Технология приготовления холодного асфальта

Как делают асфальт: технология производства асфальтобетонных смесей

  • Основные компоненты асфальтобена
  • Разновидности асфальтобетонных смесей по составу
  • Состав и технология производства горячего асфальтобетона
  • Состав и особенности изготовления холодного асфальта
  • Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетон – это искусственный безобжиговый строительный материал, изготовленный из смеси битума, крупных и мелких заполнителей (гравия, щебня, песка), минерального порошка и других компонентов. В обиходе асфальтобетонные смеси не совсем корректно именуют асфальтом, т.к. это греческое название черной горной смолы (битума), которая образуется в каменноугольных породах. Существует несколько видов искусственного асфальта, отличающихся между собой составами и технологией изготовления. Каждая разновидность обладает индивидуальным комплексом эксплуатационных свойств и рассчитана на определенные области применения.

Из каких компонентов делают асфальт?

Основные компоненты асфальтобетона:

  1. Крупные заполнители – щебень и гравий. Они должны прочно сцепляться с вяжущим веществом. Этому требованию соответствуют кубовидные зерна щебня из плотных горных и метаморфических карбонатных пород. При производстве асфальтобетонных смесей применяют заполнитель с размерами зерен 10-40 мм.
  2. Мелкий заполнитель – песок. Для этой цели используется природный карьерный песок (речной не подходит) или отсев дробления щебня. В сырьевой асфальтобетонной смеси используют разнофракционный песок, что позволяет снизить пористость слоя. Мелкий заполнитель повышает плотность асфальтобетона, улучшает устойчивость к высоким температурам и прочность дорожного покрытия.
  3. Минеральный порошок. Его количество и качество существенно влияют на свойства вяжущего. Слишком большое количество минпорошка снижает прочность дорожного покрытия, особенно в зимних условиях.
  4. Вяжущее. Его функции чаще всего выполняет битум, который может быть жидким или вязким. Требуемый коэффициент вязкости битума указывается в технической документации, он зависит от состава сырьевой смеси и температуры укладки асфальта. При проведении дорожных работ в зимних условиях обычно используют жидкий битум с присадками и разжижителями.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Виды асфальтобетонных заводов

Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования, обеспечивающего производство холодных и горячих асфальтобетонных смесей, черного щебня (щебня, обработанного битумом), переработку демонтированного покрытия.

По принципу функционирования АБЗ разделяют на цикличные и непрерывные. На предприятиях циклического действия используются порционные дозаторы и оборудование периодического использования. На заводах непрерывного производства операции подготовки компонентов, их смешивания, выгрузки готовой продукции происходят одновременно.

В зависимости от мощности оборудования АБЗ могут производить от 40 т/ч до 400 т/ч и более. По степени инвентарности заводы разделяют на стационарные, сборно-разборные и мобильные.

Холодный асфальт

Холодный асфальт относится к современным материалам, применяется при ремонте асфальтового покрытия автомобильных дорог, устройстве подъездных путей, при благоустройстве придомовых территорий. На российском рынке появился недавно, в связи с высокой стоимостью имел ограниченное применение, однако сейчас его популярность растет из-за ряда преимуществ перед другими материалами. Изобретен материал был еще в двадцатых годах прошлого века, в России появился в 2000-х годах.

Состав и приготовление холодного асфальта

Холодный асфальт состоит из многих компонентов, в него включаются щебень, песок, битум, керосин или другой вид топлива, различные добавки. Добавки обеспечивают вязкость смеси, и возможность применять его при различных температурах.
По составу холодный асфальт почти идентичен составу обычного горячего асфальта, он состоит из минерального наполнителя, щебня особой формы, битума и пластификаторов. Щебень в холодном асфальте используется мытый и имеющий кубовидную форму, что позволяет обеспечить более плотное прилегание фрагментов наполнителя друг к другу. Также добиться большей плотности прилегания позволяет битум и на сцепление влияет цвет щебня, серый и черный улучшает сцепление с битумом.

Пластификаторы обеспечивают образование пленки, которая препятствует испарению углеводородов из битума до сцепления его с поверхностью основания.

Производят этот материал по нескольким технологиям:

1.Без нагревания, добавление в качестве вяжущего битумных добавок позволяет изготавливать смесь без нагревания, изготовленный по этой технологии состав дает лучшую сцепку с поверхностью, даже увлажненной и не нуждается в охлаждении после приготовления.
2.С нагреванием, в этом случае смесь изготавливается по такой же технологии, что и горячий асфальт. Минеральные наполнители проходят процесс сушки и нагреваются до 110 градусов, затем в смесь добавляется битум, после перемешивания готовый состав с температурой 105 градусов отправляется для охлаждения до 25 градусов и затем фасуется в емкости для реализации.
Храниться готовая смесь может, в зависимости от условий хранения и видов применяемых битумов, от двух недель до полугода.
При плюсовых температурах смесь может храниться под открытым небом, вне помещений.

Виды холодного асфальта

Асфальты, в том числе и холодный, подразделяются в зависимости от массовой доли щебня в составе смеси:

  1. Если доля щебня в составе не меньше половины, асфальт относится к классу А.
  2. При количестве щебня от 40 до 50 процентов, асфальт относится к классу В.
  3. Имеется и состав, где щебня нет, в качестве наполнителя используются песок и каменная крошка, отсев приготовления щебня, относят такой состав к Д классу. Этот состав хрупкий, областью применения является устройство различного вида дорожек в садах и парках.

Применение

Применяется холодный состав для ямочного ремонта дорожного покрытия автомобильных дорог, чтобы не допустить дальнейшего разрушения дороги. Ремонт производится небольшими участками, рекомендуется укладывать смесь на площади не более 5 квадратных метров. Меньшая прочность смеси в сравнении с традиционным асфальтом обусловила его применение на дорогах от 3 до 5 категории.
Несмотря на довольно высокую стоимость, холодный асфальт в настоящее время широко используется благодаря имеющимся преимуществам перед другими видами материалов, его сферами применения являются:

  1. Производство ямочного ремонта дорог и площадок.
  2. Устройство отмостки и подъездов к домам.
  3. Ландшафтное благоустройство.
  4. Обустройство дорожных люков.
  5. Перроны вокзалов, виадуки.
  6. Различные труднодоступные места путепроводов, устранение колеи на дорогах.
  7. Устройство плоских кровель, гидроизоляция водостоков.
  8. Устройство полов в гаражах и мастерских.
Читайте также  Как установить подъемник для автосервиса?

Широта применения смеси обусловлена простотой его применения, отсутствием необходимости в специальной технике и механизмов, возможностью применения в широком диапазоне температур.

Преимущества

  1. Для транспортировки необязательно использование специализированного транспорта, мелкая фасовка позволяет использовать любую технику, вплоть до легковых автомобилей.
  2. Возможность долгого хранения, в зависимости от вида используемой тары может храниться до двух лет без потери свойств.
  3. Возможность обеспечить качество проводимых работ в широком диапазоне температур, при правильном подборе смеси можно использовать при отрицательных температурах, что обеспечивает продление строительного сезона.
  4. Отсутствие необходимости в продолжительных подготовительных работах позволяет ускорить проведение работ в два раза по сравнению с технологиями укладки горячего асфальта.
  5. Применение материала не может привести к травмам, упрощается соблюдение техники безопасности исполнителями работ.
  6. Применение смеси, несмотря на стоимость, при выполнении некоторых работ экономически привлекательно, для проведения некоторых работ, например, ямочного ремонта, потому что нет нужды в привлечения большого количества исполнителей.
  7. Холодный асфальт не требует дополнительной подготовки к применению, его можно использовать сразу после доставки.
  8. Холодный асфальт можно применять и зимой, нужно, чтобы смесь имела температуру не ниже 5 градусов, в то время как горячий асфальт требует нагрева от 80 градусов. Использование горячего асфальта возможно до середины октября, на морозе он не успевает затвердеть, становится хрупким и будет трескаться.

К недостаткам смеси следует отнести стоимость асфальта, при строительстве дорог его применение обходится слишком дорого. Также следует учесть, что твердеет он не сразу, его не следует использовать на трассах, где происходит частое торможение автомобилей. Смесь имеет прочность и водостойкость меньшие, чем у горячего асфальта, поэтому применяется он на строительстве дорог с менее интенсивным движением.

Технология работ с холодным асфальтом

Для применения в небольших количествах необходимо определить, какое количество смеси необходимо приобрести, для этого следует знать, что 1 кубический метр смеси весит от 1100 килограммов до полутора тонн, демонтированный старый асфальт имеет вес 1400 килограммов на кубический метр.
Технологический процесс производства работ по ремонту покрытия дорожного полотна с использованием холодного асфальта заключается в следующих этапах:

  1. Поврежденный участок размечается так, чтобы захватить площадь на расстоянии 5 сантиметров от границ повреждений, нарезаются швы и удаляются материалы поврежденного участка покрытия фрезой или отбойным молотком.
  2. Производится очистка демонтированного участка от остатков покрытия и пыли.
  3. Производится обработка битумом краев и дна подготовленного к ремонту участка.
  4. Слой асфальта не должен по толщине превышать 5 сантиметров, если глубина ремонтируемого участка больше, необходимо подсыпать слой щебня. Насыпать слой асфальта необходимо с условием, чтобы он выступал на 2 сантиметра над уровнем дорожного полотна, это так называемый запас уплотнения.
  5. Производится уплотнение ручное или виброплитой, начиная от краев к середине.
  6. По окончанию уплотнения, отремонтированный участок следует посыпать цементом или песком во избежание прилипания смеси к колесам автомобилей.

Перспективы

Холодный асфальт вряд ли сможет составить конкуренцию традиционному горячему асфальту при больших объемах строительных работ в силу своих физических свойств и стоимости, но он незаменим при ямочном ремонте дорожного полотна, устройстве небольших площадок, подъездов к домам и гаражам.
Если в загородном доме необходимо заасфальтировать подъездную дорожку, вряд ли целесообразным будет брать машину асфальта, каток и бригаду рабочих.
Достаточно будет измерить площадь, умножить на толщину и привезти холодный асфальт в строго необходимом количестве. В этом случае применение этого материала может обойтись дешевле, чем при укладке горячего асфальта. Также нужно учитывать, что холодный асфальт можно укладывать в таких местах, где невозможно уложить обычный горячий материал.

Подготовить площадку для укладки асфальта несложно, уплотнить асфальт можно с помощью ручного катка или виброплиты.
Удобство применения смеси заключается в возможности хранить его длительное время без потери им своих качеств. При хранении в пластиковой таре смесь может храниться до двух лет. Покрытие из холодного асфальта отличается долговечностью, смеси подобного типа широко используются во многих развитых странах, в нашей стране этот материал тоже имеет перспективы.

Асфальтобетон холодный: технология, преимущества

Асфальтобетон холодный — одна из разновидностей дорожных материалов, приготовленных по специальной технологии с использованием модифицирующих добавок и применением особого температурного режима. Холодные асфальтобетонные смеси отличаются от традиционных асфальтобетонов — возможностью сохранения готового к употреблению материала в рыхлом состоянии довольно длительное время, а также его последующей укладкой при сравнительно низких температурах.

Общие сведения

По своей структуре холодная асфальтобетонная смесь отличается от горячего асфальта наличием в своем составе медленногустеющего (МГО или МГ) или средне-густеющего (СГ) дорожного битума. Количество нефтяного битума, выполняющего роль основного вяжущего, составляет 4–6%. Вязкость применяемого битума должна соответствовать маркам МГ70/30 и СГ 70/130.

Класс и вязкость материала для приготовления холодных смесей подбирают с учетом способа и запланированного срока хранения:

  • на складе в затаренном виде (полиэтиленовые мешки и пр.);
  • в буртах — навалом;
  • допустимая температура хранения;
  • качество минеральных компонентов.

Способность готового асфальта оставаться продолжительное время в рыхлом состоянии объясняется наличием на минеральных зернах тонкой нефтебитумной пленки, в результате чего структурные связи в холодном асфальтобетоне настолько слабы, что даже незначительные усилия заставляют их разрушаться.

Благодаря этому свойству, готовые смеси долго остаются в технически пригодном состоянии и легко укладываются тонким слоем при устройстве или ремонте дорожных покрытий. Сроки хранения могут варьироваться в пределах 8–12 месяцев.

Помимо вяжущего, в состав холодного асфальтобетона входят следующие компоненты:

  • крупнозернистый щебень из твердых горных пород, прочность 60–80 Мпа, размер зерен — 5–20 мм (до 50%);
  • песок из отсевов дробления;
  • минеральный порошок (до 20%);
  • модифицирующие добавки (2–3%).

Расчет состава бетона

Сравнительно низкое содержание щебня и повышенный объем минерального порошка обусловлены применением вышеназванных марок битума, требующих большего количества этих компонентов в период структурообразования холодных смесей.

Подсказки: при увеличении размера зерен (>20 мм) и повышенном содержании щебня (>50%) ухудшаются условия формирования дорожных покрытий.

Классификация холодных составов

Для того что бы получить современное качественное дорожное покрытие необходимо точно ориентироваться на установленные нормы и правила, предусмотренные для определенных марок асфальтобетона. Согласно этой документации, каждый вид асфальта имеет свои индивидуальные особенности, которые проявляются в условиях приготовления и укладки смесей.

Нарушение рекомендуемых технологий, предусмотренных для конкретного типа бетона, повлечет за собой преждевременный износ и разрушение покрытий.

Гост холодный асфальтобетон, в зависимости от структурного состава смесей, предусматривает следующие виды асфальта:

  1. По содержанию щебня:
  • тип холодного асфальтобетона Бх — количество щебня 40%—50%;
  • тип Вх — щебень 30%—40%.
  1. По типу и содержанию используемого песка:
  • Гх — содержание песка 30% и ниже:
  • Дх — объем песка 30–70%.
  1. По величине остаточной пористости:
  • высокопористые (12–18%);
  • пористые (5–12%);
  • плотные (1–5%).

На основании представленных характеристик и отдельных свойств заполнителей, смеси подразделяются на марки, представленные в таблице ниже.

Применение

Холодные смеси, в первую очередь, применяются для оперативного восстановительного ремонта поврежденных участков асфальта с площадью дефектов до 1 м 2 , а также для строительства верхних слоев дорожных одежд дорог III и IV категории:

  • строительство дорог местного назначения с пропускной способностью до 2000 автомобилей в сутки;
  • устройство тротуаров и велосипедных дорожек;
  • пешеходных дорожек на приусадебных участках;
  • благоустройство дворовых территорий;
  • проезжие части путепроводов, мостов и т.д.;
  • ямочный ремонт дорожных покрытий (см. фото).

Главной особенностью данного материала является возможность его применения при любых погодных условиях (дождь, снег) и температурах от +5 до — 5°С.

Преимущества и недостатки

Холодные смеси, в отличие от стандартных горячих асфальтобетонов, набирающих прочность за счет остывания покрытия, твердеют в результате испарения углеводородных соединений, возникающих в период химической реакции модифицирующих добавок и битумного вяжущего.

С учетом этого свойства удается получить следующие преимущества:

  1. Возможность ремонта покрытий в зимний период времени.
  2. Проведение ямочного ремонта без использования специального оборудования и дорожной техники.
  3. Открытие движения транспорта сразу после окончания дорожных работ.
  4. Доступность материала. Фасовка холодных смесей осуществляется в пластиковые контейнеры или полиэтиленовые мешки 25–50 кг, что очень выгодно при проведении мелкого ремонта.
  5. Сроки хранения материала до 10–12 месяцев.

  • Прочность и водонепроницаемость в 2–3 раза ниже чем у горячего;
  • Низкое сопротивление сдвиговым нагрузкам (колейность, волны и пр.);
  • Средняя цена выше чем у аналогичных стандартных смесей.

Приготовление смесей

Состав холодного асфальтобетона рассчитывается по тем же методикам что и горячие асфальтобетонные смеси. Одна особенность — для увеличения значений слёживаемости, при длительном хранении, объем нефтяного битума сокращают на 10–15%.

Производство холодного асфальта выполняется в бетоносмесительных агрегатах периодического действия двумя способами:

  1. С нагревом минеральных составляющих до 80—110°С.
  2. Без нагрева — с применением битумных эмульсий с модифицирующими добавками.

Приготовление асфальтобетонной смеси с предварительным разогревом и сушкой компонентов происходит в следующей последовательности:

  1. Холодные минеральные заполнители, по транспортеру, поступают в сушильный барабан.
  2. Там они сушатся, нагреваются до рабочей температуры (110°С) и подаются в дозаторное устройство.
  3. Из дозатора, по окончанию взвешивания, они поступают в смеситель.
  4. Далее, нагретый до определенной температуры минеральный порошок, вводят в сухую растворную смесь.
  5. Смешивают все компоненты и добавляют горячий битум.
  6. В последнюю очередь, вводят модифицирующие добавки, продлевающие сроки хранения готового материала.
  7. Затем готовый асфальт (температура 95—105°С) вывозят на подготовленную площадку и при помощи фронтального погрузчика перемешивают, что обеспечивает быстрое охлаждение смеси до рекомендуемых значений (25°С).
  8. Далее, полученную рыхлую холодную смесь фасуют в мешки или складывают в отвал для длительного хранения.
  • холодные песок и щебень дозируют и добавляют в смеситель;
  • затем добавляют минеральную добавку;
  • все тщательно перемешивают и добавляют холодную модифицированную битумную эмульсию;
  • в течении 15–20 минут перемешивают, и отгружают в отвал или фасуют в подготовленную тару.
Читайте также  Как выставить зажигание на двигателе д 240?

Укладка асфальта

Процесс укладки холодного асфальтобетона своими руками рассмотрим на примере ямочного ремонта дорожного покрытия (см. видео в этой статье).

Работы по ремонту выбоин на дефектных участках дороги обычно выполняют следующими методами:

  • с вырубкой асфальта;
  • без вырубки.

Инструкция по выполнению ремонта покрытий с вырубкой выглядит следующим образом:

  • очистка дефектного участка от мусора;
  • разметка границ поврежденного участка прямыми линиями, с захватом на 30–50 мм площади целого покрытия;
  • выпиливание или вырубка по намеченному контуру дефектного покрытия с удалением извлеченного материала;
  • укладка холодного ремонтного состава в подготовленное углубление;
  • уплотнение смеси виброплитами весом от 60 кг.

Подсказки: при незначительных повреждениях дорожного полотна, допускается укладка холодного асфальта без уплотнения, с последующей укаткой отремонтированного участка колесами проходящего автотранспорта.

Последовательность выполнения дорожных работ без вырубки основания выполняется в той же последовательности и теми же способами, только без демонтажа дефектного покрытия. В последнее время в дорожном строительстве с использованием холодных смесей используют наиболее перспективный и экономичный метод ремонта дорожных одежд — холодная регенерация асфальтобетона (рециклинг).

Технология рециклинга представляет собой холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия (измельчение), с последующим перемешиванием снятого материала и нижележащих слоев дорожного полотна.

Процесс холодной регенерации асфальта проходит в следующей последовательности:

  • измельчение верхнего слоя дорожных одежд;
  • перемешивание снятого и раздробленного материала с дополнительным количеством модифицированного битума с добавлением, если необходимо, новых заполнителей;
  • укладка готовой смеси;
  • уплотнение уложенного асфальта ручным или механизированным способом.

Рециклинг применяют в следующих случаях:

  • для ремонта старого основания с трещинами в случае усиления конструкции дорожных одежд;
  • для восстановления профиля дороги (колея, выбоины и другие дефекты);
  • увеличение вертикальных габаритов путепровода;
  • снижение собственного веса дорожных одежд на действующих путепроводах;
  • сохранения высоты бордюрного камня и отметок водоотводящих систем в границах населенного пункта.

Глубина фрезерования напрямую зависит от состояния дорожного покрытия. Чаще всего снимают только верхний слой, а на следующий уже укладывают новое покрытие из переработанного материала.

Холодная регенерация асфальтобетона новый способ устройства асфальтобетонных покрытий, требующий дальнейшей доработки и совершенствования. Недостаток этого метода заключается в неоднородности получаемых после переработки материалов, особенно битума, который в процессе эксплуатации дороги существенно изменяет свои физико-механические характеристики.

Производство холодного асфальта

Понятие “холодный асфальт” у нас появилось относительно недавно. К инновации относились в большим подозрением и старались прибегать к традиционному, обычному и такому “родному” простому асфальту, избегая рисков использования новинки. Затормозила распространение асфаколда и его высокая стоимость. Мало того, что никто не был уверен в его достоинствах, так еще и цена не позволяла безболезненно для кошелька провести с ним эксперименты. Однако постепенно ценовая политика стала более демократичной, а особый материал начал растапливать “холодные” сердца россиян своими очевидными преимуществами. В данной статье мы опишем производство холодного асфальта.

Характерные особенности асфаколда

Материал обладает рядом отличительных особенностей. Холодный асфальт “по-пионерски” всегда готов к укладке. Если обычный асфальт нужно “готовить” периодически помешивая, следя за температурой и “пробуя на соль”, то холодный асфальт продается в виде уже готового “блюда”. Его достаточно просто достать из мешка и можно сразу же приступить к дорожным работам.

Это достоинство материала позволяет сэкономить массу времени. Асфаколд оперативно укладывается. Для этого процесса достаточно просто высыпать будущее дорожное покрытие на место его постоянной дислокации, тщательно его разровнять и хорошенько утрамбовать.

Для этих целей не нужны тяжелые катки, можно обойтись либо трамбовкой вручную, либо простой виброплитой. Холодный асфальт можно укладывать при температурах до -25 градусов, что особенно актуально в северных широтах России, где трескучие морозы становятся серьезным препятствием для работ коммунальных служб. Это же свойство позволяет безопасно перевозить материал при низких температурах без риска его испортить. В закрытых мешках асфаколд хранится до 10 лет, а во вскрытой упаковке до 2 лет.

Совет: холодный асфальт широко применяется не только коммунальными службами, но и рядовыми гражданами для асфальтирования своих дворов и прокладки дорожек. Материал настолько удобен в применении, что утрамбовать его можно даже обычным автомобилем. Битум даже не прилипнет к колесам. Наоборот, считается, что интенсивное движение сразу же после укладки идет покрытию только на пользу, тщательно “подгоняя” его составляющие друг под друга.

“Секрет” производства холодного асфальта

Материал представляет собой асфальтобетонную смесь, которая уже готова к использованию. При его производстве привычный битум заменяется на особые аналоги в виде битумов эластичных с разжижающими добавками или битумных эмульсий. Для них характерно особое “поведение” при падении температур: они добавляют материалу дополнительную вязкость. Среди прочих плюсов составляющей можно выделить:

  • Повышение срока эксплуатации покрытия.
  • Особая “зернистая” структура.
  • Дополнительная устойчивость к агрессивным условиям эксплуатации.

Производство холодного асфальта довольно простое и включает в себя несколько этапов. В специальный смеситель высыпают предварительно нагретый щебень, гравий, песок и эластичный битум или битумную эмульсию. Все составляющие смеси хорошенько перемешиваются. Затем на некоторых производствах дополнительно в этот же смеситель вводят добавку-разжижитель. Добавка вводится в смесь через отдельный рукав. Все компоненты снова тщательно перемешиваются и охлаждаются естественным путем. После смешивания составляющих асфальт уже готов к использованию и его можно фасовать.

Совет: на некоторых производствах применяется технология, согласно которой нагрев компонентов не требуется. Термическая обработка компенсируется особым составом пластификаторов. Уникальный вид битума, применяемого в холодном асфальте, считается дорогой инновационной разработкой, именно этим фактом и обуславливается дороговизна самого материала.

Послесловие

Укладывать асфаколд невероятно просто. Подготовка участка дороги будет включать в себя только его тщательную очистку от мусора и грязи. После этого без лишних предисловий материал можно сразу же укладывать, разравнивать и трамбовать. Но при укладке стоит обращать внимание на толщину слоя, ведь специалисты не рекомендуют превышать 5 см. Если выемка в участке под ремонт гораздо глубже, то после укладки слоя допустимой толщины его следует утрамбовать и только после этого можно укладывать следующий слой.

Таким образом прочность покрытия, а с ней и срок его службы значительно возрастут. Кстати, “заплатку” обязательно нужно делать выше уровня остальной части дорожного покрытия с учетом усадки материала при утрамбовывании. Есть у покрытия и небольшие минусы: структура асфаколда не позволяет ему похвастаться высоким сопротивлением сдвигу. Поэтому покрытие не рекомендуется использовать в тех местах, где наиболее часто происходит торможение транспорта: оживленных перекрестках, перед пешеходными переходами и возле остановок.

Идеален этот материал для проведения экстренных дорожных работ в сложных климатических условиях. Перед его применением на сильном морозе его обязательно помещают в помещение с температурой от +10 градусов минимум на сутки. Это поможет его размягчить, что значительно облегчит укладку.

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии укладки. Одно из них – температуры смеси и окружающего воздуха должны быть достаточно высокие. Значит ли это, что в холодную погоду использование асфальтовых смесей невозможно? Нет. Благодаря тому, что на сегодняшний день существует холодный асфальт.

Главной особенностью, которой обладает холодный асфальт, является возможность использовать его без предварительного разогрева, а также при отрицательной температуре воздуха. Холодный асфальт имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о чем мы подробно рассказываем в этой статье.

Чем холодный асфальт отличается от горячего

Ключевое отличие холодной асфальтовой смеси кроется в особенности ее состава. В нем присутствуют растворители, за счет чего битум разжижается не от температуры, а от испарения углеводородов.

Кроме того, холодный асфальт включает в себя щебень только небольших фракций, с гранеными сторонами. За счет этого достигается высокое уплотнение асфальта естественным путем.

Эти и другие особенности холодного асфальтобетона позволяют использовать его при низких температурах и без нагревания. Ниже вы можете видеть сравнительную таблицу характеристик холодных и горячих асфальтовых смесей.

Сравнение характеристик холодного и горячего асфальта

Вид асфальтобетона Температура смеси при укладке Минимальная температура воздуха при укладке Показатели прочности и твердости Показатель влагоустойчивости Стоимость
Холодный асфальт +5°C до -25°C Средние Средние Более высокая
Горячий асфальт +110-130°C до -5°C Высокие Высокие Более низкая

Таким образом, холодный асфальт может эксплуатироваться при более низких температурах и с упрощенным процессом. Однако горячий асфальтобетон показывает более высокие эксплуатационные характеристики.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Главным преимуществом, которым обладает холодный асфальт, является именно возможность его укладки даже холодной зимой, что особенно актуально для нашего климата. Однако холодные асфальтовые смеси имеют еще ряд преимуществ, в сравнении с горячими смесями.

Читайте также  Высокая крыша на Маз своими руками

Преимущества, которыми обладает холодный асфальт:

  • возможность применения при существенной минусовой температуре;
  • отсутствие необходимости в разогреве смеси;
  • для укладки холодного асфальтобетона часто не требуются специальные навыки;
  • холодный асфальт укладывается гораздо быстрее других составов;
  • нет необходимости в использовании крупной спецтехники;
  • процесс асфальтирования более безопасный, так как нет контакта с горячими материалами;
  • можно перевозить холодный асфальт даже в багажнике легкового автомобиля;
  • широкая доступность в удобных упаковках;
  • длительный срок хранения;

Однако холодный асфальт уступает в популярности горячему асфальтобетону по ряду причин. Некоторые из них актуальны лишь в том случае, если речь идет о дорожном строительстве.

Недостатки холодного асфальтобетона:

  • холодный асфальт более пористый и рыхлый;
  • эксплуатационные характеристики (твердость, прочность и прочее) уступают горячему асфальтобетону;
  • относительно короткий срок службы;
  • невозможно использовать как основной материал при строительстве дорог;
  • показатели влагоустойчивости более низкие, чем у горячей смеси;
  • цена холодного асфальта более высокая;

Несмотря на то, что список недостатков достаточно короткий, ключевыми показателями для асфальтобетона являются эксплуатационные характеристики. Именно поэтому холодный асфальт используют только в некоторых ситуациях, при которых невозможно или неоправданно использование горячих смесей.

Где и для чего используется холодный асфальт

Чаще всего холодный асфальт применяется при локальной укладке/ ремонте либо при асфальтировании территорий, где не предполагается высокая нагрузка:

  • ямочный ремонт асфальта (особенно при низких температурах);
  • срочный локальный ремонт дорожного полотна;
  • асфальтирование садовых тропинок;
  • асфальтирование придомовых территорий;
  • строительство подъездных путей к частному дому;
  • восстановление полотна при установке водостоков;
  • устройство канализационных люков;

Кроме того, что холодный асфальт идеально подходит для срочного ямочного ремонта в холодную погоду, он также является удобным материалом для самостоятельного асфальтирования.

Так как холодный асфальт не нуждается в нагревательном оборудовании, крупной дорожной технике, а его укладку можно произвести без специальных навыков, данный материал часто используется при асфальтировании дорожек и площадок на загородных участках.

Учитывая то, что в таких местах на покрытие не будет оказываться существенной нагрузки, срок службы холодного асфальта будет достаточно длительным. Также материал отлично подходит для строительства тротуаров, однако из-за его стоимости дорожниками чаще используется горячий асфальтобетон.

Технология укладки холодного асфальта

Несмотря на то, что технология укладки холодного асфальта проще, чем укладка горячих смесей, она имеет свои нюансы. Технологический процесс при ямочном ремонте и при асфальтировании, например, садовой дорожки, будет отличаться. Рассмотрим каждый из них.

Технология ямочного ремонта холодным асфальтом:

  • 1. Подготовка поверхности. Очистка от крупного и мелкого мусора, посторонних элементов, грязи и влаги.
  • 2. Выравнивание краев в области проведения работ.
  • 3. Обработка подготовленной поверхности жидким битумом, чтобы обеспечить хорошее сцепление. Ориентировочно 500 мл битума на 1м 2 .
  • 4. Если глубина ямы более 20 сантиметров, можно уложить на дно слой щебня.
  • 5. Далее укладывается сам холодный асфальт.
  • 6. Производится уплотнение асфальтобетона.

При укладке асфальтовой смеси требуется отсыпать уровень на 2 сантиметра выше уровня целостного покрытия. Это связано с тем, что после трамбовки холодный асфальт уменьшится в объеме.

Уплотнение следует производить от краев к центру, по принципу спирали. Когда следы от трамбующего инструмента перестанут оставаться на асфальте, процесс можно завершать.

Технология укладки холодного асфальта на придомовых территориях:

  • 1. Подготовка основания. Создание углубления на необходимом участке.
  • 2. Уплотнение ниши ручным инструментом.
  • 3. Отсыпка слоя песка с последующим уплотнением
  • 4. Отсыпка слоя щебня с последующим уплотнением.
  • 5. Проливка щебня битумными эмульсиями.
  • 6. Далее можно уложить сам холодный асфальт.
  • 7. Уплотнение асфальтового слоя ручным инструментом или спецтехникой.

Также вы можете использовать геотекстиль и геосетку между технологическими слоями. Однако это более актуально для автомобильных дорог, где требуется равномерно распределять нагрузка от автотранспорта. На пешеходные дорожки не будет оказываться серьезного давления, поэтому использование данных материалов не обязательно. Также не обязательно отсыпать холодный асфальт выше необходимого уровня.

Из чего состоит холодный асфальт

Общий состав, которым обладает холодный асфальт, практически идентичен составу горячих асфальтовых смесей. Однако есть некоторые детали, которые и делают данный материал отличным от «конкурентов».

Состав холодного асфальта:

  • щебень небольших фракций;
  • жидкий битум;
  • песок;
  • пластификаторы;
  • растворители;
  • другие добавки;

Состав может быть изменен при добавлении производителем каких-либо компонентов. Также соотношение данных компонентов влияет на качество материала.

Особенности состава холодного асфальта

1. Используются относительно небольшие фракции.

2. Имеет кубовидную форму с ровными гранями, чтобы обеспечить плотность при укладке.

3. Предварительно моется в процессе производства, для обеспечения хорошего сцепления.

4. Используется серый и черный щебень, так как именно эти виды лучше сцепляются с битумом.

Какое оборудование нужно, чтобы уложить холодный асфальт

Чтобы уложить холодный асфальт, необязательно использовать крупную дорожную технику, такую как асфальтоукладчики, грейдеры или тяжелые дорожные катки. Во многих случаях будет достаточно ручного инструмента, однако если речь идет о ямочном ремонте автомобильных дорог, использование легкого катка не будет лишним.

Что может потребоваться, чтобы уложить холодный асфальт:

  • отбойный молоток, если речь идет о выравнивании краев при ямочном ремонте;
  • воздушный компрессор для быстрой очистки области ремонта (не обязательно);
  • дорожный каток, чтобы максимально эффективно произвести уплотнение;
  • виброплита, вместо катка, для трамбовки асфальтобетона (также обеспечивает хорошее уплотнение);
  • в некоторых случаях уплотнение производится колесами автомобиля;
  • инструмент для разравнивания асфальтовой смеси при укладке;

Если вы хотите уложить холодный асфальт на загородном участке, то вам потребуется лишь ручной инструмент для уплотнения, а также инструмент для разравнивания. Все остальные действия можно выполнить голыми руками или подручными средствами.

Выводы

Благодаря жидкому битуму, пластификаторам, растворителям, а также определенному виду щебня, холодный асфальт можно укладывать как в теплое время года, так и при низких температурах до -25 ° C. Чаще всего данный материал используется именно в холодные сезоны, когда невозможно использование горячего асфальтобетона.

Из-за низких эксплуатационных характеристик холодный асфальт нельзя использовать в качестве основного материала при строительстве дорог. Однако холодный асфальт является удобным материалом для ямочного ремонта или асфальтирования участков, на которых не будет высоких нагрузок.

Технология укладки проще, чем в случае с горячим асфальтом, а сам процесс проходит быстрее. Также нет необходимости использовать дорожную технику. При этом стоимость холодного асфальта выше, чем у горячего асфальтобетона.

Холодный асфальт. Особенности производства и применения.

Проблема.

Водители, часто любят шутить — со снегом весной и асфальт растаял.

К сожалению, состояние автодорог, тротуаров и площадок, в населенных пунктах, бывает весьма плачевным.

Можно ругать дорожные службы, правительство.

Ждать чуда, что у вашего дома или во дворе, проведут ремонт асфальтового покрытия.

Своими руками.

Иногда быстрее и проще, а главное недорого это сделать самостоятельно, при помощи холодного асфальта.

Холодный асфальт в мешках различной фасовки, сегодня довольно легко купить в любом населенном пункте.

В данной статье мы расскажем, что такое холодный асфальт и из чего он состоит.

Состав.

Состав холодного асфальта, на самом деле, мало, чем отличается от асфальта для горячей укладки.

Разница заключается, в добавлении специальных веществ (модификаторов), которые не дают битуму затвердеть.

Это очень важно для использования готовой смеси.

Таким образом, достигается определенная пластичность, позволяющая работать полученной смесью, на протяжении длительного времени.

Срок хранения.

Готовая смесь холодного асфальта, имеет длительный срок хранения от 10 месяцев до 1 года.

При работе, не требуется специальной подготовки поверхности и применение инструмента и техники для ремонта.

Восстановление дорожного покрытия, можно производить в условиях отрицательных температур.

Это свойство, позволяет использовать его, в районах с холодным климатом.

Смесь изготавливают с применением высокопрочного мелкозернистого щебня, предварительно очищенного и прошедшего интенсивную сушку.

Смесь холодного асфальта, проходит подготовку на специальном оборудовании асфальтобетонных заводов.

Щебень, определенной фракции, перемешивается в смесителях, при порционном добавлении битума.

Продолжительность перемешивания компонентов холодного асфальта составляет 20…25 секунд.

Фракции щебня, предварительно разогревается до определенной температуры, но не выше 100 С.

Объем добавляемого в смесь битума должен составлять от 4,2 до 4,5% от массы щебня.

Полимеризация.

Окончательным технологическим этапом производства холодного асфальта после перемешивания щебня с битумом, является добавление специальной добавки.

Объем специальной добавки при производстве смеси составляет 25…35% от веса битума.

От количества используемой в смеси добавки зависит продолжительность хранения холодного асфальта, с сохранением всех своих свойств.

Добавку в смесь можно подавать по средствам дозирующих установок, которые применяться для адгезивов.

Подавать добавку в смеситель необходимо отдельно. Смешение добавки непосредственно с битумом не допустимо.

Время перемешивание смеси 20…25 секунд, после чего смесь холодного асфальта готова к использованию.

Использование модификаторов, позволяет битуму сохранять свои свойства, не полимеризуясь длительное время, на открытом воздухе.

Процесс полимеризации битума, начинается во время проведения работ. При воздействии с атмосферой, полимерные вещества, образовывавшие защитную пленку, разрушаются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: