Снегоход своими руками из мотоцикла ИЖ

Как сделать снегоход из мотоцикла своими руками?

  1. Какие мотоциклы можно использовать?
  2. Изготовление
  3. Что же мы получим в результате?
  4. Рекомендации

Снегоход — необходимый транспорт, который используется в зимнее время года или на местностях, где на обычном транспорте не проехать. Он служит незаменимым помощником во многих профессиях. Например, спасатели, геодезисты, лесники и даже пограничники пользуются снегоходом во время работы. Конечно, тут применяются профессиональные, дорогие модели.

Если вы живёте или работаете в северной части планеты, где без особого транспорта не обойтись, а приобрести новый — очень дорого, приходится искать другие пути. Можно найти мастера, который поможет создать вездеход-снегоход из того, что есть. Если таких специалистов нет, то можно приобрести снегоход на «блошином рынке» за небольшие деньги. А может быть у вас самих сохранился где-то в сарае старый мотоцикл, мотор у которого ещё вполне работоспособен. Всё пригодится – и мотор, и другие оставшиеся детали.

Какие мотоциклы можно использовать?

Ещё в советские времена были созданы мотоциклы, которые являются прототипами современной техники. Из них очень легко можно сделать снегоход. Вспомним некоторые из них.

«Муравей»

Использовался как грузовое транспортное средство, имел кузов и три колеса. У этой модели колёса располагались следующим образом: одно впереди (ведущее), а еще два – по краям кузова. Снегоход из этого мотоцикла был самым популярным среди жителей России. Именно с него все началось. Один из деревенских жителей разобрал свой старый мотоцикл, поставил мотор на лыжу и гусеницы, которые были сделаны из обычного забора. Средство имело свои недостатки, но люди быстро придумали, как их исправить.

«Днепр»

Имел различные модификации: МТ-9, 10, 11, 16. Эти модели были оснащены двигателями от 27 до 32 лошадиных сил. Отличался он люлькой для третьего пассажира. Для снегохода используются практически все детали мотоцикла, однако, в случае ремонта, купить запчасти будет сложно и дорого.

На этот мотоцикл обычно устанавливали военное оборудование во время Великой Отечественной Войны. Мощность очень радует, она достигает 40 лошадиных сил. В этом плане мотоцикл является одним из лучших для создания на основе его двигателя снегохода. Модель трехколесная и имеет дополнительное место для пассажира.

«Восход»

Стал следующей моделью после «Ковровец» (К-175), который выпускался с 1957 по 1965 год. Двигатель двухтактный с одним цилиндром, объём 175 куб. см, мощность – 20 лошадиных сил. Неплохие характеристики, благодаря которым переделать мотоцикл будет очень легко и дешево.

«ИЖ Планета»

Годы выпуска – 1962-1967, 20 лошадиных сил. У многих осталась данная модель, ее тоже можно использовать для создания новой техники.

«Минск»

Двухколёсный мотоцикл, который стали выпускать в 1951 году. И уже тогда у многих было желание переделать этот мотоцикл в снегоход, вот только дальше идей дело не пошло.

Изготовление

На базе старых мотоциклов создают снегоходы разных типов, поставив одну или две лыжи. На заднюю часть снегохода можно крепить цепную или колёсную ходовую систему. Всё зависит от того, какой сложности снежные покровы вам предстоит преодолевать.

Снегоход получится изготовить в домашних (гаражных) условиях. Его можно будет использовать для поездки на охоту, рыбалку или просто покататься по лесу зимой.

Для изготовления снегохода, а мы рассматриваем бюджетный вариант, нам понадобится любая из вышеуказанных моделей старых марок мотоциклов и различные детали.

Что же мы получим в результате?

Проще говоря — спереди лыжа с рулевым управлением, рама с мотором и сиденьем, внизу или сзади — гусеничный ход. Рама подойдёт от «ИЖ Планета» или «Восход», но нужна будет реконструкция дополнительных креплений. Двигатель можно взять от мотоцикла «Восход» (20 лошадиных сил), поставить на гусеничный ход. Снегоход с таким двигателем сможет развивать скорость до 70 километров в час. Для бытового использования этого вполне достаточно.

Можно использовать готовую раму или сделать по чертежам из обрезков труб с небольшим диаметром. Также важно укрепить раму, используя сварку. В некоторых вариантах применяются временные крепления. При необходимости вместо гусеницы и лыжи можно вернуть колёса. Собранная конструкция должна быть прочной и надёжной. Привод на цепную передачу используется с основного вала движителя (можно использовать «ИЖ Планета» или «Урал») на ведущий вал гусеничной конструкции.

Для изготовления гусеничного двигателя можно использовать часть от гусеничной ленты другого агрегата (например, «Бурана») или приобрести отдельно в заводской вариации. Однако не всегда есть такая возможность. В этом случае можно собрать самостоятельно.

Чтобы создать гусеницу своими руками, необходимы рейки (пластмасса или жесть), транспортерная лента и жестяные рейки, крепёжные детали и чертежи. При изготовлении реек для грунтозацепа, нужно сделать одинаковой длины и ширины детали (пластиковой или жестяной) трубы с загибами, а после прикрепить их на транспортную ленту на одинаковом расстоянии. Три пары колёс, разных по размеру, будут служить движителем ведущего вала в гусеничной конструкции.

Для ведущего вала можно взять колёса большего размера, для других двух — поменьше (они будут служить роликами). Ролики нужно «обуть» в резину, чтобы была лучше связка с гусеничной лентой. Следует учитывать, что все самодельные конструкции не отличаются высокой прочностью, поэтому не стоит подвергать такой снегоход большим скоростным нагрузкам.

Амортизационная система на задней подвеске может быть оставлена от оригинального мотоцикла (его основной конструкции). На передней можно использовать пружины от автомобиля или от мотоцикла. Амортизация очень важна при поворотных движениях, от нее зависит устойчивость всей конструкции.

Бак для топлива объёмом от 15 до 20 литров можно расположить на более удобном месте, согласно выбранным вами чертежам, но в основном он остаётся на родном месте в мотоциклетном варианте.

Ещё есть вариант изготовления двух гусениц на основе мотоцикла «Муравей». Так как боковые задние основы сделаны под колёса, можно использовать их для двух гусеничных конструкций. Топливный бак также может оставаться под рулевой дугой, но может и переместиться в заднюю часть, в зависимости от выбранной конструкции и условий, в которых снегоход будет использоваться.

Также можно рассмотреть вариант снегохода на базе мотоцикла «Минск». Для передней части с одной лыжей используют вариант, рассмотренный выше. Задняя часть сложнее. Ведомую шестерню моста заменим на заднюю звёздочку от мотоцикла «ИЖ Планета». Промежуточный вал служит приводом на мост, оставаясь цепным. Если нет необходимых для работы деталей, можно приобрести их на рынке запчастей.

Некоторые любят модернизировать современные мотоциклы под разные виды агрегата, например, поставить вместо гусеничного движителя большие рамы от шин, обтянутые цепью, благодаря которой исключается скольжение по снегу. В этом варианте снегоход выглядит как 3 или 4 огромных колеса и маленькая часть двигателя, рамы и сиденья. Также можно замещать части лыжи-шины. Бывают варианты, где вместо лыжи впереди находится одно колесо.

Рекомендации

При работе над снегоходом важно соблюсти главные правила изготовления — оценить мощность двигателя, устойчивость, равновесие, износостойкость и заменяемость деталей и конструкции в целом. Мотор лучше использовать объёмом от 125 кубических сантиметров, с одним или двумя цилиндрами, двухтактный. Желательная мощность — от 15 лошадиных сил. Скорость собранного вами снегохода может развиваться до 80 км/час.

Исходя из имеющихся у вас деталей, возможностей и желания, можно в домашних условиях создать основу снегохода. А потом уже обычно занимаются моделированием, улучшением сидений, можно даже прикрепить кабинку — для защиты от осадков или прицепной части во время перевозки грузов.

При создании снегохода своими руками важнейшей деталью является мотор. Необходимо произвести его тестирование перед установкой на конструкцию до сборки.

При использовании самодельного снегохода нужно соблюдать правила техники безопасности — иметь защитный шлем, соответствующую одежду и перчатки (краги). В первую очередь, следует провести тест-драйв и убедиться, что нет проблем с ходовой и моторной частью.

Как сделать снегоход из мотоцикла, смотрите в видео.

Самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ или любого другого

Самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ или любого другого – это дело не такое сложное, как может показаться. Тем более, что когда приходит зима, на обычном мотоцикле сильно не покатаешься, поэтому приходится делать самодельный снегоход из мотоцикла.

Чтобы комфортно было ездить по зимним дорогам надо переоборудовать мотоцикл, поставить боковой прицеп и поменять переднее колесо, чтобы на нем более протектор более глубокий.

По заснеженным дорогам проехать может только снегоход, даже автомобили не все смогут проехать в серьезных сугробах. Для тех, кто может – лучше купить снегоход и не париться, а для тех, у кого нет денег, или есть желание самому сделать что-то полезное и оригинальное, то можно сделать самодельный снегоход из мотоцикла.

Современный мотоцикл спортбайк или турист никто не будет переделывать, а вот старый ИЖ или любой другой сельский мотоцикл можно спокойно на зиму переделать в снегоход. Сегодня поговорим о том, как сделать самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ, Минск и Урал.

Снегоход из мотоцикла «Минск»

Мотоцикл «Минск» с мотором, объем которого равен 125 куб. см., но мощности этого мотора вполне будет хватать, чтобы сделать самодельный снегоход из этого мотоцикла.

Есть возможность сделать колесно-лыжный или гусеничный снегоход. Колесно-лыжный снегоход делается проще всего: надо снять колеса, вместо переднего колеса поставить широкую лыжу.

Для этого надо найти трубу, чтобы из нее сделать стойку, достать крепежной элемент и с помощью вала оси колеса прикрепить к передней вилки эту лыжу. В нижней части стойки надо присоединить саму лыжу – взять полосу из металла и завернуть на ней передок.

Читайте также  Картофеля копалка для мотоблока своими руками

С задней частью снегохода все не так просто: надо сделать специальный модуль и прикрепить его вместо заднего колеса.

Устроен этот модуль с участием заднего моста от УАЗа с некоторыми изменениями. Надо поменять на мосту ведомую шестерню на звездочку от ИЖа. Привод все равно цепной здесь используется, но через промежуточный вал.

Колеса тоже надо брать побольше, отлично подойдут колеса от прицепа ПТС-2-4, но надо брать только камеры и установить на них боковины шин, а также надо эти камеры обмотать ремнями или цепями, чтобы лучше по снегу было грести.

Если все сделать правильно, то снегоход, сделанный из мотоцикла Минск сможет ездить на скорости в 45 км/ч.

Если же делать из мотоцикла Минск гусеничный снегоход, то тоже надо использовать лыжу, которая закреплена на вилке, в задней части устанавливается примерно такой же модуль, только в нем 2 вала и они закреплены на раме.

Тот вал, что спереди оснащается звездочками, 2 большие звездочки – приводные для гусеницы, а малая звездочка для привода вала. На заднем валу стоят катки, между валами натягивается гусеница, она может быть сделана из ремней или пластиковых планок.

Привод через промежуточный вал в гусеничном снегоходе Минска. Такой снегоход может ездить со скоростью в 50 км/ч.

Самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ

Одними из самых популярных мотоциклов в российских поселках – мотоциклы ИХ, из них тоже можно сделать гусеничный или колесной снегоходы.

Делается самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ так же, как и из мотоцикла Минск, конструкция примерно такая же, только спереди ставится не лыжа, а большое колесо, которое также делается из камеры и ремней. Также надо переделать переднюю вилку, потому что новое колесо будет шире, чем базовое, есть нет желания переделывать вилку, то можно просто поставить лыжу.

Можно из мотоцикла ИЖ сделать и гусеничный снегоход, разница от Минска в том, что отличаются размеры гусеницы и гусеничного модуля.

Снегоходы из мотоциклов Урал

Из мотоциклов Урал чаще всего делают гусеничные снегоходы. Сам мотоцикл тяжелый с карданным приводом заднего колеса. Конструкция гусеничного модуля более сложная, привод осуществлен с помощью редуктора. Раму тоже надо немного переделать, потому что высота мотоцикла увеличится, изменится центр тяжести и поэтому устойчивость понизится.

Снегоход из мотоблока

Снегоход из мотоблока сделать несложно, потому что конструкция такого снегохода проще и неважно какой именно мотоблок используется для этой цели.

В мотоблоках используется привод от редуктора, благодаря которому вращаются 2 колеса. Для того, чтобы сделать снегоход из мотоблока – надо обычные колеса поменять на широкие катки и установить на них снегозацепы.

Также можно установить гусеничные модули на приводные валы – это 3 катка, на которых натянута гусеница, средний каток – ведущий, поэтому он получится зубчатым, а другие два – направляющие. Это были самые популярные снегоходы из мотоциклов, по идее, можно из любого мотоцикла сделать самодельный снегоход. Для тех, кто не хочет ничего переделывать – лучше сразу взять снегоход и ездить на нем, на рынке сейчас очень много достойных моделей снегоходов.

Далее видео о том, как сделать самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ:

Снегоход из мотоцикла? Реально!

Снегоходы являются крайне полезным средством на зимней охоте и рыбалке, даже не учитывая то, что в некоторых регионах возможно передвижение только на таком транспорте. Серийные модели крайне дорогие и требуют тщательного ухода, но иногда невозможно понять, какие запчасти менять в силу особенностей конструкции. Поэтому можно создать самодельный снегоход из мотоцикла.

Для того чтобы сделать такое оборудование своими руками, нужно использовать следующие составляющие:

  • мотоцикл «Урал» или «Иж»;
  • металлолом;
  • аппарат для сварки.

Две последние составляющие необходимы для создания рамы, потому что от моделей марки «Урал» и «Иж» останутся только двигатель, руль, бак и вилка. У снегохода нет колеса, поэтому его придется демонтировать. Конструкция вилки переделывается под крепления для салазок или лыж, которые нужно предварительно купить в магазине. Элемент можно сделать и своими руками с применением дюрали. Салазки привариваются к вилке аргоном.

Модель будет совершать движение за счет барабана, на который наварен специальный протектор с прикреплённой цепью и с присоединением к двигателю. Обеспечить устойчивость конструкции можно благодаря установке трапециевидной рамы, сверху которой будет посажено родное седло от мотоцикла.

Стоит учитывать, что при создании оборудования своими руками на базе мотоциклетных элементов лучшим вариантом будет установка гусеницы. Лучше всего перевести механизм запуска двигателя от ножного варианта в ручной.

Особенности создания снегохода из мотоцикла «Урал»

Для того чтобы сделать оборудование на базе «Урала», можно использовать схему от любой модели «Бурана». Система гусениц оформляется в виде катков. Их можно сделать своими руками. Силовая передача передается через цепь. В передней части снегохода будут расположены несколько стоек для прикрепления лыж. Они оборудованы пружинами от амортизаторов мотоцикла «Урал».

Снегоходы на базе мотоцикла «Урал» в большинстве случаев используются в варианте с установкой гусениц. Это обуславливается тем, что сама конструкция очень тяжелая. К тому же имеется карданный привод сзади, что делает установку обычного гусеничного модуля с приводом с цепью обязательным.

Стоит учитывать, что при создании своими руками данного средства на базе модели «Урал» модульная конструкция будет заметно сложнее из-за организации привода через редуктор. Именно поэтому в раму должны быть включены некоторые изменения, ведь высота корпуса Урала может увеличиться, что повлечет за собой завышения центра тяжести и снижение параметров устойчивости.

Мотор «Урала» имеет расход топлива не более 6 литров на 100 км трассы. Максимальная скорость такого самодельного оборудования может достигать до 60 км/ч. Такая модель способна буксировать до 1 тонны груза волоком.

Особенности создания снегохода из «Ижа»

Снегоход из «Ижа» можно сделать своими руками несколькими способами. Первый представляет собой колесно-лыжный вариант. По своей сути конструкция не меняется, с него лишь снимаются колеса. Вместо переднего устанавливается лыжа, изготовленная из трубы. Крепится она на вал оси к передней вилке.

Для задней части будущего снегохода на базе «Ижа» изготавливается гусеничный модуль, который будет прикреплен на место колеса. Помимо рамы в его состав будет входить задний мост от автомобиля УАЗ, ведомая шестерня которого должна быть заменена на заднюю звездочку.

Снегоход из «Ижа» должен иметь цепной промежуточный вал. В колесном варианте используются камеры от ПТС-2-4. Диски изготавливаются путем сварки прутов и прикреплением колес при помощи ремней. Снегоход, который можно сделать своими руками на базе «Ижа», способен развивать скорость до 60 км/ч.

Изготовление гусеничного движителя

В первом случае движитель гусеничного типа для снегоходов можно сделать на базе классической роликово-втулочной цепи и транспортной ленты. При изготовлении гусеницы не требуется специальный инструментарий. Для продления срока службы ленты нужно прошить рыболовной леской ее края. Соединяются кольца путем связки торцов элемента.

Толщина ленты подбирается, исходя из мощности мотора. При использовании отечественных мотоциклетных двигателей идеально подойдет лента толщиной до 10 мм, которая применяется в транспортерах сельскохозяйственного типа. Гусеницу данного типа можно легко починить, в случае поломки.

Второй вариант – соединить клиновидные ремни с грунтозацепами, которые прикрепляются винтами или заклепками. Получается полотно-гусеница с отверстиями для ведущей звездочки. Оставляется небольшой зазор между ремнями.

Делаем снегоход из мотоцикла своими руками | Мотоблоки и сельхозтехника

Чтобы комфортно было ездить по зимним дорогам надо переоборудовать мотоцикл, поставить боковой прицеп и поменять переднее колесо, чтобы на нем более протектор более глубокий.

По заснеженным дорогам проехать может только снегоход, даже автомобили не все смогут проехать в серьезных сугробах. Для тех, кто может – лучше купить снегоход и не париться, а для тех, у кого нет денег, или есть желание самому сделать что-то полезное и оригинальное, то можно сделать самодельный снегоход из мотоцикла.

Современный мотоцикл спортбайк или турист никто не будет переделывать, а вот старый ИЖ или любой другой сельский мотоцикл можно спокойно на зиму переделать в снегоход. Сегодня поговорим о том, как сделать самодельный снегоход из мотоцикла ИЖ, Минск и Урал.

Снегоходы на базе «Минск»

Начнем с самого малого представителя отечественного мотопрома – мотоцикла «Минск». Он хоть и оснащается 125-кубовым мотором, но вполне способен выступить как снегоход, причем умельцы «умудряются» сделать из него снегоходы двух типов.

Первый тип – колесно-лыжный. Конструктивно в мотоцикле особо ничего не меняется, однако с него снимаются колеса. Вместо переднего колеса устанавливается широкая лыжа.

Причем делается она очень просто – берется труба в качестве стойки, с помощью крепежного элемента и вала оси колеса лыжа крепиться к передней вилке. Внизу к стойке на шарнире присоединяется широкая металлическая полоса с завернутым передком.

Относительно задней части снегохода, то здесь несколько сложнее. Делается модуль, который крепиться на место заднего колеса.

В конструкцию модуля кроме рамы входит задний мост от УАЗ, но несколько модифицированный. Ведомая шестерня моста заменяется на заднюю звездочку мотоцикла ИЖ. Привод на мост осуществляется через промежуточный вал, но все же он остается цепным.

В качестве колес используются камеры от прицепа ПТС-2-4, но для надежности боковины камеры укрепляются боковинами шин. Диски для облегчения делаются сварными из прутов, а закрепляется камера к ним при помощи ремней.

Cнегоход на базе «Минск» способен развить скорость до 45 км/ч.

Второй тип снегохода из «Минск» — гусеничный. Причем впереди снова используется лыжа, крепящаяся к вилке. Сзади же тоже установлен модуль, но состоящий из рамы и двух валов, закрепленных на ней.

Читайте также  Виброплита своими руками с электродвигателем

Передний вал оснащен звездочками. Две большие звездочки – приводные для гусеницы, и малая звездочка для привода вала. Задний вал оснащен катками. Между этими валами натянута гусеница, сделанная из клиновидных ремней и пластиковых планок.

Привод осуществляется через промежуточный вал. Гусеничная версия «Минска» способна разогнаться уже до 50 км/ч. И это только два вида из многочисленных.

Инженеры и дизайнеры не плохо поработали над мотоциклом иж Юнкер, один из замых красивых моделей отечественного производства.

В народе мотоцикл Jawa 350 пользовался немалой популярностью давайте ознакомимся с его техническими характеристиками.

Что же мы получим в результате?

Проще говоря — спереди лыжа с рулевым управлением, рама с мотором и сиденьем, внизу или сзади — гусеничный ход. Рама подойдёт от «ИЖ Планета» или «Восход», но нужна будет реконструкция дополнительных креплений. Двигатель можно взять от мотоцикла «Восход» (20 лошадиных сил), поставить на гусеничный ход. Снегоход с таким двигателем сможет развивать скорость до 70 километров в час. Для бытового использования этого вполне достаточно.

Можно использовать готовую раму или сделать по чертежам из обрезков труб с небольшим диаметром. Также важно укрепить раму, используя сварку. В некоторых вариантах применяются временные крепления. При необходимости вместо гусеницы и лыжи можно вернуть колёса. Собранная конструкция должна быть прочной и надёжной. Привод на цепную передачу используется с основного вала движителя (можно использовать «ИЖ Планета» или «Урал») на ведущий вал гусеничной конструкции.

Для изготовления гусеничного двигателя можно использовать часть от гусеничной ленты другого агрегата (например, «Бурана») или приобрести отдельно в заводской вариации. Однако не всегда есть такая возможность. В этом случае можно собрать самостоятельно.

Чтобы создать гусеницу своими руками, необходимы рейки (пластмасса или жесть), транспортерная лента и жестяные рейки, крепёжные детали и чертежи. При изготовлении реек для грунтозацепа, нужно сделать одинаковой длины и ширины детали (пластиковой или жестяной) трубы с загибами, а после прикрепить их на транспортную ленту на одинаковом расстоянии. Три пары колёс, разных по размеру, будут служить движителем ведущего вала в гусеничной конструкции.

Для ведущего вала можно взять колёса большего размера, для других двух — поменьше (они будут служить роликами). Ролики нужно «обуть» в резину, чтобы была лучше связка с гусеничной лентой. Следует учитывать, что все самодельные конструкции не отличаются высокой прочностью, поэтому не стоит подвергать такой снегоход большим скоростным нагрузкам.

Амортизационная система на задней подвеске может быть оставлена от оригинального мотоцикла (его основной конструкции). На передней можно использовать пружины от автомобиля или от мотоцикла. Амортизация очень важна при поворотных движениях, от нее зависит устойчивость всей конструкции.

Бак для топлива объёмом от 15 до 20 литров можно расположить на более удобном месте, согласно выбранным вами чертежам, но в основном он остаётся на родном месте в мотоциклетном варианте.

Ещё есть вариант изготовления двух гусениц на основе мотоцикла «Муравей». Так как боковые задние основы сделаны под колёса, можно использовать их для двух гусеничных конструкций. Топливный бак также может оставаться под рулевой дугой, но может и переместиться в заднюю часть, в зависимости от выбранной конструкции и условий, в которых снегоход будет использоваться.

Также можно рассмотреть вариант снегохода на базе мотоцикла «Минск». Для передней части с одной лыжей используют вариант, рассмотренный выше. Задняя часть сложнее. Ведомую шестерню моста заменим на заднюю звёздочку от мотоцикла «ИЖ Планета». Промежуточный вал служит приводом на мост, оставаясь цепным. Если нет необходимых для работы деталей, можно приобрести их на рынке запчастей.

Снегоходы ИЖ

Прейдем к мотоциклам среднего класса – ИЖ. Распространенными типами снегоходов, которые делаются из этих мотоциклов являются все те же колесный и гусеничный.
По сути, даже конструктивно снегоходы на основе «Минск» и ИЖ сходны. Однако часто вместо лыжи впереди используется колесо, сделанное из камеры, с бортовинами от шины.

Но в таком случае передняя вилка переделывается, поскольку такое колесо значительно шире стандартного. Хотя можно и воспользоваться все той же лыжей.

Что относительно гусеничной версии, то разница обычно сводиться к размерам самой гусеницы, и как следствие – гусеничного модуля.

Советы и рекомендации

  1. Закон о транспортных средствах не причисляет самоделку к транспорту, поэтому правила дорожного движения надо знать из-за собственной сознательности, а также придерживаться их по той же причине. На дороги общественного значения, где ездит большое количество машин выезжать нельзя.
  2. Не путайте самоход с аэросанями. Принцип действия практически тот же, но аэросани несколько отличаются по специфике сборки.
  3. Не стоит надеяться, что получившийся снегоход сможет перетаскивать грузы. Хоть мощность бензопилы и большая, но не поможет в транспортировке.
  4. Желательно установить фары, потому как в темное время суток это будет залогом вашей безопасности.

Снегоходы из «Урал»

А вот мотоциклы «Урал» в качестве снегоходов используются чаще в гусеничном варианте. Особенностью их является то, что сам мотоцикл является достаточно тяжелым, да еще и имеется карданный привод заднего колеса, поэтому обычным гусеничным модулем с цепным приводом не обойтись.

Конструкция модуля для «Урала» значительно сложнее, да и привод организовывается другим способом – через редуктор. Поэтому в конструкцию рамы мотоцикла тоже вносятся изменения, иначе высота мотоцикла увеличиться, что произведет к завышению центра тяжести, и как следствие – снижение устойчивости.

Купленный или самодельный

Самодельный мотоснегокат имеет множество преимуществ перед покупным. Во-первых, это его вес. Для плавного движения конструкции по снегу она должна быть максимально легкой, ведь к ней нужно будет добавить еще и вес водителя. Покупной ?Хаски? же будет весить около 80 килограммов. Такой вес обусловлен установленным на мотоснегокат мотором, работающим на бензине. Самодельный мотоснегокат можно сделать, как мы рассмотрели выше, на электричестве. Это дешевле, легче, удобнее и экологичнее. С другой стороны, есть детские модели, способные выдерживать одного взрослого. Вес такой конструкции не превышает 20 килограммов.

Купленные готовые модели, если не китайского производства, качественнее. Ведь если вы не мастер-механик, то самодельный снегоход может иметь различные недостатки ? то не рассчитали звезду тяги, и она быстро ?слизалась?, то скорость снегоката страдает и так далее. Но конструктивность и качество подразумевает немалые затраты. Обратите внимание на цены выше, в том числе известного ?Хаски?.

Снегоходы из мотоблоков

Конструкция же снегоходов из мотоблоков значительно проще, независимо от модели мотоблока.
В них редукторный привод обеспечивает вращение двух колес. Поэтому чтобы сделать снегоход достаточно вместо стандартных колес установить широкие катки со снегозацепами.

Некоторые умельцы идут дальше, устанавливая на приводные валы гусеничные модули, представляющие собой три катка, закрепленных на оси, на которые надета гусеница. Ведущим катком обычно выступает средний, поэтому его делают зубчатым, а два остальных являются направляющими.

Здесь рассмотрены только самые популярные виды снегоходов на базе отечественных мотоциклов, а также мотоблоков. Хотя разновидностей снегоходов значительно больше.

Как правильно подобрать длину гусениц для снегохода вы можете узнать в нашей статье.

Детский снегоход Polaris 120 INDY, прекрасная модель для начинающих любителей активного отдыха.

Изготовление

На базе старых мотоциклов создают снегоходы разных типов, поставив одну или две лыжи. На заднюю часть снегохода можно крепить цепную или колёсную ходовую систему. Всё зависит от того, какой сложности снежные покровы вам предстоит преодолевать.

Снегоход получится изготовить в домашних (гаражных) условиях. Его можно будет использовать для поездки на охоту, рыбалку или просто покататься по лесу зимой.

Для изготовления снегохода, а мы рассматриваем бюджетный вариант, нам понадобится любая из вышеуказанных моделей старых марок мотоциклов и различные детали.

Фотогалерея

Мы предлагаем вашему вниманию, подборку фото снегоходов своими руками из отечественных мотоциклов. Но оказывается такие «поделки», можно делать не только из старых мото, в дело идут также автомобили и велосипеды.

СНЕГОХОД ПЕРВЫЙ, НО — УДАЧНЫЙ

Автор этого материала — школьник из далекого сибирского города. Когда редакция получила его письмо с описанием построенного им лыжно-гусеничного снегохода, ему было 15 лет и он учился в десятом классе средней школы. Теперь Евгений стал старше, опытнее и уже несколько по-иному, наверное, проектировал бы отдельные узлы своего первого в жизни вездехода. Но тогда в письме в редакцию он, признавая себя новичком в техническом творчестве, просил не судить его строго как конструктора.

Пожалуй, не всякий даже опытный самодельщик возьмется за изготовление гусеничного движителя, потому что непростое это дело. Гораздо легче поставить мотоцикл на пневматики низкого давления — и кати себе по снежной целине с ветерком! Тем более интересен результат работы новичка, который не был зашорен сложившимися стереотипами, а поэтому не отягощен боязнью неудачи.

Я с детства мечтал построить собственную вездеходную машину. Места у нас такие, что любо-дорого покататься и зимой, и летом, было бы только на чем.

Давно читаю «Моделист-конструктор». Знакомясь с опубликованными конструкциями, подметил, что авторы очень часто берут готовые узлы и детали от других транспортных средств. Тогда и я решил использовать для постройки своей машины все, что есть у меня под рукой. А именно двигатель от мотоцикла «Иж-Юпитер-5», резиновую ленту, цепь, звездочки, валы, а также различные стальные профили и другие материалы.

Лыжно-гусеничный снегоход с двигателем от мотоцикла «Иж-Юпнтер-5» (на виде сверху багажник условно не показан)

Рама снегохода:

1,11 — передняя и задняя перекладины (уголок 50x50x5); 2 — отбойник (уголок 50x50x5); 3 — рулевая балка (сдвоенный уголок 50x50x5); 4,5 — правый и левый лонжероны (уголок 50x50x5); 6—средняя перекладина (уголок 50x50x5); 7,10 — поперечины (уголок 20x20x3); 8,9 — опоры сиденья (уголок 20x20x3); 12,14 — накладки (лист sЗ, 4 шт.); 13 — втулка (труба 20×2,5,2 шт.)

Читайте также  Асфальтирование своими руками

Передний мост снегохода:

1 — рама снегохода; 2 — крепление стоек (болт М10,4 шт.); 3 — стойка; 4 — крепление переднего моста (болт М8,4 шт.); 5 — ведущий вал (сталь, труба 20×3, L 460); 6 — замковая втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.); 7 — шплинт (2 шт.); 8 — корпус подшипника (2 шт.); 9 — подшипник 204 (2 шт.); 10,12,15,18 — дистанционные втулки (сталь, труба 26×3); 11 — гусеничный каток (2 шт.); 13 — гусеничная звездочка (z = 8, t = 74,6); 14,16 — болты М6 крепления звездочек; 17 — приводная звездочка (z = 21, t= 15,875)

Раму снегохода сделал из стальных уголков различного сечения, листовой стали и труб.

Основа рамы — прямоугольник размерами 1500×432 мм, из стального уголка сечением 50x50x5 мм. Концы горизонтальных полок лонжеронов и средней поперечины спилил так, чтобы после сварки они соединились с остальными деталями прямоугольника заподлицо.

Отдельно изготовил рулевую балку в виде швеллера, сплотив и сварив встык полки двух отрезков уголка сечением 50x50x5 мм. На концах балки сверху и снизу — накладки размерами 100×100 мм из стального листа толщиной 3 мм.

Тщательно установил балку горизонтально на сверлильном станке; по центру накладок сделал сквозные отверстия диаметром 20 мм (под шпильки лыжных стоек), просверлив их заодно с уголками.

Разметил на прямоугольнике и на балке места их будущего соединения и прорезал соответствующие пазы. Причем вертикальные полки лонжеронов резал в четырех точках снизу ровно до середины их высоты. Четыре ответных паза шириной 5 мм в вертикальных полках балки прорезал, наоборот, до середины сверху, чтобы при последующей сварке прямоугольник и балка также соединились заподлицо.

К передней перекладине приварил отбойник из уголка сечением 50x50x5 мм; а к лонжеронам — поперечины с П-образными опорами для сиденья — из уголка 20x20x3 мм. Причем опоры с заранее привинченным к ним сиденьем от мотоцикла «Иж-Юпитер-5» прикрепил по месту в соответствии с моим ростом, чтобы мне было удобно.

Просверлил отверстия в лонжеронах под болты крепления стоек переднего и заднего мостов гусеничного движителя. Затем между рулевой балкой и средней перекладиной почти уже готовой рамы вварил дополнительную швеллерную балку с размещенными на ней штатными узлами крепления двигателя мотоцикла.

Самые серьезные проблемы у меня возникли при изготовлении трансмиссии и гусеницы. Много времени занял подбор гусеничной звездочки, да и резиновую ленту надо было подобрать такой, чтобы она была не тонкой и в то же время не толстой. Пришлось «попотеть» и при расчете длины и ширины гусеницы, а также точного положения отверстий под зубья звездочки.

Гусеницу я сделал из резиновой ленты размерами 2200×300 мм и толщиной 10 мм. В кольцо она соединяется одной шпилькой в стыке типа «гребенка». А натягивается двумя специальными механизмами, расположенными между стойками переднего и заднего мостов. Каждый натяжитель состоит из трубчатого распорного корпуса и болта с двумя гайками; и корпус, и болт— с крепежными втулками вместо головок.

Собственно натяжение гусеницы происходит при равномерном свинчивании гаек на болтах обоих механизмов — и справа, и слева. При достижении необходимой степени натяжения гайки тут же фиксируется контргайками.

Гусеницу по всему контуру я обшил капроновыми нитями для того, чтобы ее края не расслаивались. Проколы в резине с шагом 10 мм для иглы с ниткой делал (точнее — пробивал) шилом. Работа тяжелая, но необходимая.

В резиновой ленте прорезал отверстия под зубья звездочки. Технологию использовал следующую. Сначала сверлил отверстия диаметром 8 мм, потом обрабатывал их ножом и напильником так, чтобы из цилиндрических они превратились в прямоугольные со сторонами 14×12 мм. В полученные отверстия вставил окантовки, выкроенные из алюминиевого листа, и пришил их тоже капроновыми нитками.

Между отверстиями прикрепил к резиновой ленте грунтозацепы, которые вырезал из остатков той же ленты. Каждый грунтозацеп — двумя болтами с потайными головками. После ходовых испытаний пришлось добавить еще по болту — посредине.

Еще в трансмиссию входят передний и задний мосты.

Передний — ведущий, состоит из трубчатого вала, на который посажены гусеничная звездочка, гусеничные катки и приводная звездочка (от мотоцикла «Иж»). Последняя предназначена для передачи рабочего хода от двигателя к гусенице.

Обе звездочки снабжены ступицами, вырезанными из трубы подходящего диаметра и вваренными в их центральные отверстия. На валу звездочки зафиксированы сквозными болтами М6 (позже выяснилось, что гайки этих болтов надо шплинтовать, чтобы они не отвинчивались).

Гусеничные катки подобраны готовыми (но можно сделать их и самостоятельно, для этого здесь приведены их чертежи) и посажены на вал без фиксации. Свободные промежутки на валу заполнены дистанционными втулками, подобранными по месту.

Вал переднего моста вращается в двух подшипниках 204, запрессованных в простые корпуса, прикрепленные к стойкам, которые, в свою очередь, привинчены к лонжеронам рамы снегохода.

Задний мост снегохода:

1 — рама снегохода; 2 — крепление стоек (болт М10,2 шт.); 3 — стойка; 4 — крепление заднего моста (болт М8, 4 шт.); 5 — ведомый вал с гусеничным барабаном (сталь, труба 20×3,1,460; лист s3); 6— замковая втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.); 7 — шплинт (2 шт.); 8 — корпус подшипника (2 шт.); 9 — подшипник 204 (2 шт.); 10 — дистанционная втулка (сталь, труба 26×3, 2 шт.)

Система управления снегоходом:

1 — рулевая колонка (сталь, труба 16×2); 2,3 — втулки (сталь, труба 20×2); 4 — контур двигателя; 5 — поперечная рулевая тяга (сталь, пруток 014); 6 — стойка (сталь, труба 20×2); 7 — наклонная рулевая тяга (сталь, труба 16×2); 8 — рама снегохода; 9 — рулевой рычаг (сталь, труба 20×2); 10,12 — шаровые шарниры; 11 — правая рулевая сошка (сталь, труба 16×2); 13 — кронштейн нижней втулки (сталь, полоса 20×2); 14 — петля крепления на двигателе; 15,18,22 — болты М6; 16,17 — хомут и наконечник продольной рулевой тяги; 19,20 — ушки (сталь, лист s3); 21 — подшипник скольжения (фторопласт); 23 — обойма подшипника (сталь, труба 20×2); 24 — вварная шпилька М14; 25,33 — корончатые гайки М14; 26,27 — большие шайбы (сталь, лист s3); 28 — стойка лыжи (сталь, труба 18×2); 29 — лыжа; 30 — левая рулевая сошка (сталь, труба 16×2); 31 — шарик шарнира; 32 — малые шайбы; 34 — втулка стойки (сталь, труба 20×3); 35 — болт М14

Лыжа:

1 — полоз (сталь, лист s3); 2 — ребра жесткости (сталь, уголок 30x30x3); 3,7 — кронштейны (сталь, лист s3); 4,6 — втулки (сталь, труба 20×2,5); 5,8 — подрезы (сталь, уголок 170x20x2)

Конструкции подшипниковых корпусов и стоек одинаковы что у переднего, что у заднего моста. Разница лишь в том, что задние стойки выполнены без подкосов, так как крепятся не жестко, а шарнирно, чтобы можно было регулировать натяжение гусеницы.

Задний мост состоит из такого же трубчатого вала и гусеничного барабана и устанавливается, как и передний, в подшипниках 204 с корпусами, привинченными к стойкам. Детали барабана выкроены из стального листа толщиной 3 мм и намертво приварены к валу.

Механизм управления снегоходом представляет собой сложную пространственную систему, состоящую из двух лыж, продольной и поперечной тяг, стойки, колонки и собственно руля от мотоцикла со всеми необходимыми органами управления (рукояткой «газа», рычагом сцепления и т.д.).

Рулевая колонка установлена под тем же углом, что и на мотоцикле, и вращается в двух втулках. Верхняя втулка расположена на конце ломаной стойки, приваренной к правому лонжерону рамы снегохода, а нижняя, заглушенная снизу, прикреплена к картеру двигателя. Управляющее движение от руля к лыжам передается последовательно тягами, соединенными друг с другом наконечниками с шаровыми шарнирами.

При изготовлении и сборке системы управления самым хлопотным оказался выбор соотношения длин продольной тяги и правой рулевой сошки: надо было сделать так, чтобы при любом отклонении руля продольная тяга не задевала ломаной стойки.

Лыжи сварены из листовой стали и уголков различного сечения и закреплены на концах стоек при помощи болтов. Подошвы лыж не обиты каким-либо материалом, уменьшающим трение, а надо бы. И еще выяснилось, что необходимы резиновые шнуры-натяжители, которые не давали бы носкам лыж зарываться в снег.

Бензобак и глушитель снегохода — мотоциклетные, штатные; последний дополнительно притянут одним болтом к правому лонжерону рамы.

Багажник сварен из отрезков стальной проволоки и прикреплен к задней опоре сиденья и к лонжеронам рамы двумя прижимами из стальной полосы с четырьмя болтами.

Мой вездеход можно было бы использовать не только в зимнее, но и в бесснежное время. Для грунтового варианта вместо лыж ему необходимы колеса, например, от мотоколяски С3Д — они ставятся вместо лыж. Вал для них нужен такой же, как для переднего гусеничного моста, только длиннее.

Наконец, для полной комплектации моему вездеходу не хватает еще фар и крюка для прицепа. Но это дело наживное.

Е. СОРОКИН, г. Ачинск, Красноярский край

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: