Запуск трактора т 130

Пуск двигателя трактора Т-130М

Запуск пускового двигателя трактора Т-130М. Перед запуском двигателя необходимо:

1) – открыть кран бензобака;

2) – включить выключатель «массы»;

3) – включить зажигание пускового двигателя;

4) – закрыть воздушную заслонку;

5) – приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора;

6) – с помощью ускорительного насоса карбюратора 2-3 раза подкачать бензин.

Чтобы запустить пусковой двигатель стартером, следует нажать кнопку включения стартера и удерживать её в данном положении (до 5 секунд). В случае если не удаётся запустить с первого раза пусковой двигатель, то попытку нужно повторить через 15-20 с.

Если пусковой двигатель не функционировал более суток, то необходимо перед пуском провернуть 2-3 раза коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки.

Осуществлять запуск пускового двигателя тракторист должен, предварительно заняв на гусенице устойчивое положение (левой рукой следует держаться за ручку, расположенную на крышке капота). Далее пусковая рукоятка надевается на вертикальный валик ручного пуска пускового двигателя. Ручка охватывается правой рукой – все пальцы руки расположены с одной стороны ручки, захват ручки большим пальцем не производится. В данном положении пусковой рукояткой следует медленно проворачивать валик до момента достижения компрессии (почувствуется возрастание усилия), после чего резким рывком повернуть рукоятку. В случае если после этого двигатель не запустился, приём нужно повторить. После 2-3 рывков необходимо приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и продолжить поворачивание валика рывками рукоятки до момента запуска двигателя.

Не только при стартерном пуске, но и при пуске рукояткой не следует проворачивать коленчатый вал пускового двигателя продолжительное время при закрытой воздушной карбюраторной заслонке, так как происходит подача в цилиндры двигателя обогащённой топливом смеси, которая при отсутствии воспламенения смывает смазку со стенок цилиндров, тем самым затрудняя последующий пуск двигателя ввиду отсутствия компрессии.

Прогретый двигатель пускается без подсоса (воздушная заслонка открыта). Только в случае, когда пуск затруднён из-за недостатка топлива, допустим подсос (воздушная заслонка должна быть закрыта).

После начала устойчивой работы пускового двигателя на малых оборотах следует открыть воздушную заслонку. Прогрев двигателя осуществляется на малых, а также средних оборотах, то есть на холостом ходу.

Работа пускового двигателя на холостом ходу требуется для полного распределения его смазки перед загрузкой, а также для прогрева основного дизельного двигателя в процессе предпусковой подготовки.

Запуск дизельного двигателя трактора Т-130М. Основной двигатель запускается работающим пусковым двигателем посредством рукояток, расположенных на блоке управления пусковым двигателем.

При пуске «холодного» дизельного двигателя (при положительных температурах) необходимо установить рукоятку редуктора в положение «земедленно», а рукоятку бендикса в положение «включено», и затем плавно включить рукояткой (21) [рис. 1] сцепление. Проверка вращения коленчатого вала дизельного двигателя происходит по движению стрелки указателя давления масла. Прокручивание коленчатого вала дизеля посредством пускового двигателя должно производиться на «замедленной» передаче (в течение 1 мин). Далее рукоятка сцепления переводится в положение «выключено», а рукоятка (2) редуктора устанавливается в положение «ускоренно», после чего рукоятка сцепления снова переводится в положение «включено».

Рис. 1. Органы управления двигателем и контрольными приборами трактора Т-130М.

1) – Кнопка стартера пускового двигателя;

2) – Рукоятка включения редуктора пускового двигателя;

3) — Рукоятка включения шестерни бендикса пускового двигателя;

4) – Кольцо троса управления шторкой радиатора;

5) – Указатель давления масла в турбокомпрессоре;

6) — Указатель давления масла в смазочной системе двигателя;

7) — Указатель давления топлива;

8) — Указатель температуры воды системы охлаждения дизеля;

10) – Переключатель плафона и освещения приборов;

11) – Включатель передних фар;

12) – Включатель задних фар;

13) – Включатель зажигания магнето;

14) – Включатель вентилятора-отопителя кабины;

15) – Включатель сигнала;

16) – Щиток приборов;

17) – Указатель засорённости воздушного фильтра дизеля;

18) – Контрольная лампочка аккумулятора;

19) – Лампочка датчика аварийного давления масла в коробке передач;

20) – Рукоятка акселератора;

21) – Рукоятка включения сцепления пускового двигателя;

22) – Педаль деселератора;

23) – Рукоятка тяги краника бензобака пускового двигателя;

24) – Рукоятка тяги дроссельной заслонки карбюратора пускового двигателя;

25) – Рукоятка декомпрессора дизеля;

26) – Рукоятка тяги воздушной заслонки карбюратора пускового двигателя.

На ускоренной передаче коленчатый вал дизельного двигателя необходимо прокручивать пусковым двигателем порядка 1-2 мин. У нормально подготовленного к пуску дизельного двигателя прокручивание коленчатого вала на ускоренной передаче происходит без снижения (заметного, на слух) частоты вращения пускового двигателя. Если снижение частоты вращения пускового двигателя очевидно, то коленчатый вал следует прокручивать на замедленной передаче.

Проверка готовности дизельного двигателя к пуску происходит по перемещению стрелки указателя давления масла турбокомпрессора.

Рукоятка (25) механизма декомпрессора устанавливается в положение «работа», после чего продолжают прокручивание коленчатого вала пусковым двигателем. При достижении указателем давления масла в турбокомпрессоре значения 1 кгс/см 2 (98 кПа) необходимо включить подачу топлива, путём установки рукоятки акселератора в среднее положение.

Точное соблюдение указаний по запуску приводит к пуску дизельного двигателя в момент, когда включается подача топлива.

При начале работы дизельного двигателя происходит автоматическое отключение бендикса. После этого нужно перевести рукоятку сцепления пускового двигателя в положение «выключено». Далее следует постепенно снижать обороты пускового двигателя (до минимальных) и останавливать его путём закрытия крана бензобака и выключения зажигания.

Запрещается выключение зажигания в процессе работы пускового двигателя на максимальных оборотах.

Запуск тёплого дизельного двигателя осуществляется установкой рукоятки редуктора в положение «ускорено», а рукоятки бендикса — в положение «включено», после чего плавно включается сцепление, а рукоятка механизма декомпрессора устанавливается в положение «работа». Прокручивание коленчатого вала дизельного двигателя производится на ускоренной передаче, а при достижении указателем давления масла турбокомпрессора значения в 1 кгс/см 2 (98 кПа) подачу топлива выключают.

После начала работы дизельного двигателя осуществляют выключение сцепления и остановку пускового двигателя, аналогично пуску «холодного» двигателя при положительной температуре.

При отрицательной температуре дизельный двигатель запускается после предварительного прогрева масла и воды посредством предпускового подогревателя ПЖБ-400Б. Необходимо закрыть сливные краны блока двигателя и котла подогревателя, а также открыть пробки заливной горловины водяного радиатора, трубы подогревателя и сливной кран радиатора. В процессе работы подогревателя следует закрыть заслонку отопителя кабины.

Пуск подогревателя ПЖБ-400Б осуществляется посредством открытия крана бензобака, включения выключателя массы, открытия заслонки вентилятора и прокручивания крыльчатки (вручную). Далее котёл продувается, для чего ручка переключателя переводится сначала в положение «продувка» (включение вентилятора на 10-15 с), а затем в «нейтральное» положение.

Воздушная заслонка вентилятора приоткрывается до образования 5-10 мм щели для прохода воздуха.

Чтобы смочить фитиль горелки бензином следует полностью вытянуть ручку переключателя на себя (в положение «работа») на 15-30 сек., одновременно с этим происходит включение электродвигателя вентилятора и открытие электромагнитного клапана. После этого ручка переключателя устанавливается в «нейтральное» положение и производится включение свечи накаливания (контрольная спираль, расположенная на щитке управления, накаливается до ярко-красного цвета). Через 30-60 сек. ручку переключателя необходимо перевести в положение «работа».

Свеча накаливания должна быть выключена после того, как в котле подогревателя начнёт гудеть пламя. Полное открытие заслонки вентилятора производится при устойчивой работе подогревателя (гул равномерный). Если по каким-либо причинам подогреватель не заработал, то запуск следует повторить.

После запуска подогревателя ПЖБ-400Б, через 10-15 сек., необходимо залить 7-8 л воды в заливную трубку. Если температура окружающей среды -20 град. Цельсия (253 К) и ниже, то заливка воды в котёл производится через 1 мин после запуска подогревателя. Далее пробка заливной трубы закрывается и двигатель прогревается до обильного парообразования из горловины радиатора. После этого сливной кран радиатора закрывается, и систему охлаждения заполняют водой посредством заливной трубы подогревателя. По завершении заполнения системы ввёртывается пробка заливной трубы подогревателя, заливная горловина водяного радиатора также закрывается пробкой, и прогрев двигателя продолжается до +40 град. Цельсия (313 К) по указателю.

Чтобы прекратить работу подогревателя необходимо выключить подачу топлива в камеру сгорания путём перевода ручки переключателя в положение «продувка».

Через 1-2 мин следует выключить вентилятор посредством перевода ручки переключателя в «нейтральное» положение и закрытия крана бензоотстойника и воздушной заслонки.

По завершении прогрева осуществляется запуск пускового и дизельного двигателей.

Проверка работы дизельного двигателя трактора Т-130М. После того как пусковой двигатель остановлен, необходимо снизить до минимально устойчивых оборотов частоту вращения дизельного двигателя и прогреть его в течение 3 мин (плавно увеличивая частоту вращения). Далее прогрев двигателя происходит при максимальной частоте вращения (без нагрузки).

Двигатель считается прогретым, а также готовым к эксплуатации, когда температура воды в системе охлаждения достигнет +40 град. Цельсия (313 К), давление масла в масляной системе дизеля 2-3,5 кгс/см 2 (196-343 кПа), а в масляной системе турбокомпрессора – 1-3 кгс/см 2 (98-294 кПа).

Читайте также  Трактор с передним кузовом

Запрещена эксплуатация дизельного двигателя на минимальных (холостых) оборотах более получаса при температуре воды ниже +70 град. Цельсия (343 К).

Регулировка температуры воды в системе охлаждения осуществляется шторкой радиатора, а в зимнее время ещё и клапаном утеплительного чехла.

Трактор Т-130. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Содержание

  • Разработка и выпуск
  • Назначение Т-130
  • Отличительные особенности
  • Модельный ряд и модификации
  • Технические характеристики
    • Вес и габариты Т130
    • Тип двигателя
    • Коробка передач
    • Трансмиссия и ходовая часть
    • Кабина
    • Управление трактором
  • Навесное оборудование
  • Особенности эксплуатации и обслуживания
    • Сроки ТО трактора Т-130
    • Основные неисправности и ремонт
  • Отзывы владельцев

Разработка и выпуск

Трактор Т-130 — советская разработка, гусеничный трактор, выпускавшийся Челябинским тракторным заводом в период с 1969 по 1988 год. Является глубокой модификацией еще более известной модели Т-100, также известной под названием «сотка». Сфера применения Т-130 была очень широкой, устройство применялось как для сельхозработ, так и для работ промышленной спецификации.

Назначение Т-130

Трактор Т-130 мог выполнять такие операции:

  • укладка труб;
  • перевозка грузов;
  • пахота;
  • окучивание;
  • боронование;
  • функционирование в составе свайного копра;
  • рыхление почвы (бульдозерная функция);
  • работа ковшом погрузчика;
  • перетаскивание грузов (например, на лесозаготовительных площадках).

Машина использовалась как самостоятельный элемент и как составляющая бульдозерных агрегатов.

Отличительные особенности

  • простая конструкция;
  • умеренная стоимость в сравнении с моделями, выпускавшимися в то же время (или зарубежными аналогами, которые были в СССР в дефиците);
  • несложный режим управления;
  • большой вес, мощность, хорошая проходимость (в том числе наличие болотоходной модификации, актуальной для использования в тайге, тундровой местности, различных землях, впервые подвергавшихся освоению).

Модель Т-130 обладала и рядом недостатков, к сожалению, не устраняемых, например:

  • механическая трансмиссия;
  • полужесткая подвеска;
  • малый срок службы бортовых фрикционов;
  • запуск дизельного двигателя за счет пускового бензинового;
  • сильная вибрация, хорошо ощущавшаяся в кабине оператора.

Модельный ряд и модификации

В отличие от предшественника Т-100, трактор Т-130 выпускался всего в двух модификациях:

  • флагманская модель (непосредственно Т-130);
  • болотоходная модель Т-130Б (отличительные особенности — площадь гусениц была увеличена для того, чтобы техника не увязала в топях и зыбких поверхностях болотистой местности).

Технические характеристики

Модель трактора Т-130 применялась в сельском хозяйстве, строительстве, бытовых работах, а также в промышленной сфере для выполнения широкого спектра работ. Во время конвейерного выпуска Т-130 техника была популярна еще и потому, что из-за конструктивных особенностей легко подлежала починке, а запчасти к трактору можно было приобрести практически везде.

В настоящее время на некоторых стройплощадках можно встретить рабочие экземпляры трактора Т-130. Стоимость такой техники при покупке у частных владельцев составляет от 5 до 12 тысяч долларов (125-400 тысяч гривен, 150-300 тысяч рублей). Цена зависит от состояния, пробега и общей комплектации техники.

Вес и габариты Т130

  • Габаритные размеры трактора Т-130: 5193х2475х3085 мм.
  • Вес машины 14320 кг.
  • Ширина колеи — 1880 мм.
  • Клиренс 41,5 см.

Тип двигателя

Трактор Т-130 изначально был оборудован двигателем марки Д130. Его мощность достигает 140 л.с. С 1981 года в заводской сборке на тракторы устанавливался двигатель Д160 с такой функцией, как турбонаддув. Его мощность достигала 160 л.с. Как и предшествующая модель двигателя, 160-й запускался активацией бензинового пускового мотора.

Коробка передач

Коробка передач Т-130 — восьмиступенчатая, с подвижными шестернями. За счет такого устройства КПП переключение скоростей при движении трактора производилось довольно плавно. Конструкция КПП повышала продуктивность функционала трансмиссии.

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия на Т-130 многоступенчатая, механическая, содержащая поворотный механизм. Таким образом, гусеницы трактора могли двигаться с разными скоростями. Трактора более новых модельных линий не используют такой механизм движения, поскольку данная система не дает переменного поворотного радиуса. Сцепление на Т-130 четырехдисковое, сухое.

Кабина

Тип кабины — двухместная. Отличительная особенности кабины: устойчивость к механическим повреждениям. В процессе сборки кабины на производстве использовались уплотнители, что повысило ресурс теплосбережения кабины, а также увеличило степень звукоизоляции. Кабина

Т-130 отличается хорошим обзором, она оснащена вентиляционной и обогревательной системой. Кресло оператора регулируемое. В передней части кабины находится руль, приборная панель с датчиками топлива и другими показателями работы трактора.

Управление трактором

Управление Т-130 производится за счет руля и педалей управления. Поворотная муфта служит для изменения траектории движения. Чтобы войти в поворот, оператор применяет ленточный тормоз. Если усилить натяжение тормоза, одна гусеница перестанет вращаться и трактор можно будет развернуть на месте. Присутствует замковой механизм — он предотвращает отключение фрикционов.

Т-130 чистит снег на лесозаготовке

Навесное оборудование

Для соединения с трактором Т-130 рекомендуется использовать навесное оборудование производства Челябинского тракторного завода, а также любое оборудование, подходящее по типу крепления и соответствующее тяговому классу трактора.

Возможные варианты навесного оборудования для Т-130:

  • лебедка ЧТЗ ЛТ25;
  • отвал ОБ12Е (также можно устанавливать другие типы отвалов, кроме бульдозерного, например, сферический, полусферический, прямой, поворотный и т.д.);
  • рыхлитель ОР10НЗ;
  • погрузчик фронтального типа.

Из сельскохозяйственных навесок для данной модели подойдет:

  • борона;
  • фреза-культиватор (2,1 м);
  • плуг плантажного типа.

ЧТЗ также выпускает специализированное рыхлительное навесное оборудование (согласно классам тяжести техники) — комплектами или в единичном варианте, однозубое или трехзубое, в зависимости от типа грунтов. Дополнительно можно приобрести гусеницы типа ГЛТ-1ПСП с литым траком. Эта модель гусениц обладает пониженной металлоемкостью, следовательно, снижается нагрузка на машину и упрощается эксплуатация трактора.

Особенности эксплуатации и обслуживания

К основным особенностям эксплуатации Т-130 относится его большая опорная поверхность — она дает оператору возможность использовать машину как средство для уплотнения грунтов, для съема земельных пластов большой площади. Высокий уровень проходимости на любой почве, большое тяговое усилие — неоспоримые преимущества этого вида техники.

Для безопасной эксплуатации гусеничного трактора следуйте рекомендациям, приведенным ниже:

  • запрещается работать при: утечке топлива, жидкости из гидросистемы, повышенном давлении жидкости, с открытой дверцей кабины оператора;
  • при работающем двигателе недопустима починка ключевых узлов трактора или навесного оборудования;
  • при работе с техникой на наклонной поверхности на башмаки гусениц надеваются специальные шпоры во избежание соскальзывания трактора;
  • недопустим резкий поворот при заглубленных в землю навесных орудиях;
  • трактор с работающим двигателем нельзя оставлять без присмотра;
  • используйте звуковой сигнал для оповещения о том, что трактор начал движение, если на строительной площадке находятся люди или животные.

Сроки ТО трактора Т-130

Поскольку все работающие модели Т-130 в настоящее время являются устаревшими, техническое обслуживание выполняется как для давно работающей техники, то есть, не реже, чем каждые 50-100 моточасов.

Во время ТО рекомендуется:

  • производить слив отработанного топлива;
  • заправлять топливный бак свежим топливом;
  • контролировать уровень электролита;
  • слить отработку в отдельную емкость и сдать на утилизацию после ТО;
  • следить за исправностью всех узловых соединений, крепежей техники.

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

Основные неисправности в работе гусеничного трактора Т-130 и способы их устранения

Неисправность (причина) Как устранить
1. Стук дизельного двигателя (неверно отрегулировал топливонасос, зазор между шейками коленвала больше нормы) Регулировка зазоров, проверка угла опережения подачи топлива
2. Перегрев двигателя (избыточная нагрузка, низкий уровень охлаждающей жидкости, обрыв вентиляторных ремней) Уменьшить нагрузку, проверить уровень жидкости охлаждения, состояние ремней вентилятора
3. Низкое давление масла (возможно, есть течь) Проверка исправности датчика, доливка масла, устранение причины течи масла
4. Большой расход масла (износ поршневых колец, других деталей ЦП-группы) Замена изношенных деталей, очистка поршневых колец

Отзывы владельцев

Илья, Саранск:

Мой отец работал машинистом бульдозера, на Т-130 больше 20 лет, говорит, что лучшей техники тяжело найти. Современные CAT-ы, например, работают быстро, но скорость не всегда есть признак качества. Опять же, для каждой задачи своя машина. Если только для обработки огорода, то нет смысла такой «тяжеловес» использовать, а для работы на предприятии бульдозер незаменим.

Отзыв: Бульдозер ЧТЗ Т-130 — Российский танк.

Знакомство моё с бульдозером Т-130 произошло, довольна-таки давно, в 1992 году, когда я был призван на срочную службу в Российскую армию.

Служба моя проходила в Заполярье, на Кольском полуострове. Сами понимаете климат там суровый и не простой для эксплуатации техники. В этих суровых климатических условиях хорошо проявляются как отрицательные, так и положительные технические характеристики техники. На бульдозере Т-130 мне довелось, в таких климатических условиях, прослужить(по работать)почти два года и в этом отзыве я хотел бы поделиться с вами своим полученным опытом работы на тракторе, рассказать о преимуществах и недостатках этой техники.

Начну с небольшого обзора бульдозера Т-130 и расскажу вам основные технические характеристики.

Читайте также  Как сделать рулевое управление на самодельный трактор?

Гусеничный бульдозер Т-130 изготовлен на Челябинском тракторном заводе(ЧТЗ). На нём установлен четырёх цилиндровый дизельный двигатель Д-160 с турбиной. Предназначен для строительных работ:разработка грунта, очистка и планировка площадок под строительство, окучивание щебня, песка и т. д.

Запуск дизеля производится пусковым, карбюраторным, с водяным охлаждением, двух цилиндровым двигателем(ПД-23), который приводится в действие стартером или рукояткой(кривым стартером). ПД-23 имеет двух ступенчатую коробку передач для запуска двигателя Д-160. Первой передачей пускоча(ПД-23)обычно, я пользовался в холодное время года для разгона и поднятие давления моторного масла. Время работы на первой передачи зависит от температуры воздуха. Чем сильней мороз на улице, тем больше приходиться крутить(гонять)основной двигатель(Д-160). Примерно, при температуре в -10 градусов, гонять приходится минут 5-7. Затем уже переключался на вторую передачу, запуск основного двигателя происходит только на второй передаче, нагонял давление масла двигателя, датчик давления масла должен показывать не менее двойки, и производил запуск основного дизельного двигателя. Процедура конечно не из лёгких на первый взгляд, но со временем это происходит на автомате и становится не сложнее, чем повернуть ключ зажигания и запустить двигатель на легковом автомобиле.

Пусковой двигатель(ПД-23)не плохой и хорошо справляется при запуске дизеля, но есть у него и недостатки. Сцепление на ПД-23 частенько выходит из строя и для замены его приходится снимать пускач, а это я вам скажу не лёгкое дело, вес двигателя, приблизительно, килограмм двести.

Теперь расскажу не много про основной дизельный двигатель Д-160.

Двигатель, довольна-таки, мощный, не прихотливый и в меру надёжный. Хорошо запускается и не плохо работает в любых погодных условиях. Есть, конечно и у него не большие технические недостатки. Основная, на мой взгляд, это то, что под головками двигателя наряду, в добавок с прокладками устанавливаются, заводом изготовителем, резиновые колечки, которые боятся всякого рода, кроме воды, охлаждающих жидкостей(антифриз, этиленгликоль и т. д.), который приходится заливать в холодное время года для охлаждение системы, так как не выдерживают действия химического состава охлаждающей жидкости, приходят быстро в негодность и начинают пропускать её в поддон двигателя, то есть попадает в масло двигателя, что очень вредно для вкладышей шатунов. Зачем, завод изготовитель, устанавливает эти резиновые колечки, когда можно прекрасно обойтись и без них? Трудно сказать. Я, обычно, сразу снимаю головки, их на двигателе Д-160 две, выкидываю эти резиновые колечки, ставлю новые прокладки(это обязательно), но уже без резиновых колечек, и хорошо протягиваю головки. И всё, одной проблемой меньше.

Есть ещё одна, на мой взгляд, существенная проблема у двигателя Д-160, он боится холостых оборотов, вернее турбина установленная на нём. Если часто переводить двигатель на холостые обороты и держать длительное время, то турбина начинает пропускать(теч)масло и вскоре выходит из строя. Это распространённая проблема такого типа двигателей. А причина проста. На малых оборотах дизельного двигателя практически перестаёт поступать масло для смазки. Турбина начинает работать на сухую, соответственно увеличивается износ деталей и, вследствие этого, происходит поломка.
Хочу не много остановиться и рассказать о ходовой части бульдозера.

Больших проблем с трансмиссией трактора у меня не было. Единственное, что не много беспокоило, так это ленточные поворотные тормоза, которые частенько приходилось регулировать.

Гусеницы бульдозера составлены из штампованных звеньев, соединённые пальцами, из которых вынуть, для разъединения гусеницы, можно только один. Я, считаю, один из минусов ходовой части трактора, так как бывают ситуации когда нужно расстегнуть гусеницу, а до съёмного пальца не добраться или он находится в не удобном месте для демонтажа. И ещё один минус, башмаки прикреплены на болтах, которые частенько откручиваются. Приходится следить за крепежом башмаков, проверять затяжку и целостность болтов. А так, не считая некоторых неудобств в эксплуатации, хорошая ходовая.

В основном, бульдозер Т-130, хороший трактор. Мне нравилось работать на нём. Думаю, что для строительства нужная техника.

Трактор Т-130 с большим эксплуатационным ресурсом и высокой ремонтопригодностью

Во время выполнения землеройных работ, а также при разрешении задач в строительстве или сельском хозяйстве использование спецтехники является жизненной необходимостью. Наличие дополнительного оборудования позволяет оптимизировать рабочий процесс и добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.

Трактор Т-130

Трактор Т-130 используется с целью проведения целого комплекса дорожных, плантажных, землеройных и мелиоративных работ. Также данная модель активно используется на строительных площадках и в сельском хозяйстве (пахота, посев, культивирование).

Т-130 является детищем Челябинского тракторного завода, который функционирует с 1933 года. Данное предприятие позиционируется в качестве одного из крупнейших производителей гусеничных машин. Впоследствии такие трактора использовались как основа для строительства бульдозерно-рыхлительных агрегатов, трубоукладчиков и другой вариации техники. Основным направлением Челябинского тракторного завода является производство тракторов и бульдозеров наиболее массовых тяговых классов (10-15 т).

Устройство

Т-130 является модернизированной версией морально устаревшего трактора Т-100. Модель доступна в двух различных модификациях. Одна из них является базовой, а вторая — болотоходной. Впоследствии на базе Т-130 был построен Т-170, который оснащался 174-сильный комплектующей установкой.

Фото трактора Т-130

Двигатель

В качестве силового агрегата используется четырехтактный дизельный двигатель Д-160 с четырьмя цилиндрами и турбонаддувом. Отличительной особенностью установки можно назвать предельную экономичность. При функционировании образование смеси и сгорание топливной массы происходит в камере сгорания, которая расположена в днище поршня. Запуск комплектующего агрегата осуществляется от карбюраторного пускового двигателя, оснащенного электрическим стартером.

Головки цилиндра двигателя дополнительно оснащаются бронзовыми втулками. Их наличие позволяет произвести установку форсунок. Конструктивные особенности топливного насоса позволяют при длительной эксплуатации на холостом ходу осуществлять отключение подачи топлива для второго и третьего цилиндров. Именно этим и определяется предельная экономичность работы устройства.

Внутри дизеля установлены закрытые форсунки без штифтов. Крепление данных элементов осуществляется посредством использования накидных рычагов с двумя плечами.

Трансмиссия

Многоступенчатая трансмиссия трактора Т-130 имеет механическое исполнение. Особенности конструкции подразумевают установку двухступенчатых бортовых редукторов и восьмиступенчатой кпп.

Дополнительно в состав трансмиссии включен механизма поворота. Наличие данного элемента предоставляет возможность сообщения гусеницами разных скоростей. Следует заметить, что на более современных тракторах такой механизм поворота не используется. Это обусловлено наличием большого количества быстроизнашивающихся деталей, а также из-за того, что его использование не позволяет получить переменный радиус поворота.

Плавное соединение двигателя и трансмиссии осуществляется посредством использования фрикционной муфты.

Восьмиступенчатая коробка переключения передач имеет подвижные шестерни. Последние обеспечивают максимальную плавность переключения и высокую продуктивность функционирования всей трансмиссии.

Электрооборудование

Электрическое оборудование трактора не принимает участия в процессе непосредственной работы, но при этом повышает общий эксплуатационный потенциал транспортного средства. Оно практически не имеет отличий в сравнении с автомобильным электрооборудованием и выполняется на базе унифицированных автоузлов.

Электрооборудование трактора Т-130 реализуется по однопроводной схеме с напряжением в 12 В. В его состав входят различные источники энергии, а также генератор с выпрямителями. Оборудование такого типа жизненно необходимо для осуществления запуска силовой установки, вентиляции или обогрева внутреннего пространства кабины трактора. Более того, оно приводит в действие очистители стекол и звуковую сигнализацию.

Помимо стандартного набора электрического оборудования могут использоваться и дополнительные приборы, в качестве которых выступают предохранительные блоки. Их установка обеспечивает бесперебойное функционирование основного оборудования. Блоки предохранителей защищают электрические цепи от короткого замыкания.

Электрическая проводка трактора Т-130 выполнена при использовании проводов с поливинилхлоридной изоляцией. Для максимального удобства монтажа данные элементы предварительно нумеруются.
Чертеж трактора Т-130

Рулевое управление

Рычаги и педали рулевого управления немного вибрируют в процессе эксплуатации, что может вызывать определенные неудобства. Изменение направлений движения осуществляется посредством использования специальной муфты поворота. Также для этого может применяться коробка передач с возможностью гидравлического переключения скоростей на ходу.

Задний мост трактора оснащается двумя муфтами поворота, которые соединены с валами ведущих шестеренок. При включении муфты крутящий момент не передаётся на неё, гусеница постепенно замедляет свой ход, что позволяет повернуть трактор.

Установка замкового механизма позволяет предотвратить выключение гидроподжимных фрикционов на двух бортах. Механизм такого типа представлен в виде трех шариков, размещенных в отверстии поводка между углублениями в рычагах.

Кабина

Закрытая кабина трактора Т-130 имеет двухместное исполнение. При её изготовлении использовались металлические материалы высокого качества, которые делают кабину максимально устойчивой к различным повреждениям механического типа.

Использование специальных уплотнителей положительно сказалось на теплоизоляционных и звукоизоляционных характеристиках. Хороший обзор существенно облегчает рабочий процесс и позволяет четко контролировать каждый шаг.

Дополнительная установка кондиционера и системы вентиляции позволяет комфортно работать в различных климатических условиях. Водительское кресло поддается регулировке, благодаря чему можно очень долго работать без появления ощущения дискомфорта.

Навесное оборудование

Трактор Т-130 оборудован гидравлической системой раздельно-агрегатного типа. Кроме этого, модель оснащается передними и задними навесками, а также прицепным устройством маятникового или жесткого типа. Ввиду этого трактор может быть оборудован бульдозером и прочими видами навесного оборудования.

Читайте также  Трактор ЮМЗ 6л технические характеристики

Наличие дополнительного навесного оборудования существенно упрощает технологический процесс и значительно расширяет имеющийся функциональный потенциал. Трактор Т-130 может оснащаться различными вариациями отвалов, предназначенных для широкого перечня работ. В случае необходимости можно произвести установку прямого, полусферного или угольного отвала. Также для это может использоваться болотоходный отвал или трехзубый рыхлитель. Однако в случае транспортировки трактора на железнодорожной или низкорамной автомобильной платформе комплектующее навесное оборудование придется демонтировать.

Технические характеристики

Ввиду особой конструкции, трактор Т-130 обладает большой опорной поверхностью. Это позволяет при выполнении сельскохозяйственных работ незначительно снимать и уплотнять верхние слои грунта. Трактор с высоким потенциалом проходимости способен развивать большое тяговое усилие.

Технические характеристики трактора Т-130:

Характеристики Показатели
Габариты:
— длина 5193 мм
— ширина 2475 мм
— высота 3085 мм
— база 2478 мм
— колея 1880 мм
Общий вес 14320 кг
Количество передач:
— передний ход 8
Транмиссия механическая
Тип шасси гусеничный
Двигатель:
— мощность 140 л.с.
— кол-во цилиндров 4
— удельный расход топлива г/кВт*ч 244,3 (180)

На видео трактор Т-130 в работе:

Бульдозер T-130: технико-эксплуатационные характеристики 12:00, 12 августа 2021 Версия для печати

Бульдозер Т-130 — спецтехника, выпускаемая челябинским предприятием. Этот тягач заменил Т-100 и использовался в качестве прототипа для производимого с 1988 Т-170.

ЧТЗ-130 изготавливается в 2-х модификациях, отличающихся по площади гусениц. Базовая версия отличается весом в 12 т, при этом реально создаваемое давление на грунт 0,05 МПа. Тяговое усилие позволяет отнести спецтехнику к классу 10. На Т-130 устанавливаются моторы мощности 140-160 л.с. Для агрегата может быть поставлен дизельный двигатель или многотопливный мотор. Гидравлика имеет объем в сто литров.

Габаритные размеры бульдозера Т-130 (базовый комплект без навесов) — 5193*2475*3085 мм.

Общее описание

Т-130 — это гусеничный трактор, который используется в основном в качестве бульдозера. Его вес равен примерно 12 тоннам, Т-130 отличается повышенной производительностью, устойчивостью к механическим и прочим нагрузкам. Трактор один может заменить сразу несколько машин, позволяя сократить финансовые расходы на закупку спецтехники, ее содержание и техобслуживание. Конструкция трактора простая, при необходимости ремонт и ТО не занимают много времени. Дополнительное оборудование крепится без усилий, управление осуществляется из кабины.

Особенности трактора модельной линейки Т-130 производства Челябинского завода:

  • фрикционы требуют пристального внимания и тщательного обслуживания;
  • при минусовой температуре воздуха трактор Т-130 требует предварительного прогрева;
  • соединение трансмиссии и рычагов прямое, то есть при любой работе с 8-ступенчатой четырехвальной коробкой передач появляются вибрации.

Но такие минусы являются относительными. Бульдозер Т-130, характеристики которого позволяют эксплуатировать его в сложных условиях, остается одним из наиболее популярных для сельхозработ. Тракторы имеют повышенный рабочий ресурс, показатели мощности 4-тактного мотора с турбонаддувом отличные. Системы бульдозера запускаются автоматически, конструкция мотора значительно улучшена в сравнении с выпускаемыми ранее тракторами.

Для бульдозеров модельной линейки Т-130 технические характеристики доработаны. Линейка оснащается механической коробкой с замкнутой муфтой сцепления. Система состоит из 4-х дисков повышенной надежности, из которых — два неведомые и два ведомые. Тормоз плавающий, ленточного типа. Он легко обслуживается, выдерживает интенсивную эксплуатацию и не требует частой замены либо ремонта.

Модель Т-130 — трактор с качественной гидравликой раздельного типа, включающей такие узлы, как распределитель, насос, выносной цилиндр, бак большого объема, задний мост с надежной балансирной поперечной рессорой. Для повышения технических параметров трактор можно дополнительно комплектовать устройствами разной жесткости и назначения.

Кабина трактора модели Т-130 задняя, в ней могут присутствовать сразу два оператора. Для повышения комфорта эксплуатации бульдозера кабина надежно звукоизолирована, отличается эффективной термоизоляцией.

Управление Т-130 простое и не требует особых навыков. При выполнении работ наблюдаются вибрации контрольных рычагов бульдозера. Но для технических свойств машины и функционала это особого значения не имеет.

Установленная ходовая часть снабжена сложной рамой. Она выполнена в виде балки и приваривается к корпусу бульдозера, что позволяет выдерживать интенсивную эксплуатацию. Подвеска полужесткая, для каждой гусеничной тележки используются по пять опорных катков и по паре роликовых.

Т-130 — бульдозер, выпускаемый в виде нескольких модификаций (для всех годов выпуска). Базовые технические характеристики бульдозера являются общими для всех тракторов. Но при необходимости работы на водонасыщенных, подвижных, сложных грунтах рекомендуется модель Т-130Б. Это разновидность спецтехники с увеличенной поверхность гусениц, что повышает проходимость по болоту, снижая общее давление на грунт. В особых случаях конструкция бульдозера дополняется шпорами, позволяющими передвигаться по льду и насту. Для асфальтового покрытия иногда применяются особые башмаки, повышающие скорость движения.

Достоинства трактора Т-130:

  • наличие 4-тактного мотора с электропускачем для эффективного старта и турбонаддувом;
  • пусковое устройство для прогрева воды и масла при включении силового агрегата;
  • полужесткая подвеска бульдозера оснащена поперечным балансиром;
  • рама сварная, выдерживающая повышенные нагрузки;
  • ленточный тормоз.

Бульдозер Т-130, технические характеристики которого расширяют область применения спецтехники, может эксплуатироваться с навесными устройствами разного назначения и типа. Это сокращает расходы на приобретение нового оборудования, повышает эффективность выполнения работ.

Технико-эксплуатационные показатели

Технические характеристики устройства, выполненного на основе производимого раньше трактора Т-10.01, зависят от выпускаемой модификации — стандартной ЧТЗ-130 и болотоходной 130Б, с расширенными, специальными гусеницами. Тракторы Т-130 многофункциональные, отличаются повышенной ремонтопригодностью, могут эксплуатироваться при сложных погодных условиях. Это обусловлено монтажом для бульдозеров Т-130 двигателя Д 160/180 с отличными характеристиками.

Технические характеристики бульдозера Т-130:

  • вес — 12 700 кг;
  • расстояние до грунта — 415 мм;
  • база — 2 478 мм;
  • значение тягового класса для Т-130 — 10;
  • ширина колеи — 1 880 мм.

Характеристики топливных емкостей бульдозера Т-130:

  • бак на 290 л;
  • охлаждение Т-130 — 60 л;
  • объем емкости смазки — 32 л;
  • редукторы — 12 л;
  • общий объем гидравлики — 100 л.

Многозадачные тракторы Т-130 для повышения эффективности комплектуются навесным оборудованием, расширяющим функциональность спецтехники. Чаще всего это корчеватели (применяются для подготовки и очистки), рыхлители разного типа, лопаты-отвалы.

Характеристики для доп. оснащения тракторов Т-130 (лопаты):

  • Значение объема призмы, куб.м.: полусферический отвал — 4,75, прямой — 4,28.
  • Ширина, м: полусферический отвал — 3,31, прямой — 3,42.
  • Регулировка угла (в градусах): 10.
  • Заглубление, м: 0,44.
  • Высота отвала при рабочем угле 55: 1,31.
  • Подъем, м: Не больше 1,02.
  • Погрешность при установке (перекос): 10 градусов (0,63 м).

Конструкция трактора устойчива к разнообразным негативным факторам, поэтому выбор тягача Т-130 — оптимальное решение. Данную модель допустимо использовать при различных условиях, дополняя разными типами навесного оборудования. При этом стоимость спецтехники все равно остается доступной. Бульдозеры ремонтопригодные, для модели Т-130 можно использовать запчасти от тракторов предыдущего или последующего выпуска.

Область применения и ТО

Трактор ЧТЗ-130 обладает техническими параметрами, которые делают реальным выполнение следующих задач:

  • транспортировка сельхозпродукции, техники, стройматериалов;
  • боронование, выполнение пахоты при помощи Т-130;
  • обработка целины, сельхозземель;
  • рыхления грунта.

Высокопроизводительный бульдозер Т-130 может применяться в виде базовой техники при сборке агрегатов. Востребован в строительстве для монтажа свай, работ по укладке труб.

Любая спецтехника без должного ухода выходит из строя. Чтобы исключить поломки и дорогостоящий ремонт, за тракторами этой серии требуется регулярный уход и выполнение ТО. Трактор Т-130 показывает некоторые слабые стороны, среди которых бортовые фрикционы. Это связано с тем, что конструкция их аналогична той, которая устанавливалась для С-80. Сроки службы узла небольшие, он требует более тщательного техобслуживания. При должном уходе поломок нет, трактор 130 прослужит длительное время.

Модели бульдозеров Т-130, Т-170 и выпускаемые далее Т-10/11 отличаются единым конструкторским решением. Это означает, что они схожи по весу, габаритам, устанавливаемым запчастям. Комплектующие на Т-130 являются взаимозаменяемыми, что облегчает техобслуживание, закупку материалов для проведения предупредительного и планового ТО.

Продукция Челябинского Тракторного Завода обладает высоким качеством. В ассортименте бульдозеры в классах от 10 до 15 тонн. Тягачи востребованы в сельском хозяйстве, заготовке леса или коммунальной сфере. Тракторы также активно применяются при обслуживании объектов транспортной, промышленной, социальной инфраструктуры. Расход топлива для бульдозеров Т примерно 244,3 г/кВт.

Тракторы ЧТЗ востребованы в России и многих других странах мира, благодаря надежности, простоте использования и недорогому техобслуживанию. Т-130 в настоящее время применяется для хозяйственных и промышленных целей, транспортировки, в составе сложных многофункциональных узлов. Использование одного бульдозера Т-130 позволяет заменить несколько различных агрегатов. Это не только снижает трудозатраты, но и сокращает финансовые расходы, время на выполнение работ. При этом качество и эффективность остаются прежними, что также относится к положительным сторонам данного типа устройств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: