Роторная борона для мотоблока своими руками

Борона для мотоблока своими руками самостоятельно

Для повышения эффективности работы, а следовательно повышения урожая, применяется такое навесное оборудование как бороны. Раньше для выполнения работ на земле использовали лошадей, а сегодня борону навешивают на мотоблок (если участок небольшой) или к трактору (если площадь обрабатываемого участка, внушительная). Поэтому — борона для мотоблока, является очень важным устройством для любого знающего землевладельца, а если она сделана своими руками, то и предметом гордости. Давайте расскажем подробнее, как выполняется боронование с помощью мотоблока, и как изготовить данное устройство самому.

Виды борон для мотоблока и их устройство

Существует несколько видов борон отличающихся конструктивно и имеющих ряд особенной.

Роторная борона

Что касается роторной бороны для мотоблока, её главным достоинством является хорошее снятие верхнего слоя почвы (грунта). Выровнять с ее помощью почву, тоже не проблема. Глубина обработки бороной варьируется от 4 до 8 сантиметров, глубину можно отрегулировать, исходя из специфики работ.

Важна и ширина бороны, здесь учитывается не только мощность мотоблока, но и размеры обрабатываемого участка. Обычно, эта величина, составляет от 800 до 1400 мм. Такие размеры обусловлены, иметь возможность удобно работать, маневрируя на участке небольших размеров.

Ротационные бороны от честных производителей, сделаны из качественного металлического сплава, позволяющего эксплуатировать оборудование на протяжении десятилетий (при должном уходе и обслуживании).

Дисковая борона

Дисковая борона используется на сухой почве, функционально, она выполняет ту же работу, что и роторная, но принципиально отличается в конструкции. Здесь основными элементами обработки, служат диски, формой похожие на звезды. Они, установленные на одной оси под определенным углом, обеспечивая максимальное проникание в грунт.

Зубовая борона

Зубовая борона, представляет из себя раму, на которой на равно удаленном расстоянии располагаются зубья. Стандартная длина зубьев, составляет 25-50 мм. Пример такой бороны, можно увидеть на видео ниже.

Борона для мотоблока своими руками чертежи

Для того, чтобы сделать борону для мотоблока своими руками, первым делом, необходимо изучить конструкцию устройства, чертежи и определится с размерами.

Из чего состоит борона

Конструкция бороны, довольно проста, рама выполненная из металлического квадратного профиля, сцепного устройство, которое кредит борону к мотоблоку, и зубья установленные на раму. Зубья, рекомендуется не приваривать, а закреплять болтами, тогда в случае поломки одно из них, легче будет заменить.

Ниже представлены чертежи борон, дающие представление о нужных размерах, узлах крепления и общей схеме.

Самодельная борона

Пример самодельной бороны, сделанной из двух борон меньшего размера и жестко соединенных между собой. Для продольного хода, применен шарнир от автомобиля ГАЗ 53. По мимо шарнира и стандартного прицепного устройства, борона, цепляется двумя тягами, для обеспечения лучшей работы.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева, одни из лидеров среди малой сельскохозяйственной техники. Борона для Невы, ни чем не отличается от борон для других устройств, и купить их можно, повсеместно.

Вот пример ротационной бороны для Невы и других мотоблоков, чей диаметр вала составляет 30 мм.

Ротационная борона РБ-1,4 (две секции, по 0,7м.) для мотоблока Нева.

Предназначена для предпосевной и послеуборочной обработки почвы.

Ширина захвата – 1,4 м;

Диаметр – 350 мм;

Посадочный диаметр втулки – 30 мм;

Глубина обработки почвы – до 100 мм;

Масса одной секции – 9 кг;

Видео борон

Ротационная борона установленная на мотоблок Нева в работе

Видео об устройстве бороны, ее размерах и использование с мотоблоком СИЧ

Борона для мотоблока своими руками: размеры, чертежи, видео

Борона для мотоблока представляет собой навесное оборудование, которое применяется с целью измельчения верхнего слоя земли после вспашки либо одновременно с ней. Подобное устройство используется в процессе посева семян, а также для выравнивания земли после проведения грубой обработки.

Однако применяется данный агрегат нечасто. Это обусловлено тем, что основная часть мотоблоков принадлежит к культиваторному типу. За счет этого после проведения обработки земли не требуется её боронование. Но когда применяются более габаритные модели, использовать бороны необходимо, в частности, после проведения вспашки целинных участков либо же сидератов. Боронование мотоблоком ускоряет высыхание, а также подогрев верхнего слоя земли. Это позволяет улучшить поглощение из грунта полезных свойств посаженными растениями, что повышает усвояемость удобрений.

Виды борон

Бороны подразделяются на следующие разновидности:

  1. Зубовая
  2. Дисковая
  3. Роторная

Зубовая борона

Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.

Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.

Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.

Дисковая борона

Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.

Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.

Вам может быть интересна картофелекопалка для мотоблока своими руками.

Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.

Роторная борона

Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.

Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.

Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.

Разновидности борон

Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:

  • зубовые;
  • дисковые;
  • роторные.

Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.

Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.

Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.

Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.

Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.

Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.

Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.

Зубовая борона своими руками

Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.

Читайте также  Ручная сеялка точного высева своими руками

Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.

Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.

Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.

Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:

  1. Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
  2. Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
  3. На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
  4. На втулку монтируют дышло.
  5. К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.

Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.

Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева, одни из лидеров среди малой сельскохозяйственной техники. Борона для Невы, ни чем не отличается от борон для других устройств, и купить их можно, повсеместно.

Вот пример ротационной бороны для Невы и других мотоблоков, чей диаметр вала составляет 30 мм.

Ротационная борона РБ-1,4 (две секции, по 0,7м.) для мотоблока Нева.

Предназначена для предпосевной и послеуборочной обработки почвы.

Как сделать борону для мотоблока своими руками по чертежу

Борона для мотоблока — сельскохозяйственное орудие, прикрепляемое к этому агрегату или мини-трактору.

Механизм предназначен для таких целей:

  • разрыхление, перемешивание и выравнивание почвы без его оборота;
  • удаление сорняков;
  • прореживание загущенных посевов;
  • разрушение сухой корки на грунте;
  • заделка семян и удобрений в грунт;
  • повышение аэрации земли.

Воздействие на почву происходит закрепленными на общей раме инструментами, такими как:

  • зубья;
  • мотыга;
  • диски.

Боронование мотоблоком — важный агротехнический процесс обработки земельных участков для повышения урожайности, качества зерновой и технической продукции.

Разновидности борон

Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:

  • зубовые;
  • дисковые;
  • роторные.

Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.

Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.

Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.

Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.

Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.

Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.

Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.

Зубовая борона своими руками

Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.

Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.

Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.

Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.

Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:

  1. Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
  2. Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
  3. На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
  4. На втулку монтируют дышло.
  5. К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.

Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.

Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.

Дисковая борона своими руками

Дисковое орудие — более усовершенствованная модель, выполняющая больше функций по обработке земли. Конструкция сложнее, поэтому лучше купить готовое устройство на промышленном рынке. Но для тех, кто не боится работы, можно изготовить дисковую борону самостоятельно.

Работа по изготовлению сводится к следующему:

  1. Для изготовления необходимы диски и 2 трубы с обязательной надежной фиксацией на валу мотоблока. Общая длина труб не должна превышать 1 м. Диски выбирают диаметром до 20 см.
  2. На дисках болгаркой делают надрезы на расстоянии 10 см друг от друга по окружности, в центре — посадочные отверстия для дальнейшей установки на вал.
  3. Готовые диски устанавливаются на валы через каждые 5-8 см с наклоном к оси вала: с левой стороны — в одну сторону, с правой — в другую.

Сделать борону для мотоблока своими руками несложно, но для этого необходимы грамотно сконструированные по размерам чертежи, схемы, инструменты и материалы. Выбор устройства зависит от возможностей мастера и целей использования механизма.

Активные роторы для мотоблока своими руками

Роторная борона является более сложной конструкцией по сравнению с зубовой или дисковой. Такое приспособление используют для аэрации и рыхления почвы после уборки урожая, а также для удаления сорняков и вспахивания на глубину до 10 см.

Активные роторы могут быть созданы из подручных средств, а первое, что необходимо для работы – найти чертежи и размеры. Длина ротора может быть от 70 до 100 см, диаметр может быть любым, главное, чтобы сочетался с габаритами мотоблока.

В общем виде, конструкция роторной бороны представляет собой несколько дисков с лезвиями на оси или трубу с лезвиями, которые должны располагаться не перпендикулярно, а под небольшим углом к поверхности. Самый простой вариант представлен на фото:

Более сложную в исполнении борону, конструкция которой похожа на заводскую, можно сделать из газового баллона. Пошаговая инструкция в этом видео:

Активные роторы устанавливаются вместо колес или грунтозацепов, однако, в зависимости от конструкции мотоблока, оборудование может крепиться спереди как навесное. Поэтому важно учитывать конструкцию самого мотоблока при проектировании бороны.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева являются одними из самых качественных и востребованных на отечественном рынке. Для них существует широкий спектр навесного оборудования, которое можно приобрести у производителя или сделать своими руками. Благодаря универсальной Н-образной сцепке агрегатирование с навесным оборудованием не составит труда.

Для мотоблока Нева подойдет любой вид бороны, все зависит цели создания оборудования, а также затрачиваемых ресурсов. Любой из видов можно изготовить с помощью подручных средств. Агрегатировать самодельную борону с мотоблоком необходимо качественной сцепкой, которую также можно изготовить своими руками.

Борона для мотоблока МТЗ

Для мотоблока МТЗ подойдет борона любого типа, однако важно учитывать, что виды их крепления разные, например, роторная борона крепится вместо колес, дисковая крепится как навесное оборудование, но относится к активному типу, поэтому в ее конструкции должен присутствовать дополнительный вал для отбора мощности.

Самым простым в исполнении видом бороны является зубовая, так как для ее агрегатирования с мотоблоком не нужны дополнительные механизмы. Создавая такую борону своими руками, необходимо предварительно создать чертежи, продумать размеры (ширина захвата), тип крепления. Мотоблоки МТЗ снабжены универсальной Н-образной сцепкой, поэтому кронштейн для крепления бороны должен с ней сочетаться. Можно сделать жесткое крепление, состоящее из кронштейна с ручкой, но более доступным вариантом будет крепление с помощью цепи. Для этого необходимо создать кронштейн с рамой, соответствующей ширине бороны, на которую будут крепиться цепи (их можно приварить или закрепить на крюки).

Каким видом бороны для мотоблока Вы пользовались?

Борона для мотоблока

Борона представляет собой вид навесного сельскохозяйственного оборудования, применение которого позволяет предотвратить пересыхание почвы, разрушить образовавшуюся на ней корку выровнять ее поверхность и уничтожить имеющиеся сорняки. Сделать борону своими руками достаточно просто, однако непосредственно перед работой потребуется определиться с типом конструкции, а также детально изучить схему и придерживаться правильного порядка действий при изготовлении.

Дисковая борона – конструктивные особенности

Дисковые бороны для мотоблока могут быть легкими и тяжелыми. Первый вариант используется для работы в паре с мотоблоками, весом до 100 кг, в то время как тяжелые конструкции подходят для применения в паре с техникой, массой до 200 кг.

Дисковые бороны используются для решения следующих задач:

  • разрушения корки, образовавшейся в результате заморозков;
  • лущения стерни;
  • эффективного рыхления дернистых пластов;
  • обработки пастбищ и лугов;
  • удаления крупных сорняков.

Рабочим органом дисковой бороны выступает острый стальной сферический диск, который может обладать диаметром от 45 до 51 см. Вся конструкция дисковой бороны для мотоблока напоминает батарею, образовавшуюся из нескольких смонтированных на одной оси дисков. Между дисками предусмотрено расстояние, в котором размещены распорные шпульки. Все режущие диски закреплены на оси под определенным углом и обязательно в 2 ряда. В процессе обработки почвы передние диски функционируют вразвал, а задние – непременно в отвал.

Для того чтобы более эффективно рыхлить грунт, дисковая борона к мотоблоку снабжена смещенными задними дисками. В процессе применения бороны, имеющиеся в ее конструкции диски вращаются, благодаря чему происходит их сцепление с грунтом. Кромки режущих дисков срезают твердый слой грунта, поднимая и переворачивая его. При этом пласт земли падает с определенной высоты, в результате чего переворачивается и крошиться.

Важное преимущество дисковых борон на мотоблоки заключается в том, что они гораздо меньше забиваются почвой и сорняками. Таким образом, их гораздо дольше можно использовать без регулярной очистки, что дает возможность сэкономить время и силы фермера.

Читайте также  Установка генератора на мотоблок своими руками

Зубовая борона – преимущества и области применения

В конструкцию зубовой бороны входят корытообразные и прямоугольные планки, в месте перекрещивания которых расположены зубья. Последние установлены таким образом, чтобы при работе каждый из них вел свою борозду. В зависимости от типа используемой бороны, дистанция между бороздками может составлять от 220 до 490 мм.

С целью предотвратить забивания бороны сорняками и почвой, соседние между собой зубья расположены на дистанции в 15 см. Глубина обработки почвы при работе с бороной зависит от усилия воздействия зубьев на грунт, а также от длины поводков, соединяющих их.

В зависимости от своей конструкции, зубья на бороне могут быть прямыми, изогнутыми со специальной пружинящей стойкой, а также лапчатыми. Все имеющиеся в конструкции бороны зубцы крепятся на шарнирной или жесткой раме. Бороны с шарнирным креплением более предпочтительны на участках, где расположено большое количество неровностей. Конструкции с жесткой рамой следует использовать на более-менее ровных поверхностях.

Зубовые бороны для мотоблоков используются для решения таких задач:

  • разрезания и крошения дернины;
  • измельчения и растаскивания кротовины по территории пастбищ и лугов;
  • эффективного прочесывания травостоя.

Конструкция зубовых борон позволяет использовать их не только в качестве самостоятельного навесного оборудования, но и для работы вместе с культиваторами, сеялками и плугами.

Роторная борона – плюсы и минусы конструкции

В случае если боронование мотоблоком осуществляется на участке с целиной, или же применение агрегата планируется с целью снятия только верхнего слоя почвы, то в таком случае оптимальным станет использование роторной бороны. Несмотря на то, что максимальная глубина обработки этим оборудованием не превышает 7 см, именно такая конструкция лучше всего подойдет в целях первичной обработки земли на территории, где ранее выращивались зерновые культуры.

Бороны роторного типа для мотоблоков могут быть активными и пассивными. В отличие от пассивных конструкций, активные бороны на мотоблок монтируются вместо колес или почвофрез на штатные валы агрегата. Чтобы повысить эффективность и повысить производительность бороны ее следует применять только для работы в паре с мотоблоками, обладающими высокой мощностью и оборудованными коробками переключения передач. Эти конструкции лучше всего эксплуатировать паре с другими видами навесного оборудования – в таком случае борона на мотоблоке будет не только рыхлить верхний слой грунта, но и эффективно выравнивать землю на участке.

В число преимуществ роторных борон для мотоблоков входит простота в применении, высокая эффективность и долговечность этих конструкций. Среди основных недостатков навесного оборудования этого типа следует выделить высокую стоимость, сложность в изготовлении своими руками, а также громоздкость конструкции.

Конструктивные особенности самодельной бороны

Оптимальным и самым простым вариантом для изготовления своими руками считается зубовая борона. Для ее создания потребуется внимательно изучить чертежи, в которых должна быть указана последовательность действия при сборке оборудования. Также очень важно, чтобы схемах были указаны размеры всех используемых для изготовления бороны деталей.

Сама конструкция по своему внешнему виду напоминает клетку из рамы, к которой зубья крепятся посредством болтов. Передняя часть конструкции должна быть оснащена прицепным устройством, которое, в большинстве случаев, имеет форму сцепки с отверстиями. При установке на мотоблок сцепку потребуется вставить в трубу фаркопа, после чего зафиксировать оба элемента посредством пальца. Крайне важно вварить между фаркопом и сцепкой специальную цепь, которая облегчит работу с оборудованием.

Клетка зубовой бороны должна быть максимально прочной, поэтому для ее изготовления следует использовать квадратные или водопроводные трубы, а также уголки для усиления стыков конструкции. Каждая деталь должна быть изготовлена из стали, толщиной не менее 5 мм, в противном случае почва будет вырывать зубья вместе с кусками металла.

Конструкция изготавливаемой решетки должна состоять из поперечных и продольных деталей. Вместе с тем, самым лучшим вариантом станет клетка, прутья в которой приварены между собой под углом в 45 ⁰ по отношению к направлению движения мотоблока. Такая самодельная борона будет гораздо меньше подвергаться нагрузкам на изгиб.

Чтобы определить размер ячеек, потребуется предварительно определиться с тем, каким образом на бороне будут размещены зубья. Для этого зубья нужно нарисовать на чертеже, а поверх них дорисовать решетку, на которой они должны крепиться. Сама рама должна обладать такими размерами, чтобы впоследствии она не мешала работать с мотоблоком. Также крайне важно своевременно учесть размеры сцепного устройства. Нужно помнить, что борону, шириной более 1 м, многие мотоблоки попросту не потянут.

Для изготовления зубьев лучше всего использовать рифленую арматурную сталь. Ее диаметр должен составлять не менее 18 мм, а длина каждого изготавливаемого зубца – около 15 см. От высоты сцепного устройства высота зуба не зависит, так как самодельная борона будет крепиться к мотоблоку посредством цепи. При этом толщина последней должна быть увеличена, если на бороне закреплены толстые зубья.

Как сделать борону для мотоблока своими руками?

После изучения всех чертежей и конструктивных особенностей самодельной бороны для мотоблока, можно приступать к ее непосредственной сборке. Чтобы не допустить типичных ошибок, крайне важно придерживаться правильного порядка действий при работе.

Изготовление самодельной бороны для мотоблока выполняется в следующей последовательности:

  1. Вначале собираются и привариваются друг к другу детали рамы;
  2. Далее к изготовленной раме потребуется приварить зубья. Они должны быть предварительно заточены, и обязательно приварены к раме под прямым углом. Переживать при монтаже зубцов не стоит, так как после приваривания каленые зубцы не отжигаются, благодаря чему их прочность не теряется;
  3. На следующем этапе потребуется определиться с местом, в котором будет находиться центр воздействия сил. Посередине этой части бороны нужно приварить предусмотренную в конструкции цепь. Для этого необходимо взять первое из звеньев цепи и внахлест приварить его к решетке. Затем второй конец используемой цепи потребуется соединить со сцепкой, используя для этого болты или сварочный аппарат;
  4. Чтобы проверить работоспособность изготовленной бороны, необходимо закрепить ее, после чего пройтись с ней и мотоблоком. Если было обнаружено, что борона тянет в любую из сторон, значит, цепь потребуется переварить в противоположную сторону. В деталях об изготовлении бороны также можно узнать из видео.

Изготовленная конструкция для мотоблока практически ничем не будет уступать своим заводским аналогам. Она достаточно прочная и сможет прослужить в хозяйстве не один год, при условии, что владелец будет регулярно очищать ее и сорняков и грунта, а также обрабатывать детали конструкции специальным антикоррозийным средством.

Изготовленную своими руками борону для мотоблока можно использовать для работы вместе с мотоблоками производства брендов Каскад, МТЗ, Нева, Крот и Агро. В конструкции этих агрегатов предусмотрены практически идентичные сцепные механизмы, что позволит без труда соединить их с самодельной бороной.

Самодельные зубовые, роторные и дисковые бороны для мотоблока — делаем своими руками по чертежам и видео

Первые приспособления для боронования появились с того времени, как человек впервые научился обрабатывать землю примитивным деревянным плугом (оралом). Бороны также делались из дерева и были не сильно длинными, для большей маневренности, но достаточно тяжелыми, что позволяло дробить большие комья земли образованные после пахоты.

Самодельная классическая (зубовая) борона для мотоблока

Уже давно трактора сменили лошадей, а бороны стали более совершенными и эффективными, и могут устанавливаться не только на тяжелую и среднюю сельскохозяйственную технику, но и на мини-трактора и мотоблоки. Данный вид оборудования позволяет не только разбивать большие комья и прикрывать почву для сохранения влаги, но и собирать остатки сухой растительности, а также удалять ее корни.

Существуют следующие виды борон:

  • зубовые или классические;
  • роторные или ротационные;
  • дисковые.

Согласно данной классификации навесное оборудование для боронования бывает тяжелым, средним и легким. Устройство для боронования на мотоблок «Нева» можно купить в специализированном магазине или же сделать своими руками.

  1. Традиционная борона
  2. Оборудование роторного типа
  3. Дисковая борона
  4. Самодельная борона дискового типа
  5. Заключение

Традиционная борона

Классическая, или как ее еще называют, конная борона, применяется для создания ровной и рыхлой поверхности. Также данный вид навесного оборудования позволяет качественно укрыть в почве влагу и тем самым предотвратить ее высушивание. Борона производит дробление крупных комков земли до требуемой фракции, уничтожает сорняки и удаляет из грунта остатки растительности. Оборудование довольно легкое и поэтому используется для поверхностной обработки почвы, измельчения комьев земли и неглубокого рыхления перед проведением посевной.

Зубовая борона для мотоблоков заводского производства изготавливается из специальной конструкционной стали, выдерживающей значительные нагрузки. Также данное оборудование неплохо ровняет почву после проведенного фрезерования.

Этот тип оборудования для боронования представляет собой прямую или зигзагообразную раму, которую можно сделать своими руками из стальной полосы, квадратной трубы или уголка, стойки для сцепки с мотоблоком и зубьев. Закрепить зубья на раме можно при помощи сварки, или, нарезав на них резьбу, зафиксировать гайками. Рабочие органы на раме располагаются на равномерном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять 25-45 мм. Относительно ширины оборудования, то, например, для мотоблока «Нева» вполне хватит 500-600 мм. На представленном видео показана зубовая борона в работе.

Также можно сделать своими руками мотоблочную зубовую борону и по чертежу представленному ниже. На то, чтобы сделать такое навесное оборудование, придется затратить полдня, но оно того стоит.

Схема зубовой бороны для мотоблока

Для того чтобы сделать такое оборудование для мотоблока нам понадобится следующее:

  • к металлической трубе квадратного сечения приварить железные полосы, на которые, собственно, будут при помощи гаек крепиться зубья с нарезанной с одной стороны резьбой;
  • дышло нашего навесного оборудования оканчивается приваренной втулкой, через которую при помощи металлического пальца будет происходить соединение с используемым мотоблоком;
  • делаем стойку с регулировочным винтом для настройки высоты подъема устройства для боронования, чтобы обеспечить равномерное заглубление рабочих органов в почву.

Хоть покупное заводское оборудование, хоть самодельная борона, к мотоблоку «Нева», имеется особенность накопления на рабочих органах влажной почвы с остатками растительности, вследствие чего обработка земли может стать неэффективной. Для того, чтобы легко и беспрепятственно очистить зубья скребком или любым металлическим предметом воспользуемся подъемным рычагом агрегата.

На видео показана самая простейшая зубовая борона для мотоблока с указанием размеров.

Оборудование роторного типа

Роторную или ротационную борону используют, как правило, для обработки земли после сбора урожая зерновых культур. Также, данный тип оборудования для мотоблока хорошо выравнивает поверхность земли и удаляет сорные растения. Роторная борона состоит из шести рабочих кромок, дисков и втулки. Оборудование претерпело изменения, и было выявлено – для большей эффективности рабочие лезвия должны быть установлены под углом, что позволяет легко разрезать и разравнивать почву во время обработки. Приспособление для боронования, сделанное своими руками, устанавливают на агрегат вместо колес или грунтозацепов. На видео показана самодельная борона ротационного типа для мотоблока в работе на участке.

Глядя на представленное фото, может показаться, что сделать такую борону своими руками не представляет труда, однако, для того, чтобы она нормально работала, необходимо правильно рассчитать всю конструкцию, а именно угол под которым устанавливаются рабочие кромки.

На видео представлен весь процесс изготовления роторной бороны и работа с ней.

Дисковая борона

Дисковые бороны используют на пересохших почвах и практически не отличаются по функциональности от ротационных активных борон, за исключением того, что здесь в качестве рабочего органа выступают диски, установленные на независимых осях, а крепление к мотоблоку происходит посредством сцепки.

Самодельная борона дискового типа

На чертеже указаны размеры для мини-трактора, поэтому делая навесное оборудование для мотоблока, подгоняем все значения под габариты силового агрегата. От большого тракторного дискатора была позаимствована одна секция, состоящая из 8 линзообразных дисков диаметром 450 мм с междисковым расстоянием – 150 мм. На видео хорошо видно работу оборудования сделанного своими руками и установленного на мотоблок с адаптером.

Читайте также  Буксует сцепление на камазе что делать?

Чертеж дисковой бороны

Дисковая секция закреплена подвижно на металлической раме 1400х650 мм и сваренной из уголка 50х50 мм. Захват у такого самодельного оборудования составляет 1200 мм при глубине до 100 мм, а угол атаки настраивается до 17˚. Как было уже сказано, для того, чтобы использовать устройство для боронования вместе с мотоблоком «Нева», длину рамы можно сделать вдвое меньше и, соответственно, использовать всего 4 диска.

Заключение

Из всех перечисленных видов, наиболее простой и легкой для самостоятельного изготовления, является зубовая борона, однако, по мнению большинства фермеров, самым эффективным все-таки считается навесное оборудование роторного типа. В интернете можно найти чертежи и видео на эту тему. Работа ротационной бороны в связке с мотоблоком должна осуществляться на скорости порядка 4 км/ч. Дело в том, что только в таком рабочем режиме двигатель мотоблока не будет перегружен, а устройство качественно взрыхлит грунт, подготавливая благоприятную почву для будущего урожая.

Если необходима борона для тяжелого мотоблока, то сделать устройство для боронования будет немного сложнее. Гораздо проще в таком случае приобрести соответствующее оборудование у производителя. Лучшим вариантом будет, если навесное оборудование и мотоблок изготовлены одним производителем. В таком случае не возникнет проблем с креплением и значительно увеличивается срок эксплуатации.

Если приобретать оборудование у производителя, то выгоднее всего, в финансовом плане, купить классическую борону, которая стоит гораздо меньше остальных типов. Однако сделав собственными руками полезное приспособление для своего мотоблока, вы получите не только моральное удовлетворение, но и незаменимого помощника для проведения сельхозработ, который позволит сэкономить время, силы и средства.

Схема самодельного борона для мотоблока

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Использование лошадей для вспашки земли давно ушло в прошлое. Сейчас для помощи аграриям пришло более конструктивное и продвинутое оборудование. Одним из них является борона на мотоблок, позволяющая повысить скорость посадки и сбора культур, а, следовательно, увеличить и урожай.

Такие устройства разбивают значительные куски земли, сохраняют влагу в почве, удаляют оставшуюся сухую траву и ее корневую систему. Изготовить такое навесное оборудование на мотоблок можно и своими руками, что не только поможет сэкономить значительные финансовые средства, но и испытать гордость за проделанную работу.

Борона можно сделать собственноручно

Виды борон

Борона для мотоблока – приспособление, которое крепится к агрегату для выполнения сельскохозяйственных работ. Его предназначение:

  1. Рыхлить, перемешивать и выравнивать обработанную землю.
  2. Удалять сорняки.
  3. Прореживать слишком близко посаженные семена.
  4. Разрушать верхнюю корку на сухом грунте.
  5. Внедрять в почву семена и удобрения.
  6. Улучшать насыщение земли кислородом.

Непосредственно соприкосновение с поверхностью почвы проходит с помощью инструментов, прикрепляющихся к раме в виде зубьев, дисков, мотыги.

Бороны подразделяются на разные типы, в зависимости от их устройства. Они могут быть зубовыми, роторными либо дисковыми. Также они распределяются на тяжелые, средние или легкие, в зависимости от конструкции.

В этом видео вы узнаете плюсы и минусы борона:

Рассмотрим все виды устройств более подробно, а также узнаем, как же можно сделать борону к мотоблоку своими руками.

Зубовая борона

Такой вид конструкции раньше всех был известен человечеству. Зубовая борона выглядит как площадка, с приделанными вертикально к ней рядами зубьев. Они рыхлят и равняют почву. К мотоблокам в основном применяют борону большой ширины и значительным числом зубьев, которые располагаются более чем в четыре ряда и на небольшом расстоянии друг от друга. Тянущий агрегат должен иметь хорошую мощность, чтобы обеспечить глубокое проникновение зубцов в слой земли и получить качественный результат работы.

Важно! Одной из разновидностей зубчатой бороны является так называемая пружинная, где, вместо штырей, применяются пружины, которые позволяют уменьшить размеры конструкции и способствуют более редкой поломке.

Борона для мотоблока зубчатого вида состоит из металлической рамы с жестко прикрепленными рядами зубьев, обычно имеющих длину от 2,5 до 5 сантиметров. Они располагаются зигзагом или под прямым углом. Можно регулировать глубину рыхления установкой различным способом зубцов. Когда острая грань находится впереди, проникновение в почву увеличивается.

Бороны бывают нескольких типов

Также зубцы могут крепиться к раме и на шарнирах. Такие устройства применяют на более неровных участках земли со значительным количеством преград.

Зубовые бороны используются как отдельное навесное оборудование, так и работая совместно с плугом, сеялкой либо мотокультиватором.

Дисковая борона

Это более совершенное устройство по количеству функции, обеспечивающее эффективную обработку почвы. Дисковая борона имеет много сложных конструктивных особенностей, поэтому рекомендуется приобрести готовое изделие, а не пытаться сделать самому.

Агрегат может быть как легкого вида, прикрепляющегося к небольшому мотоблоку до 100 килограмм веса, так и тяжелого, максимальная масса тяглового устройства составляет до 200 килограмм.

Свое название дисковая борона получила от рабочего элемента, который представляет собой круглые диски диаметром около полуметра, установленные на одну ось. Все эти режущие приспособления закрепляются в определенном порядке и под разными углами более чем в один ряд, что обеспечивает значительное углубление в почву.


Сами диски бывают прямой и чашечной формы. Чашечные имеют более сложную конфигурацию и предназначены для переворачивания земли при раннем засевании зерен или картофеля.

Края дисков изготавливают неровными для более качественного разрезания почвы и уменьшения сопротивления со слоем земли. Пласт при этом поднимается и падает, что способствует его измельчению и разбиванию на небольшие частицы.

Дисковые бороны наименее всех видов подвержены засорению землей и остатками растений. Следовательно, они долгий период не требуют постоянной чистки, что экономит силы и время.

Роторная борона

Роторная борона, присоединенная к мотоблоку, представляет собой смесь культиватора и бороны дискового типа. Главный плюс такого устройства в том, что оно отлично снимает и выравнивает верхний слой грунта, причем глубина обработки регулируется. Нужно правильно определить соотношение ширины конструкции мощности мотоблока для наибольшей эффективности выполнения работ.

У каждого вида борона свои плюсы и минусы

Изгиб зубцов такого устройства напрямую зависит от радиуса диска и величины скольжения колес тягового агрегата. Чем больше сцепление с почвой, тем сильнее изгибают зуб. Он входит под углом 90 градусов и улучшает насыщение почвы кислородом.

При использовании ротационной бороны большие растения практически не повреждаются, при этом сорняки, неглубоко распустившие корневую систему, вырываются. Происходящая при этом аэрация способствует поступлению минеральных веществ и органических удобрений из воздуха.

Роторные бороны бывают активные и пассивные. Чаще применяется активный вид, где конструкция устанавливается взамен передних колес мотоблока. Но при этом тяговый агрегат должен иметь большую мощность и возможность осуществлять различную скорость движения. При использовании с другим оборудованием можно не только рыхлить почву, но и равнять грунт.

Из преимуществ следует выделить легкость применения конструкции, большой срок службы и эффективность выполнения работ. Недостатком является только высокая цена при покупке и значительные размеры устройства.

Зубовая борона своими руками

Данное устройство легче всего изготовить самостоятельно. Если у вас имеются металлические материалы, болгарка и сварочный аппарат, то процесс не доставит много трудностей.

Для производства бороны на мотоблок своими руками нужно разобраться в чертежах и определить необходимые размеры.

Конструкция выглядит в виде решетки с приваренными к ней зубьями. Если есть возможность, их рекомендуют закручивать болтами, чтобы обеспечить замену при поломке. Впереди должно быть предусмотрено прицепное устройство к мотоблоку. Для облегчения работы между двумя агрегатами приваривают цепь.

Решетку делают из прочных материалов. В основном используют трубы для водопровода и уголки толщиной более 4 миллиметров, чтобы зубья не отрывались от тонкостенного основания. Более надежная конструкция предполагает приваривание прутьев под углом 45 градусов к движению, что обеспечивает уменьшение нагрузок.


Размер ячеек решетки должен соответствовать величине зубцов. Размер рамы конструируют таким образом, чтобы не мешать управлять мотоблоком.

Раму не следует делать шире расположения ручек у мотоблока!

Для изготовления зубцов обычно применяют арматурную рифленую сталь диаметром около 15 миллиметров и длиной до 200. Чем меньше зуб, тем он тоньше. Их закаливают перед неиспользованием для прочности. Когда производится боронование мотоблоком, для эффективности элементы, входящие в почву, располагают максимум через 1 сантиметр. Допускается незначительное смещение, чтобы обеспечить большую интенсивность и качество работ. Процесс сборки выглядят следующим образом:

  1. Сперва нужно собрать и сварить решетку.
  2. После прикрепить с помощью сварки или болтов зубцы. Нужно точно померить и выполнить это под углом 90 градусов.
  3. В месте примерного расположения центра сил необходимо приварить цепь, одно из звеньев которого к решетке, другое – к сцепке.
  4. Заключительным этапом будет проверка крепления при выполнении работ, и при смещении бороны в любую сторону, переваривают цель.

Вне зависимости от того, приобреталось ли готовое изделие, или оно было сооружено самостоятельно, происходит накопление на рабочих элементах мокрой земли и остатков органических культур. Поэтому следует периодически прочищать зубья предметами из металла или соответствующим скребком.

Самодельная дисковая борона

Изготовить дисковую борону для мотоблока своими руками довольно сложно. Поэтому, если вы сомневаетесь в своих знаниях и не уверены, что эта задача выполнима, проще приобрести недорогую конструкцию и усовершенствовать ее по соответствующим схемам.

Своими руками устройство применимо для исполнения только к культиваторному виду мотоблока. Сначала к валу надежно фиксируют две металлические трубы, изготовление которых должно быть выполнено опытным токарем, или применяются части неработающего культиватора. Максимальная длина составляет не более одного метра, чтобы мощность мотоблока соответствовала тяжести бороны. Диски диаметром не более четверти метра устанавливаются на вал, и вдоль края надрезается металл с периодичностью в 10 сантиметров. Предполагается установление дисков с наклоном к общей оси. Они должны быть направлены одинаково с разных сторон: с левой – в одну, с правой – в другую.

Изготовленный правильно агрегат по своим свойствам не уступает устройствам, произведенным промышленным путем. При периодической чистке от налипшей земли и остатков растений сооружение прослужит долгое время. Следует только иногда применять средство от ржавчины, так как все составные части бороны сделаны из металла.

Боронование (видео)

Для опытного агрария боронование мотоблоком зубовым видом не составляет особого труда. Пахарь просто движется за мотоблоком при скорости около 2 километров в час и с помощью ручек выбирает направления. При вспахивании сухих и плотных слоев почвы рекомендуется положить на борону дополнительную тяжесть, что способствует углублению зубьев в землю. Если груза под рукой не оказывается, то с помощью нажатия ногой можно также оказать воздействие на эффективность работы бороны.

При выполнении боронования с помощью дискового устройства алгоритм действий тот же, просто необходимо следить за осью вращения, которая должна быть строго под углом 90 градусов к направлению движения мотоблока.


В интернете можно прочитать множество статей и просмотреть видео, которые помогут начинающим фермерам узнать основные правила боронования.

Наиболее простым устройством для изготовления своими руками является зубовая борона, но, по мнению опытных земледельцев, сталкивающихся постоянно с данными агрегатами, наиболее результативным считается роторная борона. Этот тип не перегружает двигатель мотоблока и увеличивает скорость работы всей конструкции.

При покупке оборудования выгоднее всего приобрести традиционную борону и самим доработать это устройство. При этом вы испытаете не только гордость за проделанную работу, но и приобретете помощника для облегчения своих усилий при обработке почвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: