Как настроить автоматические часы?

Самостоятельная настройка часов или «выкачка» и «градусник» — с чем их едят?

«Прошу Вас, расскажите подробней о процедуре регулировки выкачки в следующей вашей статье.»
glazmane

А ведь таки да. Сколько рассказываю о сложном, разбираю часы, собираю, а вот об элементарных процедурах настройки часов в домашних условиях без разборки, но к которым приходится прибегать куда как чаще, чем к полной разборке и репассажу, так ни слова и не сказал. Нет, может быть оно всем понятно, но ведь спрашивают об этом. Значит, нужно хоть пару слов об этом, да сказать. На уровне «подвигать рычаги», чтобы было доступно и понятно каждому. Поэтому в этот раз в глубокие материи углубляться (пардон за каламбур) не будем. Просто немного действий, направленных на проверку и установку хода часов. Присаживайтесь, друзья! Если вы это знаете, просто посмотрите, а кому-то может оно будет в новинку и пригодится. Посему — коротко и по делу.

Что же есть такое «выкачка»? Для пущей наглядности давайте представим себе ходики. Вот он маятник, «тик-так», «тик-так». Качнулся влево, качнулся вправо. И влево, и вправо маятник проходит одинаковое расстояние, точнее, отклоняется на один и тот же угол. Это называется синхронное колебание, синхронизм. Вот он и есть так самая «выкачка», то есть, маятник выкачивается на одинаковый угол в каждую сторону. Точно так же происходят колебания маятника и в наручных часах, только маятник здесь представляет собой колесо, подвешенное на спиральной пружине. Если его подтолкнуть, он начнёт совершать затухающие колебания, вращаясь по часовой стрелке и против часовой стрелки. Во время этих колебаний маятник через импульсный камень взаимодействует с анкерной вилкой, в результате чего происходит обмен энергией межу маятником и механизмом (да, во время колебания маятника происходит много чего, но это очень большая тема для разговора, к ней лучше вернуться отдельно). Синхронизм здесь проявляется в том, что углы хода колеса маятника по часовой и против часовой стрелки должны быть равны относительно положения покоя. То есть, при не заведенной пружине анкерная вилка, в рожках которой находится импульсный камень маятника, должна стоять ровно посередине между ограничивающими штифтами. На глаз такая настройка может быть произведена разве что в тех часах, где анкерная вилка видна при установленном балансе. Но в наручных часах это довольно спорное мероприятие. Поэтому для настройки часов используются приборы, которые в домашних условиях вряд ли у кого-то могут оказаться под рукой. Но ничего. В качестве прибора в наше время существуют программные продукты, такие как широко известный среди любителей часового дела Clook Tuner. Его легко найти в магазине приложений для Андроид.
Хорошо. Освоив некоторые теоретические выкладки, перейдём к практическим занятиям. Итак, часы у нас отстают или спешат, нам надо подстроить их ход. Открываем заднюю крышку и перед нами… ну да, вот этих два рычажка. Будь рычажок один, проблем бы не возникало. А вот целых два… (смайлик!)
Тут я несколько отступлю от повествования и позволю себе некоторую реплику. Собственно, эта самая «выкача», синхронизм, не самый важный параметр в часах. По большому счёту если чем и грозит небольшая рассинхронизация, так это тем, что часы начнут идти не с первого или третьего оборота заводной коронки, а с пятого или шестого. Точность хода будет оставаться всё ещё достаточной и находиться в заявленных заводом параметрах. Разве что при разном натяжении пружины можно будет заметить некоторые отклонения. Но — к делу. Тут у меня как раз «Ракета 2601» под рукой, вот на её примере и проведём небольшую «лабораторную работу» (смайлик!).

Итак, человек, открывший заднюю крышку своих часов, как правило, видит вот такую картину. Баланс, и на нём два рычага.
Рычаг, обозначенный цифрой «1» — это градусник. С его помощью устанавливается частота колебаний маятника. Рычаг, обозначенный цифрой «2» — это рычаг, на котором закреплена колонка спирали баланса. Такое крепление даёт возможность перемещать колонку баланса, а значит, изменять положение колеса баланса с импульсным камнем относительно рожек анкерной вилки. То есть, выставить таким образом вилку ровно посередине между ограничивающими ход вилки штифтами. Такая возможность существует и у баланса с неподвижной колонкой, но регулировка таких часов, увы, возможна только квалифицированным специалистом, поскольку требует навыков и соответствующего инструмента. Поэтому в этом рассказе рассматриваться не будет во избежание поломки часов при неправильной регулировке.

Продолжаем. Предположим, у нас на регулировке часы с расстроенным синхронизмом и сбитым ходом. Бывает при падении.
Прежде всего при помощи нашего программного индикатора нужно определить, что же происходит. Я специально не уменьшал скриншоты программы, чтобы всё было наглядно. Для этого вовсе вовсе не обязательно приобретать полную версию программы Clock Tuner. Что же мы видим на этом графике? Здесь чётко видны две параллельные линии, поднимающиеся вверх. В данном случае это означает, что синхронизм нарушен, часы отстают на некоторое время.

Начинаем регулировку. Прежде всего нужно знать, что регулировки взаимозависимые. Первым делом устанавливаем синхронизм. Для этого передвигаем при помощи путцхольца или зубочистки — металлический инструмент использовать нежелательно, можно намагнитить баланс, рычажок колонки баланса, обозначенный на нашем фото цифрой «2». Сторону, в которую нужно передвинуть колонку, определяем практически, контролируя график, по сужению расстояния между двумя линиями. Передвигаем колонку баланса в нужную сторону до тех пор, пока две линии не совпадут в одну «ниточку». Приблизительно вот так.

Далее переходим к регулировке хода. Поскольку в нашем примере часы отставали, то передвигаем на этот раз градусник — рычажок, обозначенный цифрой «1», до момента, пока линия на графике не станет как можно более горизонтальной. После этого тут же снова подстраиваем синхронизм («выкачку») рычагом «2». Как я уже говорил, регулировки влияют друг на друга, поэтому подстроив одну, придётся подстроить и другую. Как видите, линия вытянулась в «ниточку». Собственно, на данном этапе можно было бы и закончить настройку. Часы будут идти в пределах нормы, но если установить платную версию Clook Tuner, то можно добиться более точных регулировок.

В этой версии можно увидеть ошибку хода, выраженную в секундах в сутки, и отклонение частоты колебаний маятника. Вот сейчас мы выставили часы, что называется «в ноль» или «в ниточку». Это не значит, что часы будут идти с нулевой погрешностью на протяжении суток, мы не учли ошибку положения, изменение хода при снижении натяжения пружины и немало иных факторов. Поэтому часовщики (серьёзные часовщики) никогда вам не отдадут часы сразу же после ремонта, а подержат их у себя сутки или двое, чтобы подкорректировать при необходимости ход.

В заключение добавлю, что Clock Tuner хоть и является лучшей программой для настройки часов, но полноценный прибор проверки часов (ППЧ) заменить не может. В этой программе нельзя установить так называемый угол подъёма баланса для конкретного испытуемого механизма, он тут установлен средним, скорее всего 52 градуса. Также не видим амплитуду хода. Амплитуда хода — весьма важный параметр, по которому можно судить о том, нужна ли профилактика часам или можно повременить с ней. Но и без этого в домашних условиях настройка часов получается весьма точной.

Читайте также  Как включить круиз контроль Ауди?

REM:
Иногда задают вопрос: Что такое регулировка и что такое настройка. Если коротко, то это можно сформулировать как-то так.
Под регулировкой чаще всего понимают комплекс работ по доведению параметров устройств до значений, соответствующих требованиям ТУ с заданной степенью точности. Целью регулировки является обеспечение заданных параметров устройства в пределах допуска, гарантирующего нормальную длительную эксплуатацию.
Под настройкой, как правило, понимают корректировку отклонения параметров отрегулированного механизма в период его эксплуатации.
То есть, при регулировке выставляются всевозможные зазоры, расстояния, величины, которые не изменяются в период эксплуатации. Например, расстояние между камнями, загиб волоска, притяжка палет и подобное. А при настройке корректируются параметры, которые с течением времени могут измениться. Например, частота хода баланса, синхронизм («выкачка»).
Если ещё короче, то регулировка — то, для чего требуется отдельный специальный инструмент и оборудование, а вот настройка производится предусмотренными штатными органами настройки, например, градусник, подвижная колонка баланса. Других органов настройки в часах как-то и не припомню. Точная настройка, разумеется, тоже требует применения приборов. Вот сейчас мы с вами как раз и занимались настройкой отрегулированного механизма.

Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться

Рассказываем о механических часах с автоподзаводом. Каков принцип действия автоподзавода? Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом? Точность таких часов — отличается ли она от точности часов с ручным заводом?

Что такое автоподзавод?

Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.

С часами точно так же. Чтобы двигались стрелки и другие индикаторы – это ведь тоже механическая работа, – необходим источник энергии. В электронных (кварцевых) часах – батарейка, заряд которой постепенно уменьшается. В механических – заводная пружина, которую мы снабжаем энергией с помощью заводной головки. Строго говоря, вращая заводную головку, вы переводите в работу часть энергии, накопленной опять же в вашем организме… Но так глубоко мы заглядывать не будем, а то пришлось бы, в конечном счете, вспомнить об изначальном источнике всех энергий – для кого это Солнце, для кого Большой Взрыв, для кого Господь… Ограничимся механическими часами.

Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.

Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.

Как работает автоподзавод в механических часах

Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.

Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.

За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.

Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.

Точность хода

Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.

Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.

Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом

Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.

Читайте также  Сколько по времени мыть машину на мойке?

Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.

Как пользоваться с часами с автоподзаводом

Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.

Спешат или отстают: что делать?

Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.

Механические часы с автоподзаводом: как правильно их завести?

При быстром темпе жизни современные люди должны все успевать и уметь рационально использовать свое время. Механические часы с автоподзаводом – стильный и практичный аксессуар, который является показателем социального статуса человека.

Благодаря разработкам инженеров с появлением таких часов у человека пропала необходимость заведения аксессуара вручную

Предприятия, которые занимаются выпуском часов с автоподзаводом прошли долгий путь совершенствования аксессуара. Теперь эти модели поражают владельцев изделий надежностью, универсальностью и большим разнообразием.

Женские механические часы с автоподзаводом

Механические часы с автоподзаводом: понятие и особенности

Механические часы с автоподзаводом – это часы, которые при регулярной носке заводятся самостоятельно. Такой аксессуар является классикой и занимает лидирующие позиции на рынке часов, не уступая место иным моделям.

Работа механизма осуществляется в соответствии с основными законами физики: инерции и закона притяжения. Стрелка осуществляет бег по кругу с помощью пружины, которую приводит в движение груз со смещенным центром тяжести. Главной особенностью является отсутствие необходимости заводить аксессуар при постоянной носке. Если же владелец часов использует изделие нерегулярно, стоит быть готовым к тому, что периодические придется заводить часы самостоятельно.

Мужские механические часы с автоподзаводом

Общие рекомендации

Для правильной эксплуатации часов принимают во внимание следующие рекомендации:

  1. Для того чтобы владелец изделия не заводил их самостоятельно, часы должны находиться на его запястье до 12 часов в сутки. Если аксессуар используется реже указанного временного промежутка, то изделие будет сигнализировать о необходимости завода отставанием либо полной остановкой хода.
  2. При самостоятельном заводе часов рекомендуют снимать хронометр с запястья во избежание преждевременного выхода из строя.
  3. При установке времени все движения необходимо производить крайне аккуратно. Запуская ход часов, владельцу требуется вращать головку по часовой стрелке до упора. Движение головки против часовой стрелки может повредить хрупкий механизм часов и вывести их из строя.
  4. Следует с осторожностью относиться к установке времени на изделии в условиях повышенной влажности. Прокручивание головки открывает доступ к механизму, вследствие чего частицы влаги могут попадать внутрь.
  5. Разработчики не рекомендуют использование аксессуара во время активных занятий спортом, поскольку механизм не рассчитан на слишком интенсивные движения.

Часы женские, SL (цена по ссылке) Часы женские с минеральным стеклом, SL (цена по ссылке)

Как заводить механические часы с автоподзаводом?

Приобретая подобное изделие, владельцы часто задаются вопросом, как завести часы с автоподзаводом вручную. Ведь далеко не каждый человек носит изделие регулярно, совсем не снимая.

Автоподзавод – сложный механизм, работа которого сопряжена с повышенным риском поломок. Поэтому правильная эксплуатация позволит владельцу долгое время получать удовольствие от этой модели.

Чтобы завести механические часы, нужно прокрутить головку корпуса часов исключительно по часовой стрелке, предварительно сняв аксессуар с руки. Соблюдение этого требования позволит уменьшить нагрузку на механизм и настроить часы с максимальным комфортом.

Механизм прокручивают от 3 до 5 раз

Чрезмерное количество оборотов может спровоцировать нарушение работы механизма. В этом случае оптимальным будет прекращение вращения при сопротивлении.

Ответ на вопрос о том, как часто нужно заводить механические часы с автоподзаводом, зависит от частоты их ношения.

При регулярной носке аксессуара владелец может не задумываться о необходимости их завода. Если же сутки не пользоваться часами, то завести механизм можно, прокрутив головку три раза по часовой стрелке. Если же механизм так и не начал функционировать, нужно повторить пару оборотов.

Инженеры разработали специальное устройство, позволяющее автоматически заводить механизм в часах, которые эксплуатируются нерегулярно. Виндер – шкатулка, имитирующая процесс завода механизма. Благодаря использованию производителями различных материалов при производстве виндера, устройство показывает статус обладателя изделия.

Подзаводка механических часов

Причины остановки механических часов с автоподзаводом

К самым популярным причинам относятся:

  1. Отсутствие завода в механизме за счет редкого использования аксессуара.
  2. Нарушение функционирования маятника, который приводит в действие пружину.
  3. Нарушение условий эксплуатации часов. Частицы влаги, попадающие в корпус аксессуара, могут привести к коррозии и остановке механизма.

Многие производители заявляют о водонепроницаемости часов, однако не стоит забывать о том, что влага может попасть при заводе хода часов. Остановка хода может также случиться при попадании в механизм пыли или других частиц.

При возникновении трудностей, связанных с эксплуатацией часов с автоподзаводом, следует помнить, что самостоятельное устранение проблем грозит усугублением ситуации

Обращение в специализированную часовую мастерскую позволит владельцу исправить в кратчайшее время возникшую проблему.

Хронометр с автоподзаводом требует бережного и аккуратного обращения. Срок службы механических часов с автоподзаводом зависит от соблюдения условий эксплуатации и общих рекомендаций. Нужно следить за герметичностью корпуса, не допускать попадания на часы посторонних жидкостей, и этот стильный, удобный аксессуар прослужит своему обладателю долгие годы.

Как заводить часы по правилам

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно заводить часы? Такая процедура может показаться простой задачей. Но к делу нужно подходить ответственно, если вы хотите, чтобы устройство функционировало правильно, наслаждаться долгой жизнью аксессуара. Команда KronosTime предлагает заострить внимание на важных понятиях, чтобы знать, как правильно заводить механические часы.

Какие часы нуждаются в заводе

Заводить необходимо только механические часы. Такие модели не имеют электронного источника питания, детали и шестерёнки начинают двигаться только при получении импульса от туго закрученной пружины. Спираль плавно раскручивается, постепенно теряя энергию. Когда импульс полностью на нуле – часы останавливаются.

Читайте также  Как поменять язык на клавиатуре в телефоне?

Владелец осуществляет процедуру завода, вращая заводную головку. Её стандартное расположение – на позиции «3 часа». Встречаются варианты «на 4 часа» или с левой стороны, такое исполнение привносит в облик аксессуара оригинальности. У карманных часов заводная головка предусмотрена сверху.

Принцип завода механики

Модели с ручным заводом:

  1. вращайте заводную головку, пока не почувствуете сопротивление, делать это нужно по направлению часовой стрелки;
  2. иногда совершайте лёгкое вращение в пол-оборота против часовой стрелки, что позволяет добиться равномерного распределения смазки;
  3. не преодолеваете сопротивление пружины, иначе можно повредить механизм – в среднем, хватает 20 оборотов;
  4. рекомендуется заводить часы, сняв с запястья, чтобы вращение головки обладало плавным ходом.

Как заводить часы с автоподзаводом

Вас не должен беспокоить вопрос, как заводить механические часы с автоподзаводом при постоянном ношении модели на руке, ведь механизм приводится в движение из-за движений руки владельца. Но если вы сняли изделие, и оно пробыло вне запястья уже продолжительное время – следуйте инструкции:

  1. если калибр остановился, заведите его, вращая заводную головку вручную (около 20 оборотов);
  2. никогда не трясите часы, чтобы они пошли;
  3. чтобы быстро и полностью завести механизм, необходимо от 40 до 80 оборотов заводной головки (в зависимости от калибра).

Помните, что не рекомендуется носить автоматические часы, которые остановились и не были заведены несколькими поворотами коронки. Максимальный запас энергии не будет достигнут, точность хода модели будет снижена в первое время.

Настройка даты и дня недели

Полезным усложнением аксессуаров с пружинным механизмом является календарь. Перемещение коронки в крайнее правое положение предназначено для настройки даты. Следует помнить, что нельзя выполнять установку даты в промежутке с 22:00 до 02:00.

Необходимо вытянуть заводную коронку в точное положение и вращать её по часовой стрелке, чтобы установить индикацию числа, и против часовой стрелки, чтобы установить день недели. Во время всей процедуры модель продолжает ход, поэтому дополнительная коррекция времени не требуется.

Как часто нужно заводить часы

Даже в случае, когда механизм функционирует до 80 часов (как у механизма ETA Powermatic 80) на одном заводе пружины, рекомендуем использовать аксессуар в состоянии полного или близкого к полному завода. Рекомендуется осуществлять завод 1 раз в сутки, в одно и то же время каждый день.

Если вы носите наручный аксессуар редко, то стоит заводить его минимум 1 раз в месяц, чтобы смазка находилась в оптимальном состоянии, не застаивалась.

Вышеперечисленные действия позволят поддерживать исправную работу часов, продлить их эксплуатационный срок. Благодаря следованию правилам, устройство всегда будет показывать точное время, не будут отставать или спешить.

Как правильно заводить часы: полный гид

Как правильно заводить часы, кому это нужно делать и на что ещё способна заводная головка? Этими вопросами наверняка хоть раз задавался любой владелец механических часов. Отвечая на них, совершим небольшой экскурс в историю, чтобы узнать: как раньше заводили часы?

Расположение заводной головки

Стандартным расположением заводной головки механических часов является «на 3 часа», то есть в крайнем правом положении, если смотреть прямо на циферблат. Реже встречаются модели «на 4 часа», но они тоже не вызывают удивления, скорее придают дополнительный штрих в стилистику изделия. Кстати, такое расположение головки может доставлять дискомфорт при носке правшой на левой руке. На это, в частности, жаловался В. В. Путин, который поэтому носит часы на правой руке, хотя и является правшой. Добавить инфу: для левшей есть часы с ЗГ «на 9 часов».

Заводная головка «на 3 часа»

Но раньше заводная коронка не всегда находилась в привычном сейчас месте. В карманных часах она располагалась в самой верхней точке, а в наручных – и вовсе отсутствовала: её функцию выполнял заводной ключик сбоку корпуса. Учитывая это, современное положение головки является оптимальным с точки зрения удобства завода.

Принцип подзавода часов

В механических часах стрелки движутся благодаря энергии затянутой спиральной пружины. С течением времени она распускается, поэтому её нужно закрутить, что и происходит в результате кругового движения заводной головки. Раскручиваясь, пружина вновь приводит в движение часовой механизм посредством системы зубцов и шестерёнок. Соответственно, если пружина полностью теряет энергию, то часы останавливаются.

Сам по себе факт остановки механических часов не является критическим. Да, при постоянных заводах-остановках ресурс некоторых деталей сокращается. Однако в приложении к современным механизмам неудобство заключается лишь в том, чтобы периодически выставлять правильное время и заводить часы. Чтобы нивелировать данное неудобство, инженеры внедрили функцию автоподзавода – когда пружина закручивается при простой встряске часов. Но есть классические модели без автоподзавода, которые нужно заводить вручную. Как часто это нужно делать и как избежать ошибок?

Механические часы НИКА
со скелетонизированным циферблатом

Как правильно заводить часы

В подзаводе нуждаются только механические часы. Кварцевые часы работают от батарейки, заводить их не нужно, а заводная коронка носит чисто декоративный характер.

Кварцевые часы в заводе не нуждаются

Механические часы нужно подводить движением заводной головки «по часовой стрелке». Движения должны быть плавными, без резких прокручиваний, так как в этом случае можно повредить заводной механизм. «Затягивать» пружину нужно до ощущения тугости движения: это означает, что пружина взведена полностью. Обычно на это требуется не более 15-20 оборотов.

При этом если головка вращается туго всегда, даже в начале завода, это может свидетельствовать о неисправности механизма или проблемах со смазкой. В этом случае лучше обратиться к специалисту.

Настройка даты и времени с помощью заводной головки

Заводные коронки в механических и кварцевых часах функционируют по-разному. Если в кварце перемещение головки в крайнее правое положение означает размыкание с батареей (то есть ход часов останавливается), то в механике это же положение предназначено для настройки даты. При этом вращение головки назад (против часовой стрелки) может привести к поломке календарного механизма, если таковой есть в часах.

Механические часы с функцией календаря

Настраивать дату лучше около 6 часов, когда механизм находится в максимальной безопасности. Если же время приближается к 12 часам, когда механизм скоро переведёт число сам, лучше воздержаться от настройки, так как велик риск поломки механизма.

Наконец, главный совет касается частоты подзавода. Некоторые модели могут прожить на взведённой пружине 48 часов, то есть двое суток. Однако желательно, чтобы пружина находилась в состоянии, близком к взведённому. Чтобы достичь этого, есть один простой совет. Заводите механические часы примерно в одно и то же время каждый день – тогда они прослужат вам без сбоев и поломок много лет!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: