Регулировка ВОМ трактора МТЗ 80

Обслуживание и ремонт ВОМ МТЗ-80(82)

ВОМ на тракторе МТЗ-80 и 82, как и на любом другом тракторе — это вал, который передает вращательный момент с двигателя на различное навесное оборудование. Располагается он сзади трактора.

Схема заднего ВОМ МТЗ-80(82)

На этой схеме отображены:

1 — Плита, 2 — Крышка ВОМ, 3 — Прокладка, 4 — Оси, 5 — Вал заднего ВОМ, 6 — Подшипники, 7 — Тормозные ленты с накладками, 8 — Подшипник, 9 — Втулка, 10 — Барабан, 11 — Солнечная шестерня, 12 — Водило, 13 — Сателлит, 14 — Ось сателлита, 15 — Подшипник, 16 — Шестерня коромысла, 17 — Стакан, 18 — Подшипник, 19 — Стопорные кольца, 20 — Вал, 21 — Муфта, 22 — Кожух ВОМ.

Привод ВОМ МТЗ-82 может быть как зависимым (частота вращения зависит от скорости движения трактора), так и независимым (частота вращения зависит от частоты работы самого двигателя).

При зависимом приводе ВОМ соединяется с ведущей шестернёй 2-й ступени редуктора коробки передач трактора. В таком случае частота вращения ВОМ будет равна 3,5 оборота на каждый метр пути. Включать такой привод можно только на стоящем тракторе.

При независимом приводе ВОМ соединяется с маховиком двигателя, при этом скорость вращения уже не зависит от скорости движения трактора. Независимый привод имеет две скорости вращения: 540 и 1000 об/мин. Включать привод можно при заглушенном двигателе или при минимальных оборотах.

Переключение типа привода осуществляется из кабины. При повороте переключателя по часовой стрелке включается независимый привод, против часоврй — зависимый. В нейтральном положении вал отбора мощности выключен.

Обслуживание ВОМ

Техническое обслуживание ВОМ трактора МТЗ-80(82) это регулярная смазка трансмиссионным маслом, периодическая регулировка (о ней ниже), внешний осмотр резьбовых соединений, крышки и хвостовика на наличие подтеков масла.

Во время эксплуатации трактора и самого вала всегда обращайте внимание на положение рычага управления, он не должен упираться в полик кабины.

При увеличении хода или усилия на рычаге произведите регулировку ВОМ.

Регулировка ВОМ

При регулировке вала отбора мощности на МТЗ-80(82) нужно соблюдать следующую последовательность:

  1. Установите ось эксцентрика в ее изначальное положение, таким образом, чтобы нанесенная на ней риска была справа в вертикальном положении.
  2. Зафиксируйте такое её положение при помощи стопорных пластин.
  3. Отсоедините тяги.
  4. Открутите болты на стакане.
  5. Высвободите пружину.
  6. Снимите крышку люка с заднего ведущего моста для получения доступа к головке натяжного винта.
  7. Переведите рычаг в нейтраль и зафиксируйте положение болтом.
  8. Снимите стопорную пластину.
  9. Закрутите упорный болт в стакан.
  10. Переведите рычаг в положение «Включено».
  11. Установите тягу.
  12. Отрегулируйте люфт рычага.

После того как регулировка будет завершена необходимо вернуть все детали на свои места в обратной последовательности и затянуть болты контргайками.

В случае если вал начинает буксовать или он работает нестабильно, или для его включения требуется повышенное усилие или при других аналогичных проблемах необходимо отрегулировать еще и ленточный тормозной механизм:

  1. Поставьте рукоятку в синхронный режим и зафиксируйте в таком положении.
  2. Выкрутите гайку и снимите пластину со шлицов.
  3. Рожковым ключом поверните осевой механизм по часовой стрелке до нужного момента.
  4. Верните пластину на место и заверните все гайки.
  5. Снимите фиксирующий болт с рукоятки.

Регулировка вала отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80

В одном из нашим материалов мы детально рассмотрели устройство вала отбора мощности для моделей Беларус МТЗ-80 и МТЗ-82, сегодня же мы рассмотрим методы его правильной регулировки. А также механизма к которому он подсоединен.

Регулировка ВОМ для МТЗ-80 и 82

Если Вы не знакомы с полным устройством или не понимаете принцип работы ВОМ для МТЗ-82 и 80, то рекомендуем Вам почитать предыдущий материал. Но если с этим «проблем» нет, то приступим.

Довольно часто (практически всегда) после замены тормозных лент нужно провести регулировку механизма управлением ВОМ в целом, для этого следуйте данной инструкции, но сначала напомним две схемы:

Управление задним валом отбора мощности.

Планетарный редуктор ВОМа.

Заметим! Если значение детали будем указывать со второй фотографии, то будет перед цифрой ставить 2. Например 2-1 – муфта переключения и т.д. Если с первой, то ничего добавлять не будем.

Теперь можно смело приступать:

1. Устанавливаем эксцентриковую ось (2 – 15), в исходное положение, так чтоб лыска «И» была вертикально справа. Фиксируем стопорной пластиной (2- 17) и болтами (2-16);

2. Отсоединяем тягу(4);

3. Выворачиваем болты (9) и тем самым освобождаем пружины (6);

Важно! В целях безопасности разборки, необходимо следить в момент выворачивания болтов (9) стакан (7) должен быть в постоянном контакте с ними до момента полного разжатия пружины.

4. Снимаем лючную крышку заднего моста, это даст нам доступ к винту (13);

5. Фиксируем рычаг (11) в нейтральном положении, для этого необходимо ввести болт М10Х60 в отверстие на рычаге в корпусе заднего моста;

6. Снимаем стопорную пластину (2-26), и заворачиваем винт (2-21) до отказа;

7. Удаляем болт (10), который держит рычаг (11) в искомом положении;

8. Заворачиваем болт (9), направляя его в углублении стакана (7) до размеров «А» от 26 до 30 мм;

9. Выставляем положение рычага (11) в положение «включено»;

10. Ставим тягу (4);

11. Регулируя тяги 11 и 15 ставим необходимую зону качания рычага (1) в среднюю часть прорези пульта управления.

По окончанию регулировки ВОМ ставим на место платину (26), лючную крышку, контрим тяги (4, 15) и сами болты (9).

Регулировка ленточных тормозов МТЗ-82 и МТЗ-80

Если в момент эксплуатации Вы замечаете, что:

• Происходит пробуксовка ВОМ;

• В момент переключения рычага управления (1), он упирается в любую часть прорези;

• Для его включения необходимо усилие более 15 кгс;

• Идет «нечеткая» фиксация в самых крайних положениях или его ход неравномерный при вкл/выкл.

То нужно регулировать ленточные тормоза, для этого следуйте ниже указанной инструкции:

1. Ставим рычаг (11) в нейтрально положение, при этом фиксируем его положения, как в предыдущем пункте 5;

2. Выворачиваем боль (2-16) и снимаем пластину (17) с шлица хвостовика оси (15);

3. Рожковым ключом на 13 поворачиваем ось (15) по ходу часовой стрелки до момента выбора зазора между лентой и барабаном ВОМа;

4. Ставим пластину (17) на «своем» место и заворачиваем болты (16);

5. Вынимаем из рычага (11) стопорящий болт.

Если провести пару наружных регулировок, то ось (2-15), может занять самой левой положение, это указывает что запас внешней регулировки израсходован. Тогда ставим её в исходное положение, поворачивая против часовой стрелки, и проводим регулировку как по инструкции выше.

Если регулировка проведена правильно, то рычаг (1), должен не доходить до положения (вкл или выкл) от края прорези не менее 3 см. и строго занимать центровое положение.

Читайте также  Трактор МТЗ 1523 технические характеристики

Помощник слесаря

Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…

Регулировка ВОМ МТЗ-80.

Техническое обслуживание заднего ВОМ заключается в предупреждении подтекания смазки через уплотнения, проверке резьбовых соединений, периодической регулировке механизма управления. Смазка деталей ВОМ осуществляется маслом, находящимся в корпусе заднего моста.

Включать независимый привод нужно при минимальной частоте вращения двигателя. Синхронный привод включают при работающем двигателе после включения передачи и при плавном включении муфты сцепления. При эксплуатации трактора нужно внимательно следить за изменением положения рычага управления ВОМ и не допускать его упирания в полик кабины, чтобы избежать буксования тормозных лент. Увеличенный ход рычага управления и повышение усилия при переводе его из положения «включено» в положение «выключено» свидетельствуют о необходимости проведения регулировки.

Рис.1. Управление задним ВОМ. 1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3, 8 — контргайки; 4 — тяга; 5 — стакан пружины; б — пружины; 7 — верхний стакан; 9 — упорный болт; 10 — установочный болт (только для регулировки); 11 — рычаг валика управления; 12 — валик управления; 13 — регулировочные винты; 14 — нижний стакан; 15 — тяга, вариант “б” — для тракторов с унифицированной кабиной

Регулировка механизма управления планетарным редуктором заднего ВОМ.
Безотказная работа заднего ВОМ обеспечивается при условии выполнения следующих требований:
1.Усилие включения (выключения) на рычаге 1 (рис.1) должно быть 12-15 кг (при усилии ниже 12 кг возможно буксование ВОМ, а при усилии более 15 кг увеличивается ход рычага 1 и уменьшается запас на регулировку; максимально допустимое усилие не должно быть более 20кг).
2.Рычаг 1 должен иметь одинаковый ход на включение и выключение и четко фиксироваться в обоих положениях. Нечеткое переключение рычага свидетельствует о возможном упирании, касании, затирании тяг или рычагов в системе управления, что снижает эффективность пружин и может стать причиной буксования ВОМ. В механизме управления планетарным редуктором ВОМ регулируют ленточные тормоза (пусковой и остановочный) винтами 13 и положение ры чага 1 изменением длины тяг 4, 16.

Порядок регулировки:
а) в позиции рычага 1 “ВОМ включен” определите размер “А”;

б) при значительном уменьшении размера доведите его до нормы 50-60 мм изменением длины тяги 4 для тракторов с обычной кабиной и 35-45 мм изменением длины тяг 4 или 15 для тракторов с унифицированной кабиной;

в) сняв крышку люка заднего моста, установите требуемое усилие на рычаге 1 и его нормальный ход винтом 13 (операция требует определенных навыков и выполняется квалифицированным механиком).

Если эти операции не позволяют выполнить указанные требования, производите регулировку, выполнив следующие операции:
а) снимите тягу 4;

б) отвинтите болт 9, чтобы освободить пружинный механизм (механизм не имеет стопорного болта; для безопасной разборки следите, чтобы верхний стакан 5 находился в постоянном контакте с болтом до полного разжатия пружин, после чего пружины и верхний стакан легко снимаются);

в) снимите крышку люка заднего моста, открывающую доступ к регулировочным винтам 13 (полностью не вывинчивайте регулировочные винты 13 , так как их обратная установка затруднена);

г) введите болт 10 или стержень диаметром 10 мм в отверстие на рычаге 11 и в корпусе заднего моста;

д) затяните винты 13 до отказа, прикладывая максимальное усилие пальцев руки (контрольное усилие 10 кг на ключе или на плоскогубцах длиной 100 мм);

е) отвинтите каждый винт 13 на три оборота, что обеспечивает зазор между лентой и барабаном 0,5 мм. Чтобы не допустить ошибки из-за колебаний усилия при ввинчивании винтов, тугой резьбы, контролируйте эту операцию по угловому ходу рычага 11, он должен быть 7-9° в каждую сторону от исходного положений при максимальном усилии руки;

ж) удалите болт (стержень) 10 из отверстия в корпусе заднего моста;

з) ввинтите болт 9 в рычаг 11, направив конусную часть в углубление крышки верхнего стакана; сожмите пружину, выдержав размер 35±0,8 мм;

и) переведите рычаг 11 в положение “ВОМ включен”;

к) установите тягу 4, обеспечив размер “А”;

л) несколько раз переведите рычаг во включенное, а затем выключенное положение с усилием 15-20 кг. Контролируя ход и усилие, убедитесь, что рычаг надежно фиксируется в обоих положениях, а размер “А” остается по стоянным;

м) при уменьшении размера “А”, увеличении усилия на рычаге, различном его ходе на включение и выключение, нечетком переключении рычага проведите повторную регулировку в описанном выше порядке.

н) после окончания регулировки законтрите вилки 2 контргайками 3, а болт 9 контргайкой 8.

Эффективность работы тормозов ВОМ, отсутствие буксования зависят только от пружинного механизма, в первую очередь от наличия свободных зон для работы его и связанных с ним рычагов. Буксование ВОМ означает, что пружинный механизм или рычаги встречают дополнительное сопротивление при их перемещении вследствие отсутствия смазки в шарнирах, повышенного загрязнения, упирания (касания) в соседние с ними детали трактора и т.п.

Регулировка ВОМ МТЗ 82

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. В этой статье я расскажу вам о том, как регулируется ВОМ трактора МТЗ 80/82, рассмотрим регулировки зазоров лент ВОМ, а также внешнюю подрегулировку ВОМ.

  1. Общие сведения
  2. Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ
  3. Внешняя подрегулировка тормозных лент МТЗ 82

Общие сведения

Задний ВОМ МТЗ 82 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы.

Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27 (рис. 1), размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КП, муфту переключения привода 27 (рис. 2) на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ.

Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КП.

Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16 образует ленточный тормоз включения. Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20.

Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20 устанавливаются сменные хвостовики ВОМ 10, восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).

На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5.

ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком ВОМ 10.

Читайте также  Как сделать борону для трактора?

ВОМ выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.

Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ

Регулировку зазора в ленточных тормозах ВОМ необходимо выполнять, если ВОМ «пробуксовывает».

Регулировку механизма управления ВОМ необходимо производить в следующей последовательности:

— установить рычаг 6 (рис. 3) в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (рис. 2) (отверстие Г на рис. 3 соответствует отверстию А на рис. 2);

— открутив пять болтов, cнять крышку люка заднего моста для доступа к регулировочным винтам 11 (рис. 2);

— расшплинтовать и снять пластину 7;

— завернуть поочередно регулировочные винты 11 крутящим моментом от 8 до 10 Н·м, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины 7);

— снять технологический болт М10×60;

— завернуть болт 9 (рис. 3), выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9 гайкой;

— угловой ход рычага 6 под действием пружины 7 в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;

— установить на регулировочные винты 11 (рис.2) пластину 7 и шплинты 3,2×18.019 ГОСТ 397-79;

— установить крышку люка заднего моста на место.

Внешняя подрегулировка тормозных лент МТЗ 82

В эксплуатации подрегулировку тормозных лент ВОМ производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза ВОМ не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).

При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3 (рис. 2) устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной 12 и болтом 13;

Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11 на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось 3 механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной 12 и болтом 13. Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах.

Если неисправность не устраняется, замените ленты ВОМ.

Спасибо что уделили внимание данной статье, надеюсь что данный материал помог Вам разобраться с регулировками ВОМ трактора во избежание ненужных поломок и непредвиденных расходов.

9.5. Вал отбора мощности (ВОМ). Неисправности, регулировки.

Заедание рычага управления валом отбора мощности и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения.
Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 2.8.20).

Рис. 2.8.20. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4— стопорный болт; 5— рычаг валика переключения.

При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операции выполняют в определенной последовательности. Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1. Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют. Для сборки также используют пресс или струбцину.
При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.
Продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления BОM проводят следующим образом. Снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до отказа регулировочные болты (рис. 2.8.22).

Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ:
1 — люк; 2 — болт.

Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ:
1 — регулировочные болты; 2 — корпус заднего моста.

Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в сборе.

Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления:
1 — стопорный болт; 2 — стакан; 3 — контргайка; 4, 8 — регулировочные болты; 5 — установочный болт; 6 — рычаг; 7 — корпус заднего моста.

Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют её длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24).

Рис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе:
1 — крышка; 2 — болт; 3 — технологический болт.

Затем снимают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2,5мм.

Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент:
1 — тормозные крышка ленты.

Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шестерен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 2.8.26).

Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: