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы.

4 Общие положения

4.1 В целях обеспечения безопасной эксплуатации следует осуществлять регулярные мероприятия для поддержания крана в исправном состоянии.

4.2 Организация — владелец крана должна разработать производственные инструкции, учитывающие руководство по эксплуатации изготовителя крана, а также перечень мероприятий технического контроля. Примерный перечень мероприятий для оценки содержания производственной инструкции приведен в приложении А.

4.3 Производственные инструкции должны быть составлены на языке того государства, на территории которого эксплуатируют кран.

4.4 Производственные инструкции должны быть утверждены техническим руководителем организации и использоваться всеми лицами, осуществляющими технический контроль.

4.5 При отсутствии в руководстве по эксплуатации изготовителя указаний по техническому контролю крана, соответствующее дополнение должен разработать компетентный специалист.

5 Технический контроль

5.1 Общие положения

5.1.1 Технический контроль должен выполняться в соответствии с производственными инструкциями и руководством по эксплуатации крана.

5.1.2 Периодичность выполнения мероприятий технического контроля должна обеспечивать содержание крана в работоспособном и безопасном состоянии. Контроль должен выполняться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также указаниями стандартов на конкретные типы кранов.

5.1.3 При необходимости могут быть назначены дополнительные проверки или испытания, не указанные в производственных инструкциях.

5.1.4 Результаты проведения технического контроля должны фиксироваться в эксплуатационной документации крана.

5.1.5 Все обнаруженные дефекты или другие несоответствия должны быть устранены. Все несоответствия крана, связанные с безопасной эксплуатацией, должны быть устранены до пуска машины в работу.

5.1.6 Виды технического контроля:

— ежедневный (ежесменный) осмотр обязателен для всех типов кранов;

— ежеквартальный осмотр обязателен для всех типов кранов;

— периодический контроль обязателен для всех типов кранов;

— расширенный периодический контроль — назначается при необходимости, если другое не установлено национальными требованиями безопасности государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта;

Читайте также  Подкрановый путь мостового крана требования

— внеплановый контроль обязателен в случаях, предусмотренных 5.5.1.2.

— обследование назначают для кранов, которые не подвергаются расширенному периодическому контролю.

В приложении Б приведены блок-схемы последовательности проведения указанных видов контроля.

5.1.7 Расширенный периодический контроль назначают по истечении половины срока службы машины, установленного изготовителем, либо выбирают вариант контроля, при котором регулярно выполняют периодический контроль, а в конце срока службы машины выполняют обследование. Независимо от выбранной схемы проведения технического контроля, в конце срока службы машины должна быть проведена проверка всех критических элементов.

5.1.8 Целью проведения технического контроля является обеспечение безопасного использования крана. В ходе проведения технического контроля должно быть подтверждено, что все критические элементы находятся в работоспособном состоянии, а необходимое техническое обслуживание и текущие ремонты осуществляют в соответствии с эксплуатационной документацией.

5.2 Ежедневный (ежесменный) осмотр

5.2.1 Перед началом каждой рабочей смены, грузоподъемная машина должна быть подвергнута осмотру.

5.2.2 Ежедневный (ежесменный) осмотр проводят в соответствии с указаниями эксплуатационной документации крана и в общем случае включает в себя:

— визуальный осмотр крана (без разборки его узлов);

— проверку функционирования механизмов без нагрузки;

— проверку функционирования ограничителей (например, конечных выключателей) и указателей.

5.2.3 Данный вид технического контроля может осуществлять крановщик (оператор крана).

5.2.4 Результаты осмотра должны быть записаны в вахтенный журнал.

Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС)

Письмо Ростехнадзора от 12.02.2020 N 09-00-06/1075 «Об эксплуатации ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 12 февраля 2020 г. N 09-00-06/1075

ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПС

В связи с обращением, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.

» Пунктом 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.

Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ

Вопрос от 17.05.2018:

В » п. 173 ФНП по ПС говорится, что при полном техническом освидетельствовании подъемных сооружений (ПС) проводятся статические и динамические испытания. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПС в согласованную экспертной организацией и организацией заказчиком Программу выполнения работ по экспертизе входят, в том числе статические и динамические испытания. В п. 193 ФНП по ПС сказано, что проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям.

Прошу разъяснить, если полное техническое освидетельствование проводит ответственный за осуществление производственного контроля после проведения экспертизы (в заключении экспертизы нет записи о проведенном ПТО, поэтому считаем, что ПТО не было проведено) возможно ли не проводить статические и динамические испытания, а использовать протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами.

Ответ: Протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами. Являются частью документации экспертизы промышленной безопасности. Но проведение полного технического освидетельствования не было осуществлено ( оно проводиться при экспертизе ПБ только в соответствии с п. 263).

В соответствии с п.171. Техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Таким образом, Вам необходимо провести полное техническое освидетельствование и произвести запись в паспорте ПС.

Вопрос:

Если частичное или полное техническое освидетельствование кранов, подъёмников (далее – ПС) провела специализированная организация, кто делает запись в паспорт ПС: специалист, ответственный за производственный контроль на предприятии, или специалист специализированной организации?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно » пункту 193 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, вне зависимости от того, что техническое освидетельствование ПС проведено с привлечением экспертной организации, в том числе и в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, результаты технического освидетельствования записываются в паспорт ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Вопрос:

Прошу разъяснить, требуется ли после прове­дения экспертизы промышленной безопасности и записи в паспорт подъемного сооружения (ПС), со­гласно п. 6.14.7 Рекомендаций по экспертному обсле­дованию грузоподъемных машин.Общие положения (РД 10-112-1—04), делать дополнительную запись о проведении технического освидетельствования в па­спорте ПС, хотя, согласно п. 6.10.5 РД 10-112-1—04, результаты грузовых испытаний оформляют ак­том, который является частью заключения экспер­тизы промышленной безопасности технического устройства на опасном производственном объекте? В.Ф. Ежак, гл. инженер ОАО «Новосибирский стрелочный завод»

На вопросы читателей отвечает начальник Управления государ­ственного строительного надзо­ра Ростехнадзора А.Н. Горлов.

Рекомендации по экспертному обследованию грузо­подъемных машин. Общие положения (РД 10-112-1—04) не проходили соответствующую государственную ре­гистрацию, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствую­щих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них норм. На РД 10-112-1—04 нельзя ссылаться при разрешении споров.

РД 10-112-1—04 может быть использован при проведении обследования грузоподъемных машин в качестве рекомендательного документа.

Случаи внесения соответствующих записей в па­спорта грузоподъемных машин при их эксплуатации,в том числе по результатам технических освидетельствований, определены требованиями действующих с 7 марта 2014 г на территории Российской Федерации Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «» Правила безопасности опасных про­изводственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Рос­технадзора от 12 ноября 2013 г № 533, зарегистриро­ванным Минюстом России 31 декабря 2013 г, реги­страционный № 30992.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Техническое освидетельствование и диагностирование грузоподъемных кранов

Подъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Подъемные механизмы, подлежащие регистрации в территориальных органах Ростехнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

  • — частичному — не реже одного раза в 12 мес.;
  • — полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин (краны для обслуживания машинных залов электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие грузоподъемные машины, используемые только при ремонте оборудования).

Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с инспекцией котлонадзора. Краны, выработавшие ресурс, должны подвергаться полному техническому освидетельствованию ежегодно.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузо- подъемной машины должно проводиться после:

  • — монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новом месте;
  • — реконструкции грузоподъемной машины;
  • — ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов или узлов;
  • — установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
  • — капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки;
  • — замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);
  • — замены несущих или вантовых канатов кабельного типа кранов;

— по требованию инспектора котлонадзора.

Техническое освидетельствование проводится ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин при участии ответственного за содержание кранов в исправном состоянии.

Цель технического освидетельствования — установить, что:

  • — подъемный механизм и его установка соответствуют Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;
  • — подъемный механизм находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
  • — организация надзора и обслуживания подъемных механизмов, а также эксплуатация соответствует требованиям Правил.
Читайте также  Перевозка башенного крана

При полном техническом освидетельствовании подъемный механизм подвергается:

  • — осмотру;
  • — статическим испытаниям;
  • — динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания грузоподъемной машины не проводятся.

Цель частичного технического освидетельствования — установить, что замененные или отремонтированные элементы подъемного механизма находятся в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины осматриваются и проверяются в работе ее механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также проверяются освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.

Кроме названного выше, при техническом освидетельствовании подъемных механизмов проверяются:

  • — состояние металлоконструкций грузоподъемной машины;
  • — состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов;
  • — фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема;
  • — состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
  • — соответствие массы противовеса и балласта стрелкового крана значениям, указанным в паспорте;
  • — состояние кранового пути и соответствие его требованиям Правил, проекту и инструкции по эксплуатации грузоподъемной машины;
  • — состояние канатов и их крепления.

Статические испытания грузоподъемной машины проводятся нагрузкой, на 25 % превышающей ее грузоподъемность, по методике, изложенной в инструкции по эксплуатации крана, с целью проверки ее прочности.

Статические испытания мостового и передвижного консольного кранов проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами крановых путей, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему прогибу. Крюком или заменяющим его устройством груз захватывается и поднимается на высоту 100— 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин.

По истечении 10 мин груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана.

Испытания стрелкового крана, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, при периодическом или внеочередном техническом освидетельствовании проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана.

При статических испытаниях стреловых кранов стрела устанавливается относительно ходовой, опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100—200 мм.

Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.

Динамические испытания грузоподъемной машины проводятся грузом на 10 %, превышающим грузоподъемность машины, с целью проверки действия механизмов и тормозов.

При динамических испытаниях проводятся многократные подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной машины при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

Испытания крана, имеющего несколько сменных грузозахватных органов, проводятся с тем грузозахватным органом, который установлен на момент испытаний.

Диагностирование крана

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать

Техническое диагностирование крана предназначается для предварительного обнаружения дефектов, неисправностей, предупреждения отказов и их последствий.

Виды технического диагностирования

Условное обозначение Периодичность Целевое назначение Основное содержание
Де При проведении ЕО Определить готовность крана к выполнению задания. Проверка общего состояния крановой установки в целом.
Д1 При проведении ТО-1 Определить работоспособность систем, обеспечивающих безопасную работу крановой установки. Проверка работоспособности систем, обеспечивающих безопасную работу крановой установки.
Д2 При проведении ТО-2 Определить техническое состояние крановой установки в целом, в том числе работоспособность всех основных узлов и частей крана. Проверка работоспособности крановой установки в целом.
Дс При проведении сезонного технического обслуживания Определить готовность крана к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации. Проверка работоспособности крановой установки в целом и систем теплообмена.
Др Перед проведением текущего ремонта Определить техническое состояние и остаточный ресурс основных узлов и механизмов крановой установки. Установление объема текущего ремонта.
Дз При поступлении заявки Определить место и, при необходимости, причину и вид дефекта или состояние крановой установки в целом. Поиск дефекта или проверка состояния крановой установки.

Примечание. Допускается совмещение Дс с Д1, Д2, Дз.

Объем, методы и средства диагностирования.

Примечание: Так как заявочное диагностирование входит в вышеприведенные виды диагностирования Де, Д1, Д2, Др, то при заявочном диагностировании необходимо выполнять все вышеперечисленные виды работ.

Периодичность проведения полного (ПТО) и частичного (ЧТО) технического освидетельствования кранов

Во многих организациях, в фермерских хозяйствах используются грузоподъемные механизмы. Они должны проходить частичное техническое обследование (ЧТО) и полное (ПТО). ЧТО и ПТО кранов, периодичность которых разная, предусматривает выполнение обязательных операций проверяющими лицами и составление соответствующих актов.

Цель проведения

При проведении осмотра выполняются испытания главных частей крана. Испытания бывают статические и динамические. Их цель — проверка качества следующих систем:

  • приборов безопасности;
  • систем управления;
  • тормозов;
  • сигнализации;
  • освещения;
  • крюков и других деталей поддержки грузов;
  • канатов;
  • блоков;
  • конструкции стрелы и ее крепления;
  • путей передвижения устройства;
  • других систем.

Освидетельствование кранов во время проведения статических испытаний предусматривает:

  • проверку грузоподъемности под нагрузкой;
  • осмотр конструкции стрелы и подъемного механизма вместе с канатами.

Цель динамических испытаний — проверка тормозов. Результаты всех испытаний заносятся в паспорт подъемного крана. Указывается дата проведения следующего освидетельствования.

Комплекс работ

Процесс частичного и полного технического освидетельствования крана предполагает выполнение некоторых обязательных операций. При ЧТО тщательной проверке подвергаются:

  • электроаппаратура крана, изоляция кабеля;
  • тормозная система;
  • оборудование, отвечающее за безопасность;
  • целостность металлических конструкций;
  • крановые пути и их заземление;
  • состояние канатов и балок;
  • документация на кран и крановые пути;
  • сварные, болтовые и клепаные соединения;
  • состояние лестниц, кабины, ограждений и площадок;
  • техническое состояние блоков и крюков.

У кранов со стрелой проверяется соответствие балласта значениям, которые указаны в паспорте агрегата. Проведение ПТО сопровождается проверкой тех же систем, что и при ЧТО. К ним добавляются статические и динамические испытания. При статических испытаниях поступают следующим образом:

  • на грузоподъемную систему навешивают груз массой на 25% больше грузоподъемности устройства;
  • поднимают его на 200 мм от уровня пола;
  • оставляют висеть;
  • через 10 минут опускают груз и осматривают стрелу или другую грузоподъемную часть на предмет возможной деформации.

Для динамических испытаний берется груз, превышающий грузоподъемность испытуемого механизма на 10%.

Его поднимают и опускают не менее 3 раз. При этом проверяют работоспособность тормозной системы, канат и его намотку на барабан.

На металлургических заводах работают на транспортировке жидкого шлака и металла специальные краны с большими ковшами. Детали ковшей и крюков проверяются в лаборатории завода. При проверке следует поступать по инструкциям. Лаборатория выдает заключение, которое хранится с паспортом.

Периодичность

Работающий кран периодически подлежит обязательной технической проверке. Освидетельствование проходит в разные сроки. Это зависит от сроков работы устройства, времени его сборки, наличия или отсутствия ремонтных работ и замены узлов. Техническое освидетельствование проводит инженерно-технический персонал, работающий на данном предприятии. Все члены аттестационной комиссии должны иметь удостоверение о знании требований и правил безопасности при выполнении работ и опыт работы на кране.

При отсутствии специалистов на своем предприятии их приглашают из других организаций, например: из отделения Гостехнадзора или из ПроектКранМонтажа. В этом случае проверка производится в присутствии должностного лица, ответственного за техническое состояние кранового оборудования. По итогам проверки составляются бумаги:

  • о результатах статических испытаний крана;
  • о динамических испытаниях;
  • акт о ЧТО;
  • акт о ПТО;
  • ведомость с указанием всех обнаруженных дефектах и неполадках;
  • разрешение или запрет на эксплуатацию изделия.

Проверка может быть комплексная. Проводить ее нужно в 3 года 1 раз. При этой проверке контролю подвергаются крановые пути, если кран установлен на рельсах. Между проверками путей раз в год владелец крана проверяет и нивелирует пути, чтобы обеспечить безопасную работу грузоподъемного оборудования. При создании аварийной обстановки производство понесет экономические потери. При комплексной проверке контролю подвергаются:

  • техническая документация;
  • элементы кранового пути;
  • стыки и другие соединения;
  • упоры, ограждения, заземление, ограничители, предупредительные знаки;
  • металлические конструкции и места их крепления.
Читайте также  Самодельные краны для стройки

После проверки оформляется акт, ведомость дефектов.

Экспертиза безопасности оборудования периодически проводится при техническом освидетельствовании грузоподъемных средств. Такая проверка предусмотрена специальным законом №116. Экспертиза производится:

  • по истечении срока пользования краном;
  • при отсутствии документов;
  • после проведения реконструкции изделия;
  • после аварийной ситуации;
  • при смене владельца подъемного оборудования;
  • после предписания Ростехнадзора.

По итогам проверки выдается:

  • разрешение на эксплуатацию;
  • разрешение на эксплуатацию с некоторыми ограничениями;
  • предписание на проведение ремонтных работ;
  • запрет на работу оборудования, в том числе и автокранов.

Частичному техническому освидетельствованию краны подвергаются раз в год, полному (ПТО) — раз в 3 года. Они могут осуществляться раньше. Причиной досрочных проверок являются:

  • перенос крана на другое место;
  • проведение реконструкции с заменой узлов и деталей;
  • ремонт ферм;
  • замена крюков;
  • капитальный ремонт;
  • замена канатов.

Грамотное и вовремя проведенное ЧТО или ПТО крана обеспечивает его безотказную работу и безопасное обслуживание. К семейству кранов относятся многие механизмы, имеющие грузозахватные приспособления. Ими могут быть магниты, грейферы, траверсы, спредеры, стропы и другие захваты, предназначенные для перемещения грузов.

Краны, работающие на литейном производстве, проверяются ежегодно. Используются методы неразрушающего контроля. Главная деталь — это штампованный или кованый крюк. Его нарезная часть не должна иметь трещин. Сроки более частых проверок устанавливаются владельцами оборудования.

Освидетельствованию подлежат не только грузоподъемные механизмы, но и грузозахватные орудия и тара. Периодичность обследования:

  • тара, клещи, траверсы — ежемесячно;
  • стропы — 1 раз в 10 дней;
  • приспособления, используемые редко, проверяются при их выдаче.

Осмотр этих приспособлений проводится специалистом, назначенным руководством подразделения. Поврежденные вещи отбраковываются и в дальнейшей работе не участвуют. Если крановое оборудование работает в удаленных местах, осмотр его производится лицом, отвечающим за осуществление работ с привлечением крана. Проверка проводится на месте работы механизма. Результаты заносятся в специальный журнал.

Соблюдение сроков ПТО и ЧТО грузоподъемных кранов — залог безаварийной работы на производстве.

Полезные советы

Кто такой инженер ПТО и каковы его обязанности — вопрос, интересующий многих людей. Это человек с высшим инженерным образованием и специальными знаниями. На производственных предприятиях он имеет право:

  • давать задания подчиненным;
  • контролировать их выполнение;
  • запрашивать необходимые технические документы;
  • вносить идеи по совершенствованию работы организации;
  • требовать создания комфортных условий работы для подчиненных.

За невыполнение обязанностей, нарушение трудового распорядка, появление на рабочем месте в нетрезвом виде он несет ответственность.

При необходимости иметь дубликат паспорта или инструкции нужно их заказывать у производителя оборудования. Можно их получить и в специализированных предприятиях, которые должны сначала провести полное техническое диагностирование крана.

Для проведения ПТО крановых устройств рекомендуется заранее подготовить комплект грузов, участвующих в испытаниях. На каждом грузе должна стоять маркировка с указанием их веса. При проведении испытаний присутствие ответственного за состояние подъемников обязательно.

Техническое диагностирование грузоподъемных кранов

На се­го­дняш­ний день в РБ экс­плуа­ти­ру­ет­ся око­ло 80 % гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов, от­ра­бо­тав­ших нор­ма­тив­ные сро­ки служ­бы, поэтому так важно следить за их техническим состоянием.

Техническое диагностирование грузоподъемных кранов

Та­кая дол­го­веч­ность кра­нов с со­хра­не­ни­ем сво­их по­тре­би­тель­ских свойств дос­тиг­ну­та за счет их пе­рио­ди­че­ских уг­луб­лен­ных об­сле­до­ва­ний с уча­сти­ем спе­циа­ли­стов для вы­яв­ле­ния всех скры­тых и яв­но ви­ди­мых де­фек­тов и из­но­сов (тех­ни­че­ская ди­аг­но­сти­ка), ин­тен­сив­но­сти на­гру­зок, а так­же ка­че­ст­ва ма­те­риа­лов, при­ме­няе­мых за­во­дом-из­го­то­ви­те­лем, ус­ло­вий экс­плуа­та­ции и свое­вре­мен­ных ре­мон­тов.

по­ста­нов­ле­ние МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 «Об ут­вер­жде­нии Пра­вил уст­рой­ст­ва и безо­пас­ной экс­плуа­та­ции гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов».

Пра­ви­ла и по­ря­док про­ве­де­ния тех­ни­че­ско­го ди­аг­но­сти­ро­ва­ния

Не­об­хо­ди­мость обя­за­тель­но­го про­ве­де­ния тех­ни­че­ско­го ди­аг­но­сти­ро­ва­ния (да­лее – ТД) гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов, от­ра­бо­тав­ших нор­ма­тив­ный срок служ­бы, ус­та­нов­ле­на п. 370 Пра­вил уст­рой­ст­ва и безо­пас­ной экс­плуа­та­ции гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов (да­лее – ПУ­БЭГК).

Дан­ное тре­бо­ва­ние обя­зы­ва­ет вла­дель­ца та­ко­го кра­на пре­кра­тить его экс­плуа­та­цию с мо­мен­та окон­ча­ния нор­ма­тив­но­го (на­зна­чен­но­го) сро­ка служ­бы и под­верг­нуть его экс­пер­ти­зе про­мыш­лен­ной безо­пас­но­сти в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке с при­вле­че­ни­ем го­лов­ной или спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной ор­га­ни­за­ций.

За­ко­н РБ от 10.01.2000 «О про­мыш­лен­ной безо­пас­но­сти опас­ных про­из­вод­ст­вен­ных объ­ек­тов» (ст. 18).

От­ме­тим, что го­лов­ной ор­га­ни­за­ци­ей по кра­но­строе­нию в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь со­глас­но п. 4 ПУ­БЭГК оп­ре­де­ле­на БГПА (БНТУ).

При­ло­же­нием 1 к ПУ­БЭГК оп­ре­де­ле­на цель про­ве­де­ния ТД кра­нов с ис­тек­шим сро­ком служ­бы – это вы­да­ча за­клю­че­ния о воз­мож­но­сти и ус­ло­ви­ях их даль­ней­шей экс­плуа­та­ции до оче­ред­но­го ТД.

Про­ве­де­ние ра­бот по ТД гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов ор­га­ни­зу­ет соб­ст­вен­ник тех­ни­че­ско­го уст­рой­ст­ва. Дан­ное тре­бо­ва­ние ого­во­ре­но в п. 4.6 ТКП 054-2007.

Пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся сле­дую­щие ви­ды ТД гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов:

Пер­вич­ное ТД кра­нов про­во­дит­ся по ис­те­че­нии нор­ма­тив­но­го сро­ка служ­бы, ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся по пас­пор­ту, ин­ст­рук­ции по экс­плуа­та­ции кра­на, ТУ, дру­гих ТНПА.

В слу­чае от­сут­ст­вия та­ких дан­ных пер­вич­ное ТД про­во­дит­ся в сро­ки, при­ве­ден­ные в Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­циях по про­ве­де­нию тех­ни­че­ско­го ди­аг­но­сти­ро­ва­ния гру­зо­подъ­ем­ных кра­нов с ис­тек­шим сро­ком служ­бы, утвержденных постановлением Проматомнадзора от 30.12.2005 № 145. Срок про­ве­де­ния оче­ред­но­го (по­втор­но­го) ТД ука­зы­ва­ет­ся в за­клю­че­нии по ре­зуль­та­там про­ве­ден­но­го тех­ни­че­ско­го ди­аг­но­сти­ро­ва­ния. Его мак­си­маль­ная ве­ли­чи­на – 3 го­да.

Ре­ко­мен­дуе­мая пе­рио­дич­ность по­втор­ных ТД при­ве­де­на в вы­ше­-
названном при­ло­же­нии 1. При вы­яв­ле­нии фак­ти­че­ских ус­ло­вий экс­плуа­та­ции, от­ли­чаю­щих­ся от пас­порт­ных в сто­ро­ну уве­ли­че­ния на­гру­зок на ме­ха­низ­мы, к на­зна­че­нию сро­ков про­хо­ж­де­ния ТД под­хо­дят ин­ди­ви­ду­аль­но, и они, как пра­ви­ло, со­кра­ща­ют­ся по срав­не­нию с обыч­ной прак­ти­кой про­дле­ния сро­ков служ­бы.

В не­ко­то­рых слу­ча­ях мо­жет по­тре­бо­вать­ся до­пол­ни­тель­ная про­вер­ка ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций кра­нов на со­про­тив­ле­ние ус­та­ло­сти.

Для кра­нов, экс­плуа­ти­руе­мых в аг­рес­сив­ных сре­дах, су­ще­ст­ву­ет ре­ко­мен­да­ция про­хо­ж­де­ния пер­вич­но­го ТД че­рез 10 лет и по­втор­ных не ре­же чем че­рез 2 го­да.

Ко­ли­че­ст­во по­втор­ного ТД кра­нов не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся.

оп­ре­де­ле­ния го­лов­ной и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной ор­га­ни­за­ций да­ны в при­ло­же­нии 1 к ПУ­БЭГК, а бо­лее пол­ное и кон­кре­ти­зи­ро­ван­ное оп­ре­де­ле­ние спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной ор­га­ни­за­ции по ди­аг­но­сти­ро­ва­нию да­но в ТКП 054-2007, из­ме­не­ние 1 «Тех­ни­че­ское ди­аг­но­сти­ро­ва­ние и про­дле­ние на­зна­чен­но­го ре­сур­са (на­зна­чен­но­го сро­ка служ­бы) безо­пас­ной экс­плуа­та­ции тех­ни­че­ских уст­ройств, обо­ру­до­ва­ния и со­ору­же­ний. Об­щие по­ло­же­ния».

Вне­оче­ред­ное ТД

Вне­оче­ред­ное ТД вы­пол­ня­ет­ся вне за­ви­си­мо­сти от сро­ка экс­плуа­та­ции кра­на в слу­чае его ре­мон­та, мо­дер­ни­за­ции, под­го­тов­ки дуб­ли­ка­та пас­пор­та и в слу­ча­ях, ко­то­рые мог­ли ока­зать влия­ние на ра­бо­то-­спо­соб­ность кра­на (сни­зить), а так­же при по­яв­ле­нии по­втор­ных тре­щин в не­су­щих ме­тал­ло­кон­ст­рук­ци­ях, не­до­пус­ти­мых про­ги­бов, на­ли­чии де­фор­ма­ций ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, воз­ник­ших в ре­зуль­та­те столк­но­ве­ний, по­жа­ра, воз­ник­но­ве­нии ос­та­точ­ных де­фор­ма­ций, по­сле ис­пы­та­ний кра­нов гру­зом 1,25 QH, пе­ре­мон­та­же или де­кон­ст­рук­ции, по тре­бо­ва­нию ор­га­на тех­над­зо­ра или за­яв­ке вла­дель­ца кра­на.

По ре­зуль­та­там про­ве­ден­но­го ТД мо­жет быть вы­да­но как по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние, т.е. срок служ­бы кра­на про­дле­ва­ет­ся на срок до 3 лет, так и от­ри­ца­тель­ное, т.е. кран не мо­жет быть вос­ста­нов­лен до ра­бо­то­спо­соб­но­го со­стоя­ния и под­ле­жит спи­са­нию.

По ре­зуль­та­там ТД мо­жет быть при­ня­то од­но из сле­дую­щих ре­ше­ний:

– про­дол­же­ние экс­плуа­та­ции при пас­порт­ных ха­рак­те­ри­сти­ках кра­на;

– про­дол­же­ние экс­плуа­та­ции с ог­ра­ни­че­ни­ем гру­зо­подъ­ем­но­сти;

– ис­поль­зо­ва­ние по ино­му на­зна­че­нию;

– вы­вод из экс­плуа­та­ции (спи­са­ние).

За­клю­чи­тель­ным эта­пом ТД яв­ля­ет­ся пол­ное тех­ни­че­ско­е ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние кра­на, ко­то­рое дол­жен про­вес­ти экс­перт Гос­про­мнад­зо­ра (п. 370 ПУ­БЭГК).

Ре­зуль­та­ты ра­бо­ты за­но­сят­ся в пас­порт кра­на пред­ста­ви­те­лем ор­га­ни­за­ции, про­во­див­шей ди­аг­но­сти­ро­ва­ние, и экс­пер­том Гос­про­мнад­зо­ра, про­во­див­шим пол­ное тех­ни­че­ское ос­ви­де­тель­ст­во­ва­ние, с оз­на­ком­ле­ни­ем под рос­пись спе­циа­ли­ста, от­вет­ст­вен­но­го за со­дер­жа­ние кра­на в ис­прав­ном со­стоя­нии.

Ин­ст­рук­ци­я о по­ряд­ке про­вер­ки зна­ний за­ко­но­да­тель­ст­ва в об­лас­ти про­мыш­лен­ной безо­пас­но­сти, безо­пас­но­сти пе­ре­воз­ки опас­ных гру­зов, ут­вер­жден­ная по­ста­нов­ле­ни­ем МЧС РБ от 08.01.2007 № 2, Ин­ст­рук­ци­я о по­ряд­ке обу­че­ния, ста­жи­ров­ки, ин­ст­рук­та­жа и про­вер­ки зна­ний ра­бо­таю­щих по во­про­сам ох­ра­ны тру­да, ут­вер­жден­ная по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­тру­да и со­цза­щи­ты РБ от 28.11.2008 № 175 и по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­тру­да и со­цза­щи­ты РБ от 30.12.2008 № 210 «О ко­мис­си­ях для про­вер­ки зна­ний по во­про­сам ох­ра­ны тру­да» (п. 14 ПУ­БЭГК).

Алек­сандр Жук, на­чаль­ник служ­бы над­зо­ра
ОАО «Управ­ле­ние ме­ха­ни­за­ции № 12»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: