Какую роль играет теплообменник в двигателе?

Теплообменник на автомобиле VW Passat B6

Давление, подаваемое в теплообменник VW Passat b6, должно быть не более 2 атм. Находясь в воде, он не должен пузыриться, так как это свидетельствует о неисправности элемента.

Автомобили VW Passat B6 часто оснащаются высоконагруженными турбированными ДВС. Чтобы увеличить их ресурс, инженеры предусмотрели масляный радиатор. Периодически он требует обслуживания. Рассмотрим устройство, принцип работы и замену теплообменника Пассат Б6.

Устройство теплообменника автомобиля Фольксваген Пассат Б6

Элемент изготовлен из алюминия и включает в себя:

  • бачок;
  • штуцер с клапаном;
  • масляный радиатор;
  • шланги;

Для поддержки нужной температуры масла, радиатор взаимодействует с охлаждающей жидкостью. Внутри механизм состоит из оребренных трубок. Масло подается от общего насоса. Антифриз циркулирует по отдельным трубкам, забирая часть тепла от масла. Предохранительный клапан срабатывает при давлении до 1 атм. В это время (на холостых оборотах ДВС) охладитель не работает.

Замена прокладок теплообменника. Источник фото: https://www.youtube.com/watch?v=FfSgdUqzgqo

Масло должно работать в допустимом температурном диапазоне. Если его показатели превышены, продукт теряет свойства. Вещество меняет вязкость, выкипает, разрушаются присадки. Смазочная жидкость не создает крепкую пленку и загрязняет каналы. Трущиеся элементы не получают должную смазку, образуются задиры. Часто повреждения образуются на вкладышах и цилиндрах ДВС. Поэтому так важен данный радиатор.

Проверка теплообменника на герметичность

Деталь можно проверить на герметичность только после полного демонтажа. Потребуется емкость с чистой водой, компрессор и шланги соответствующего диаметра. Один из них подключается к компрессору, второй глушится (можно использовать ненужную свечу зажигания, обтянув конец хомутом).

Давление, подаваемое в теплообменник VW Passat b6, должно быть не более 2 атм. Находясь в воде, он не должен пузыриться, так как это свидетельствует о неисправности элемента. Таким способом можно проверить любой теплообменник на Пассат Б6 (в том числе АКПП). Ремонту он не подлежит.

Как производится замена прокладок масляного стакана и охладителя Пассат Б6

  • ключи на 10 (рожковый и головку с трещоткой);
  • шестигранники на 5 и 6 мм;
  • головку torx T30;
  • шлицевую отвертку;
  • пассатижи;
  • чистую емкость для антифриза;
  • ветошь.

Процесс начинается со снятия коллектора.

Демонтаж коллектора

Чтобы добраться до колец масляного стакана, следует демонтировать впускной коллектор. Начинать работу следует со снятия клемм АКБ. С нижней части авто необходимо отсоединить 2 фишки проводов (см. фото) и болты коллектора.

Демонтаж коллектора. Источник фото: https://etlib.ru/Templates/storage/report/1603/640x/28619

Далее отключается разъем в верхней части дроссельной заслонки и провод, что выходит на данную фишку. Используя шестигранные ключи, необходимо открутить крепления и сдвинуть в сторону корпус воздушного фильтра. Пассатижами стягивается хомут воздушного патрубка. Далее отсоединяется шланг и разъем вакуумного датчика.

Отсоединяется шланг от дроссельной заслонки и разъем, что подключается к коллектору (расположен над генератором). При помощи ключа «на 10» откручиваются гайки с левой и правой стороны коллектора. С правой части закреплен металлический патрубок – его отводим в сторону. Затем отсоединяются патрубки ВКГ (2шт) от крышки клапанов и шланг подогрева дроссельной заслонки. Шлицевой отверткой снимаются 4 хомута, что крепят патрубки коллектора. Последний можно аккуратно извлекать.

Снятие теплообменника

При помощи ключа T30 откручивается первое крепление патрубка охлаждения к ДВС. Второе расположено со стороны коробки (закреплено гайкой на 10 мм). Далее под двигатель устанавливается емкость для антифриза. Сняв еврохомут плоскогубцами, можно оттянуть шланг от маслоохладителя. Чтобы жидкость слилась полностью, откручивается пробка расширительного бачка.

Замена прокладки. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/542634003270731137/

6-миллиметровым шестигранником откручиваются нижние, а затем верхние болты радиатора. Последний аккуратно поддевается шлицевой отверткой. При снятии может потечь немного масла и антифриза, поэтому стоит заранее подготовить емкость. Далее откручиваются болты маслостакана. Данный элемент поддевается отверткой и достается наружу.

Замена прокладок

Чистой ветошью очищаем и обезжириваем посадочные места на ДВС. От масляного стакана снимаем резиновые прокладки (2 шт). Устанавливаем новые прокладки, закручиваем маслостакан. Те же операции производятся с прокладкой теплообменника. Последний устанавливается на место, подключаются все отсоединенные трубки и шланги.

Направляющая масляного щупа и дальнейшая сборка

Материал направляющей рассыхается со временем, пластик становится хрупким. Поэтому данный элемент часто повреждается при снятии коллектора. Части направляющей достаются наружу. На новую деталь переставляется верхняя резинка (важно установить ее надписью «ТОР» к верху).

Направляющая масляного щупа и дальнейшая сборка. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/503763243571872571/

Направляющая монтируется на место. Устанавливается коллектор, все ранее отключенные разъемы, трубки и т.д. Масляный фильтр можно использовать прежний. На этом замена теплообменника Passat b6 завершена.

Как заменить охлаждающую жидкость VW Passat B6

Для дизельных и бензиновых ДВС Volkswagen Passat B6 необходимо использовать антифриз G12 или G12+ в объеме 8-8,7 л. Каталожный номер продуктов:

  • VAG G012A8GA3;
  • TL-VW 774F;
  • TL-VW 774G;
  • VAG G012A8GM1.

Слив жидкости выполняется в несколько шагов:

  • откручивается крышка расширительного бака;
  • демонтируется защита картера;
  • под радиатор устанавливается пустая емкость объемом от 8 л;
  • снимается стопорная скоба;
  • шланг от радиатора оттягивается в сторону и направляется в емкость;
  • шланг устанавливается на место, закрепляется скобой;
  • снимается хомут и оттягивается патрубок с масляного радиатора;
  • после слива жидкости патрубок монтируется на место.

Новый антифриз заливается в систему через горловину расширительного бака. Концентрат можно разбавлять как отдельно, так и в самой системе охлаждения. Рекомендуется держать уровень между отметками MAX и MIN (в некоторых комплектациях бортовой компьютер автоматически передаст информацию на дисплей о недостатке жидкости в системе).

Охлаждающая жидкость. Источник фото: https://motopoland.com.ua/detail/5944797021/

После замены необходимо удалить воздушную пробку:

  • закрутить крышку расширительного бака;
  • запустить ДВС и включить отопитель на минимальную температуру;
  • удерживать двигатель на 2000 об/мин в течение 2-3 мин;
  • сбросить обороты до холостых, как только включился вентилятор радиатора;
  • спустя 3 минуты выключить ДВС.

Возможно использовать старый антифриз после замены прокладок с доливкой небольшого количества при условиях:

  • жидкость в расширительном бачке не имеет окислов, хлопьев и не поменяла цвет;
  • владелец будет использовать такой же антифриз, который был залит в двигатель;
  • была обеспечена герметичность канала охлаждающей жидкости при снятии радиатора.

Моторное масло не подлежит замене, за исключением случаев попадания антифриза в систему при обслуживании радиатора.

Стоимость теплообменника и прокладок для Passat B6

Теплообменник Пассат Б6 можно приобрести в магазине или на разборке. В первом случае стоимость составляет 5-6 тысяч рублей. Б/у маслообменник стоит порядка 3 тысяч рублей.

Оригинальный уплотнитель между радиатором и масляным стаканом (арт. 6D117070) стоит 697 рублей. Доступны аналоги (WILMINK GROUP и AJUSA) стоимостью 490 и 250 рублей соответственно.

Прокладки теплообменника. Источник фото: https://www.drive2.ru/l/5080651/

Оригинальная прокладка под теплообменник Фольксваген Пассат б6 (арт. 6D115441) продается по цене 2385 рублей. Аналоги доступны по цене от 391 до 659 рублей.

Направляющая масляного щупа (арт. 6F103663J) доступна только от Volkswagen, стоимость – 469 рублей.

По заявлениям автовладельцев, аналоги имеют хорошее качество, однако стоит выбирать проверенных производителей:

  • WILMINK GROUP;
  • ELRING;
  • AJUSA.

Не стоит переплачивать за оригинальные прокладки.

Причины и признаки неисправности радиатора

Основная причина – течь уплотнительных колец и прокладок. Виной тому является перепад температур. В результате материал усыхает, становится жестким или лопается. Ввиду повреждений, масло через теплообменник смешивается с антифризом, превращаясь в белую эмульсию. Охлаждающая жидкость приобретает масляные пятна, что отчетливо видны в расширительном баке.

В редких случаях причиной течи является густое моторное масло. Проблема актуальна преимущественно зимой. Чтобы устранить течь, достаточно заменить прокладку теплообменника Пассат Б6. При наличии подозрений на сам радиатор рекомендуется проверить его на герметичность способом, описанном в начале статьи.

Классификация теплообменных аппаратов ДВС

В системах охлаждения ДВС используются различные теплообменники. Все они, как правило, являются рекуперативными. К рекуперативным относят теплообменники, в которых теплопередача происходит через стенку, разделяющую теплоносители.

Существует множество теплообменников иного типа. В частности, известны водоконтактные теплообменники, к которым относятся градирни. Их применяют в стационарной энергетике, в том числе и для охлаждения дизелей. Градирня представляет собой башенную конструкцию, которая обычно заполнена решётчатыми элементами из дерева, керамики или металла. Горячая вода распиливается над заполнителем и стекает по. нему вниз. Наличие заполнителя увеличивает время прохождения воды через зону охлаждения и увеличивает поверхность контакта воды с охлаждающими воздухом. Воздух поступает в башню градирни снизу и выходит в верхней части. Воздух может прокачиваться вентилятором или под действием естественной конвекции. Охлаждённая вода собирается в ёмкость в нижней части градирни, откуда насосом направляется в систему охлаждения. Градирни относительно просты и дёшевы, но велики по размерам, подвергают теплоноситель запыливанию и замораживанию в зимнее время. Известны также водоконтактно-испарительные аппараты, в которых охлаждение жидкости производится при барботировании (продувании воздуха через объём с водой). В некоторых конструкциях двигателей внутреннего сгорания могут быть применены регенеративные теплообменники. В частности, они могут использоваться для подогревания всасываемого воздуха выхлопными газами. Конструктивно такой теплообменник можно представить как сетчатый барабан, заполненный металлической стружкой или аналогичным пористым материалом с близкой теплоёмкостью. Барабан вращается относительно оси. Обычно диаметр барабана больше его осевой длины. Параллельно оси вращения к поверхности барабана подведены две трубы. По одной идут выхлопные газы. По другой всасывается воздух. После прогрева набивки барабана выпускными газами она способна нагревать просасываемый через неё воздух, когда прогретый фрагмент переместится к срезу всасывающей трубы в результате вращения барабана.

Кроме рассмотренных конструкций, получивших хотя бы некоторое распространение, известны и иные, практически не применявшиеся в серийных устройствах, например жидкостно-плёночные, вакуумно-испарительные и некоторые другие. В то же время основным типом теплообменного аппарата в системах ДВС остаётся рекуперативный, который имеет достаточно много разновидностей, различающихся по многим параметрам. Существующее многообразие отличий является причиной того, чтобы систематизированное представление об этих аппаратах давалось основе их классификации. Предлагаемая классификация делит аппараты по следующим основным признакам.

По виду теплоносителей.

По схеме взаимного течения теплоносителей в теплообменнике.

По особенностям перемешивания теплоносителей в каждом последующем сечении по ходу теплоносителей.

По виду поверхности теплообмена.

По общей схеме конструкции теплообменника.

По назначению теплообменники ДВС можно разделить на охладители наддувочного воздуха (ОНВ), охладители воды (ВО), маслоохладители (МО), охладители топлива (ТО), охладителями гидравлических жидкостей (ОГ), подогреватели воды, масла, топлива и наддувочного воздуха.

По виду теплоносителей различают газо-жидкосгные (воздухо-жидкостные), воздухо-воздушные (газо-воздушные, газо-газовые), жидкостно-жидкостные теплообменники. Соответственно ОНВ бывают воздухо-воздушными и воздухо-водя ными, ВО бывают водо-водяными и водо-воздушными (радиаторы), МО бывают жидкостно-масляными (ЖМТ) или воздухомасляными (масляные радиаторы). Аналогично делаются охладители гидравлических жидкостей. Охладители топлива обычно выполняют жидкостными, а подогреватели иногда паровыми. Могут также применяться элекетроподогроеватели. В качестве подогревателей всех типов часто выступают охладители, в которые подают греющую среду вместо охлаждающей. Иногда подогреватели делаются в виде специальных конструкций и подсоединяются к специальным теплоносителям (например, к паровой магистрали)

Читайте также  Какое масло нужно заливать в коробку Audi 80 b3?

По схеме взаимного течения теплоносителей (см. рис.1) различают теплообменники противоточные (а), прямоточные (б), перекрёстноточные (в), с реверсивным током (г). Кроме этих основных схем применяют конструкции с многократным перекрёстным током при общем противотоке (д), теплообменники с многократным реверсивным током (е) и ряд других. Нередко действительная схема взаимного течения теплоносителей не может быть отнесена чётко ни к одному из известных и описанных вариантов или отнесена к ним с определёнными отклонениями. Рассматривая перекрёстноточные теплообменники, выделим понятие ход как часть теплообменного элемента в пределах однократного пересечения потоков теплоносителей (см. рис.1 д). При этом отдельным ходом (или точнее теплотехническим ходом) можно считать только очередную часть теплообменного элемента в пределах однократного пересечения тепло — носителей, которая будет смещена относительно предыдущей вдоль по течению или против течения второго теплоносителя.

Если часть теплообменного элемента с однократным пересечением потоков смещается перпендикулярно ходу течения второго теплоносителя, то такая часть ходом с точки зрения теории теплообмена не считается. Эту часть в данном случае можно считать гидравлическим ходом.

Рис 1. Схемы взаимного течения теплоносителей

По особенностям перемешивания теплоносителя в каждом последующем сечении по ходу теплоносителя теплообменники бывают с перемешиваемыми и не перемешиваемыми теплоносителями, причём каждое из названных выше определений может относиться либо сразу к двум теплоносителям, либо каждый теплоноситель может иметь свой характер перемешивания. Примером перемешиваемого или смешиваемого течения может быть течение воздуха поперёк пучка труб. Здесь за каждым рядом труб воздух полностью перемешивается по всему сечению теплообменника. В результате этого изменение температуры воздуха по ходу теплоносителя зависит только от одной координаты — длины теплообменника по ходу течения воздушного потока. Перпендикулярно этому направлению вдоль или поперёк трубок в любой точке сечения теплообменника температура воздуха теоретически одинакова. Примером не смешиваемого течения теплоносителя может быть ток воды по трубкам пучка перпендикулярно потоку воздуха. В первом раду трубок по ходу воздуха вода будет нагреваться сильнее, поскольку воздух здесь самый горячий, а в последующих рядах трубок вода будет нагреваться слабее. В результате в каждом сечении водяного потока, перпендикулярного пучку трубок, в том числе и в сечении на выходе из трубного пучка температура воды различна в различных точках сечения, т.е. температура воды будет функцией не только координаты, направленной вдоль по ходу течения потока, но и координаты, направленной по ходу течения воздуха, перпендикулярно названному выше направлению. Кроме отмеченной особенности перемешивания в пределах хода учитывается также перемешивание или не перемешивание потока между ходами. Отмеченные особенности перемешиваний и соответственного характера изменения температур будут влиять, в конечном счёте на значение средней по сечению температуры и, соответственно, на эффективность охлаждения в том или ином теплообменнике. Эти особенности, связанные с характером перемешивания потоков, должны учитываться выбором соответствующих расчётных зависимостей при формировании методики расчёта каждого конкретного теплообменника.

По виду поверхности теплообмена рекуперативные теплообменники в основном делят на трубчатые, пластинчатые и трубчато-пластинчатые. Для подробной характеристики теплообменника может использоваться и более обстоятельная классификация в этом направлении, при которой будут определены дополнительные характеристики поверхностей теплообмена (ПТ). Последние, как правило, связаны с дополнениями к уже названным особенностям классификации. Например, можно дать такое определение одному из возможных видов ПТ: «шахматный пучок из круглых труб с индивидуальным ленточным оребрением».

По общей схеме конструкции теплообменники можно подразделить на кожухотрубные, кожухокоробчатые, типа «труба в трубе», змеевиковые, пакетнопластинчатые и некоторые другие. Примером кожухотрубного теплообменника может служить водоводяной теплообменник с корпусом (кожухом) в виде трубы относительно большого диаметра, в которой размещается трубый пучок из труб малого диаметра. Кожухокоробчатым можно назвать охладитель наддувочного воздуха, в котором теплообменный элемент (пакет или пучок) установлен в коробчатом кожухе.

Этот кожух имеет патрубки для подвода и отвода воздуха, а его Пакет снабжён крышками с патрубками отвода — подвода веды. Теплообменник типа «труба в трубе» выполнен наподобие кожухотрубного, но только в его кожухе вместо пучка труб устанавливается одна труба. Обычно такой теплообменник имеет малое поперечное сечение при большой длине корпуса. Пакетнопластнчатые (также называемые консольными) теплообменники имеют конструкцию, в которой короб отсутствует а соединение пластин в пакете производится стяжными анкерами, проходящими через специальные отверстия в наружных углах пластин. В таком теплообменнике две наружные пластины обычно делают утолщёнными (они выполняют роль опорных плит). Прочие пластины зажимаются между ними. Разновидностью таких теплообменников может быть неразборная конструкция, в которой пластины соединяются сваркой или пайкой (спеканием). По таким схемам могут быть изготовлены охладители воды, масла и наддувочного воздуха. Змеевиковые теплообменники могут быть выполнены на основе трубчатого корпуса сравнительно большого диаметра, в который вставляются змеевики, выполненные в виде спиральных «дисков», образованных сгибанием в одной плоскости труб относительно малого диаметра. Начало и конец трубы в каждом таком «диске» соединяется с общим для всех «дисков» коллектором. Примером такого теплообменника может служить утилизационный котёл. В нём через трубчатый корпус снизу поступают выхлопные газы, которые омывают «диски» из тонких труб, проходя перпендикулярно их плоскости. Внутри спиральных труб проходит вода или пар. Возможны иные конструктивные варианты змеевиковых теплообменников.

Маслокулер в двигателе: когда нужен и как установить

Охладитель моторного масла (масляный радиатор, маслокулер) является решением, которое позволяет эффективно охлаждать рабочую жидкость системы смазки ДВС. При этом данное устройство можно встретить далеко не на всех автомобилях, тем более штатно.

Конструкторы при разработке того или иного силового агрегата изначально просчитывают возможный нагрев масла. Получается, если машина эксплуатируется в обычных условиях, а сам мотор не форсированный, тогда температура масла в двигателе обычно находится в допустимых пределах.

В этом случае температура смазки существенно повышается и многие водители устанавливают комплект маслокулера для того, чтобы реализовать лучшее охлаждение масла в двигателе. Давайте рассмотрим принцип работы этого устройства и его конструкцию более подробно.

Масляный охладитель двигателя: для чего нужен

Прежде всего, значительное увеличение нагрузок на мотор означает то, что в ряде случаев возникает и необходимость дополнительно охлаждать масло в двигателе. Масло часто перегревается именно тогда, когда двигатель раскручивается до максимальных оборотов и достаточно долго работает в таком режиме.

Также к перегреву масла может приводить и агрессивный стиль езды (частое раскручивание ДВС до отсечки). В этом случае смазке после понижения оборотов попросту недостаточно времени для остывания.

Обратите внимание, приведенная выше информация не означает, что любой двигатель после форсирования или работы в режимах максимальных нагрузок перегреется. Дело в том, что одни моторы имеют предрасположенность к перегреву масла и самого ДВС, тогда как другие нет. При этом хотя бы дополнительный контроль температуры масла лишним никак не будет.

Для этого можно на начальном этапе установить датчик температуры и давления масла в двигателе. Как известно, такими датчиками многие автомобили штатно не оснащаются. Все, на что может рассчитывать водитель, это загорание сигнальной лампочки давления масла на панели приборов тогда, когда давление масла сильно упадет.

При этом не обязательно гнаться за дорогими высокоточными приборами типа Defi и т.п. Для мониторинга общей картины происходящего в масляной системе ДВС вполне подойдет дешевый или средний вариант. Также добавим, что специалисты рекомендуют обязательно ставить не только температурный датчик, но и датчик давления масла.

Однако не стоит забывать о том, то даже если лампочка давления масла не горит, при низком давлении износ двигателя колоссальный. Получается, благодаря наличию отдельного датчика появляется возможность вовремя зафиксировать проблему и своевременно остановить двигатель.

Добавим, что допустимой температурой масла в норме является нагрев до + 100 градусов по Цельсию. При этом для одних моторов даже нагрев до 110 градусов уже является высоким и может не пройти без последствий, тогда как другие спокойно переживают и 140-150. Однако в большинстве случаев последствия сильного перегрева масла в двигателе достаточно серьезные.

Первое, разжижается само масло, то есть происходит потеря его защитных и смазывающих свойств. В этом случае двигатель подвергается сильному износу. Также жидкое масло сильно расходуется на угар, а перегретая смазка попросту горит и коксует двигатель.

Более того, после перегрева масло следует сразу менять, так как дальнейшая эксплуатация ДВС на такой смазке в значительной мере усиливает износ мотора, приводит к залеганию колец, появлению масляного дыма из выхлопной трубы и скорому капремонту.

Комплект маслокулера для мотора: как выбрать и установить

Разобравшись с температурой масла, вернемся к самому маслокулеру. Вполне очевидно, что если после установки датчиков был замечен перегрев смазочного материала, тогда такому мотору крайне необходим охладитель масла двигателя.

При этом важно понимать, что ставить масляный радиатор без установки датчика давления и температуры масла не рекомендуется. Дело в том, что если конкретный двигатель все же не нуждается в дополнительном охлаждении, масло после установки радиатора будет всегда оставаться слишком холодным, а это плохо для мотора.

Итак, если водитель определился с тем, что охладитель масла нужен, тогда нужно приобрести следующие элементы:

  • специальную проставку под штатный фильтр масла. В эту проставку монтируются датчики, а также подключаются два шланга, по которым масло попадает в радиатор для охлаждения и выходит из масляного радиатора обратно в систему смазки.
  • масляный охладитель. Данный элемент является радиатором и устанавливается в подкапотном пространстве так, чтобы по ходу движения автомобиля удалось добиться качественного обдува встречными потоками воздуха.

Еще добавим, что лучше подбирать место установки радиатора так, чтобы шланги от проставки под масляный фильтр до самого масляного охладителя были максимально короткими по длине.

Как правило, автолюбители для наиболее эффективного решения задачи предпочитают сразу купить готовый фирменный комплект. Единственным минусом является то, что действительно качественные изделия известных брендов имеют достаточно высокую стоимость.

Данная функция очень полезна в зимний период, позволяя смазочной жидкости после холодного пуска быстрее прогреться и выйти на рабочие температуры. В том случае, когда проставка не имеет термостата, на зиму ее рекомендуется попросту снимать, то есть фактически система охлаждения масла временно «глушится».

Теперь перейдем к масляному радиатору. Нужно понимать, что от его размера и количества секций-рядов напрямую будет зависеть эффективность охлаждения масла. Для каждого двигателя владелец подбирает радиатор индивидуально, учитывая нужную интенсивность охлаждения.

Читайте также  Какие диски лучше смотрятся на Ваз 2110?

Если говорить о фитингах, шлангах от проставки к радиатору, различных переходниках и т.п., на таких деталях экономить никак нельзя. В этом случае настоятельно рекомендуется покупать только оригинальные дорогие изделия известных брендов, что позволяет в дальнейшем избежать целого ряда серьезных проблем.

Подведем итоги

Как видно, масляный радиатор нужен далеко не на каждом силовом агрегате. Обычно такие охладители масла могут с завода стоять на спортивных авто, двигатели которых являются форсированными, высокооборотистыми, оснащены турбонаддувом и рассчитаны на работу в режимах максимальных нагрузок.

Что касается нештатных установок, необходимость поставить охладитель масла определяется для каждого мотора индивидуально. Для начала следует установить датчики температуры и давления масла, а уже потом принимать решение об установке масляного радиатора, при этом за основу берутся показания указанных датчиков.

Если же говорить о жидкостном охладителе масла в двигателе, этот радиатор интегрируется в систему охлаждения двигателя. Другими словами, внутри циркулирует охлаждающая жидкость, которая отводит излишки тепла. Такое решение может оказаться более эффективным, однако его высокая стоимость и определенные трудности в процессе установки делают воздушный охладитель масла двигателя в ряде случаев более предпочтительным вариантом.

Выбор механического нагнетателя или турбокомпрессора. Конструкция, основные преимущества и недостатки решений, установка на атмосферный тюнинговый мотор.

Почему масло попадает в интеркулер. Локализация и устранение возможных неисправностей своими руками. Как самому промыть и очистить инетркулер от масла.

Назначение и конструкция турбокомпрессора дизельного мотора. Принцип работы турбонагнетателя, особенности использования турбины на дизельном ДВС.

Возможность установки турбокомпрессора на двигатель с карбюратором. Основные преимущества и недостатки турбонаддува на карбюраторном авто.

Устройство и принцип работы механического компрессора. Конструкция и виды механических нагнетателей. Отличия от турбонаддува, преимущества и недостатки.

Устройство турбокомпрессора, главные элементы конструкции, выбор турбины. Преимущества и недостатки бензиновых и дизельных двигателей с турбонаддувом.

Какую роль играет теплообменник в двигателе?

Полезно.
Чем полезно?
—-
Ещё идея в дополнение к первой;)
Делаем утиль котёл паровой иль водогрейный
Что нужно:
Вариант 1
1. 30-40 метров медной трубки
2. Мягкий асбест
3. радиатор иль тёплый ящик
Вариант 2
1. труба Ду-80-100 мм длинной 200-300 мм.
2. два штуцера.
3. Радиатор иль тёплый ящик

Как работает:
Запускаем ДВС и выхлопные газы проходя греют ОЖ в медных трубках иль в теплобменника второго варианта и доводят ОЖ до состояния пара или в водогрейном варианте нагревают ОЖ
Полученное тепло можно использовать на обогрев салона, дома да чего угодно, а если пар получаем то можно питать паровую машину, насос ну что хотца.
Ну как идея? здравая:D и КПД ДВС станет не менее 80%

См. Камминз, Катерпиллер, Детройт, и даже у КАМАЗа вроде есть. Вопрос к их конструкторам.

Там моторы совсем другого уровня мощности и совсем других характеристик. И моторы там — дизельные.

Темнила
Читал про эти моторы и машины и там сей приблуды не увидал.
Я ее живьем видел, врезана в разрыв нижнего шланга радиатора.

Для охлаждения масла в АКПП и это естественно.
Надписи «Масло мотор.» ты специально не заметил? :)

Я ее живьем видел, врезана в разрыв нижнего шланга радиатора
Возможно и видел. Но в описаниях конструкции об этом ни слова — видать секрет:D

Надписи «Масло мотор.» ты специально не заметил? :)
Ну да ну да разные масла в один теплообменник. два на машину? возможно возможно. но для каких целей?
Всё, что использовалось в тех авто в той или иной мере применялось и в гражданке и у вояк. ну на мощных ДВС и прокачка масла предпусковая была и предварительный прогрев но у военных:D

См. Камминз, Катерпиллер, Детройт, и даже у КАМАЗа вроде есть. Вопрос к их конструкторам.
НА дизеле Isuzu 4JB1-T объёмом 2.8 литра, тоже стоит теплообменник, только под масляным фильтром. У брата такой двиг стоит на пикапе, пикап совсем не внедорожный изначально, и ресурс у этих движков поболе полумиллиона.
Поддерживаю идею теплообменника.
При чём тут мощность? Главное каков ресурс. 2000000 км без капремонта это правило, а не исключение (КАМАЗ не считаем). А бывает и 3 мкм.
А то, что зимой масло недогревается, а летом перегревается как раз и уменьшает ресурс. Во вкладке Детройт 4, завёлся 6 минут назад, до этого почти 4 часа стоял, на улице -25. См. т-ру ОЖ и масла.

Подправлю чуть чуть, не километров, а миль. У них одометр мили счетает, а не километры;) Первый капремонт на дизелях детройт дизель заводом определён при пробеге 1.5 миллиона миль! И весь капремонт заключается в замене поршней с кольцами, и заменой вкладышей на новые. Замечу что блок не нуждается в расточке, как и КВ. Второй капремонт это 2.5 миллиона миль. Ресурс двигателя ограничен 4 миллионами миль. Инфу видел где то на одном форуме дальнобоев, кто то выкладывал ссылку на сайт фирмы занимающейся продажей и ремонтом этих машин и дизелей. Там же все характеристики любых грузовых американских дизелей.

Полно двигателей,которые вполне без этого обходятся,имея при этом ресурс 300 и более тыс.км.Баварские чугунные рядные четверки(М40-44) и шестерки(М30-50)-яркий тому пример.
ИМХО,залить хорошее масло и забыть.
1. Возможно там блок отлит так, что масляная магистраль от маслонасоса проходит мимо спец. полости с ОЖ, как на Ауди.
2. Теплообменник (см. по ссылке) стоит примерно как одна замена хорошего масла. (6л + 2л доливка)*350 руб = 2800 руб. (Доставка бесплатно)
3. Любое масло, даже самое хорошее, имеет т-рный диапазон, в котором оно эффективно работает. Если машина нормально заводится при -30, это не значит, что масло при такой т-ре эффективно моет двигатель. А если вся эксплуатация состоит из коротких поездок по 30 минут?

В общем, лучше всё это обсуждать с цифрами в руках. Прикрепить изолентой термодатчик к масляному фильтру, обмотать фильтр утеплителем, ну и поездить и посмотреть какая там будет т-ра.

Витя, я мили в километры перевёл. У нас пораньше капремонт приходится делать, обычно — 1300000 миль примерно. Причина в солярке, которая губит насосфорсунки — начинается неравномерный распыл с относительно крупными каплями. Горение происходит неравномерно, со взрывом, давление на поршень из-за этого тоже неравномерное и не по центру, поршня изнашиваются, трескаются, бывает и разламываются пополам. Но это на пробегах более 2 мкм, при нормальном уходе.

Витя, я мили в километры перевёл. У нас пораньше капремонт приходится делать, обычно — 1300000 миль примерно. Причина в солярке, которая губит насосфорсунки — начинается неравномерный распыл с относительно крупными каплями. Горение происходит неравномерно, со взрывом, давление на поршень из-за этого тоже неравномерное и не по центру, поршня изнашиваются, трескаются, бывает и разламываются пополам. Но это на пробегах более 2 мкм, при нормальном уходе.
Согласен про отечественную солярку.

Так же всё таки поддерживаю тебя с идеей установки теплообменника.

Летом температура ОЖ (у меня) 95-96гр. При использовании теплообменника и масла столько же ещё малость и температура вспышки.

Не, температура вспышки масел в двигателе, в среднем 210 градусов:rolleyes:
Например вот шеловское: http://shell-oil.ru/catalog/group1/ungroup73/Shel-Helix-Ultra-5W-40.html Температура вспышки 206 градусов.

В общем, лучше всё это обсуждать с цифрами в руках. Прикрепить изолентой термодатчик к масляному фильтру, обмотать фильтр утеплителем, ну и поездить и посмотреть какая там будет т-ра.
И получим херню на выходе;) мерять нужно само масло и желательно в толще масла:D
Вот сегодняшний эксперимент по замеру температуры масла в ДВС — УМЗ-4218.10 машин буханка. ездил на бензине, короткими поездками в 1,5-2 км и стоянками по 15-20 минут между поездками. За бортом было тепло -15 ветер южный 2 м/с давление 772 мм.рт.ст.

Температура за бортом — -15ºС
Температура масла — -15ºС
Температура ОЖ — +40ºС, масла — +20ºС
Температура ОЖ — +60ºС, масла — +30.
В начале движения температура масла падает до +15ºС и начинает медленно расти до 25 — 30ºС при температуре ОЖ — +80ºС за бортом -15ºС скорость 40-50 км/ч
Но это на кортких пробегах — 1,5-2 км и стоянках 15-20 мин с заглушенным ДВС
Под более менее нагрузкой и на трассе замер позже.
Поеду на работу будет замер трасса-город
————
Не указал термо датчик был вставлен через щуп и лежал на дне поддона, что могло несколько занизить температурный показатель и это косвенно подтверждается снижением температуры при начале движения

А вот за это спасибо. Уже видна большая разница с ДД. И уже понятно, что есть смысл продолжать измерения.
Ну разницы великой нет. масло не прогрето во всём объёме было.
Но уж загубил температурный датчик то он будет стоять пока не сдохнет:D:D:D

А жалюзи при этих замерах закрыты или открыты были? Промерь, если время будет, с закрытыми и открытыми — интересно насколько на алюминиевый движок прямой обдув влияет.
Гдето выкладывал значения температур под капотом с открытыми жалюзи и без намордника, то же с закрытыми и без намордника и закрытые и с намордником.
Вывод таков — зимой закрытые жалюзи и намордник держат такую же температуру под капотом, как и летом (+60-65) в движении по городу при -30, по трассе от +45 в начеле движения и до +55-60 через 30 км.
Всё тож самое но без намордника и открытые жалюзи — город +20-25, трасса +10.
Да во всех измерениях температура ОЖ — +82-87 градусов нижний предел на ХХ и светофорах/пробках верхний движение.
Если нужны боле точные цифры то нужно искать по форуму. даж тему не помню куда выкладывал:D
Хотя Тут частично нашёл: 24 (http://forum.uazbuka.ru/showpost.php?p=2597997&postcount=24) гдето в более объёмном виде да искать лениво

Каковы мощи у перечисленных авто?
Для каких целей пользуют эти авто?
Для УАЗа достаточно штатного масляного радиатора и за глаза.

Водо-масляный теплообменник не только охлаждает масло, но и нагревает его.

Маслу без разницы по какому циклу работает двигатель. Для масла важна т-ра.
Кстати, дизель не работает по циклу Карно. По нему вообще ни один реальный двигатель не работает.
А основное отличие между бензинкой и дизелем во времени горения. Условно принято считать, что у бензинки горение происходит при постоянном объёме (изохорный процесс), хотя в реале это далеко не так, особенно при небольших цикловых. А у дизеля при постоянном давлении — ещё менее правдоподобное допущение.
А реально разница в КПД объясняется, в основном, разной степенью сжатия.
Ну с дизелем работающим по циклу Карно я громко сказал, больше для красного словца.
Цикл Дизеля максимально близок к идеальному циклу Карно (который не достижим в принципе)
Ну а отличие цикла Отто от цикла Дизеля можете сравнить п картинкам:
8882188822
И после изучения придти к выводу, какой ДВС более полно использует тепло сгоревшего топлива и какой из них при прочих равных будет более «холодным»

Читайте также  Как разблокировать айфон 7 через айтюнс?

Явно виден недогрев масла.
Ну тут мы ничего не видим и для средне форсированного ДВС сие нормально, в противном случае разработчики ДВС учли бы сие и ввели две системы — охлаждения и нагрева.
Кстати сегодня было -27, а масло нагрелось до +60-ти, дорога та же манера движения та же, а масло горячее:D
Ну и три дня гляжу, как прогревается масло. да и забортная температура особой роли не играет так же ОЖ-40 масло 20, ОЖ-60 масло 30, а вот далее замедление нагрева масла но сопставимо с температурой под капотом (почти полностью совпадают)

Назначение теплообменников

Теплообменник – прибор, главная функция которого заключается в передаче тепловой энергии от одной рабочей среды к другой. В качестве теплоносителя может выступать газообразное вещество, кислоты и щелочи, пар, вода и различные растворы.

Самыми популярными на сегодняшний день теплообменными аппаратами признаны пластинчатые установки. Их успешно применяют в следующих сферах:

  • химическая;
  • нефтеперерабатывающая;
  • газовая;
  • атомная;
  • нефтехимическая;
  • энергетическая;
  • коммунальная сфера.

Конструкцию устройства, материал комплектующих и иные параметры нужно выбирать исходя из особенностей технологического процесса и необходимой производительности. Подробнее о видах теплообменных аппаратов и их назначении рассказывают коллеги из компании «ПроТепло» https://proteplo.org .

Использование теплообменников в разных системах

Зачем нужен теплообменник? Область эксплуатации данных устройств можно разделить на несколько категорий: промышленность, коммунальное хозяйство и бытовые нужды. В каждом случае установка будет отличаться материалом исполнения, габаритами и мощностью, а также циркулирующими рабочими средами.

В системе отопления

Теплообменное оборудование в системе отопления позволяет значительно снизить расход ресурсов и добиться высокой степени контроля и регулировки процесса.

Система отопления может быть:

  • зависимой – система без теплообменника, когда тепло поступает от центрального теплового пункта регулярно в определенном количестве;
  • независимой – система с теплообменником, который позволяет регулировать количество поступающей энергии в соответствии с потребностями конечного потребителя.

Зачем нужен теплообменник в системе отопления? Он разделяет единую конструкцию на две части: одна из них относится к поставщику, а другая – к потребителю тепла. Аппарат служит промежуточной станцией, через которую проходит горячая вода с различными примесями: антифриз, масло и иные компоненты.

Теплообменник в ИТП

Использование пластинчатого оборудования для автоматизации индивидуального теплового пункта позволяет снизить потери энергии до 40% за счет высокой эффективности установки.

Независимая система отопления состоит из главного пункта, который распределяет тепло между разными объектами, и дополнительных теплообменников, установленных в индивидуальном тепловом пункте, откуда тепло поступает к конечному потребителю. Наличие теплообменной конструкции в данной схеме – возможность для владельца квартиры регулировать температурный режим в помещении. Он не будет потреблять излишки тепла, что приводит к значительной экономии ресурсов.

В системе горячего водоснабжения

Усиление мощности кожухотрубного теплообменника возможно лишь за счет большей ширины и длины змеевика, что сказывается отрицательно на размерах корпуса. Громоздкая конструкция занимает много места и неудобна в монтаже. Пластинчатый теплообменник, габариты которого в 3 раза меньше, позволяет получить аналогичную производительность.

В котельной

Обыденная практика – использование в котельных двух видов теплообменников. Это средство защиты от гидроударов, химических и механических примесей, перепада высот. Независимые контуры позволяют осуществлять автономный контроль и регулировку каждой конструкции. В таком случае продолжительность эксплуатации котлов значительно увеличивается, накипь на стенках прибора не скапливается.

Использование теплообменных устройств в промышленности

Теплообменники имеют разнообразное технологическое значение. Можно разделить все модели на две большие категории:

  • теплообменные устройства, в которых основной процесс – передача тепла;
  • теплообменные устройства, в которых охлаждение, конденсация, пастеризация и иные процессы – основные, а передача тепловой энергии выступает в качестве сопутствующего компонента.

По основному применению модели классифицируют на группы:

  • конденсаторы;
  • подогреватели;
  • холодильники;
  • испарители.

Их применение широко востребовано в разных отраслях промышленности. Внедрение в технологический процесс прибора позволяет значительно ускорить работу и увеличить эффективность.

Использование разного вида рабочих сред

Грамотно подобранный теплоноситель способен значительно повысить производительность работы.

Водяной пар

Одним из широко распространенных теплоносителей является перегретый (насыщенный) водяной пар. Он обладает рядом достоинств: высокая интенсивность теплоотдачи, легкое транспортирование по трубам, возможность регулировать температуру. Чаще всего данный вид теплоносителя применяют в технологических процессах с многократным испарением, когда выпариваемый продукт направляется в подогреватели или другие выпарные установки.

Горячая жидкость

Не менее распространены в качестве агентов, циркулирующих по теплообменнику – горячие жидкости и вода. Они отличаются менее интенсивным подогревом и стабильно снижающейся температурой носителя.

Для пара и воды характерен один значительный недостаток: с повышением температуры происходит резкий рост давления в системе. На пищевых производствах аппараты не могут работать при температуре выше 160°С.

Масляный раствор

Масляный обогрев целесообразен в консервной промышленности, он позволяет эксплуатировать теплообменник при 200°С.

Горячий воздух и газ

Газ и горячий воздух (максимальная температура 300-1000°С) используются в сушильных устройствах и печах. Газообразные вещества имеют много недостатков: их трудно транспортировать и контролировать по температурному параметру, они обладают низким коэффициентом теплообмена, а топочные газы сильно загрязняют поверхность теплообменника.

Выбор промышленного теплообменного оборудования

Для эффективного выполнения задач в промышленности теплообменник должен соответствовать требованиям технологического процесса:

  • возможность регулирования и поддержания температуры рабочей среды;
  • соответствие скорости циркуляции продукта необходимой минимальной продолжительности пребывания агента в системе;
  • устойчивость материала теплообменника к воздействию рабочей среды;
  • соответствие устройства давлению теплоносителя.

Второй важный критерий отбора – экономичность и производительность прибора, сочетание высокой интенсивности теплообмена с сохранением необходимых гидравлических показателей устройства.

Эксплуатация разных видов теплообменных устройств в промышленности

Применение теплообменников может быть построено по следующим направлениям:

  • использование остаточного тепла для генерации электрической энергии;
  • точная регулировка температуры во время химических процессов;
  • вторичное использование энергии для бытовых потребностей;
  • поддержание температуры в бытовых системах отопления в стандартизированных параметрах.

Исходя из поставленных задач, можно выбрать оптимальную модель прибора по мощности, конструкции и иным параметрам.

Пластинчатый теплообменный аппарат

Оборудование с пластинами может быть использовано в разных отраслях промышленности, в том числе пищевой. Его использование экономически целесообразно при пастеризации молока и сока, которое происходит в три шага. Подогретый на третьей стадии раствор используется как горячий теплоноситель для подогрева на двух остальных этапах. Это позволяет значительно экономить ресурсы.

Не менее распространены пластинчатые модели при обогреве паром с низким давлением. Данный прибор не пригоден для функционирования в условиях высокого давления из-за большой вероятности разгерметизации уплотнительных прокладок между пластинами.

Принципиальная схема пластинчатого теплообменного аппарата
1,3,5 — нечетные пластины; 2,4 — четные пластины; I — вход и выход первого теплоносителя; II — вход и выход второго теплоносителя

Труба в трубе

Оборудование, которое имеет небольшую площадь теплообмена и применяется только в установках малой мощности для передачи энергии в средах «газ-жидкость».

Схема теплообменного аппарата «труба в трубе»
1 — внутренняя труба; 2 — наружная труба; 3 — изогнутая соединительная труба; 4 — соединительные патрубки

Спиральные конструкции

Приборы применяются для взаимодействия рабочих сред «жидкость-жидкость». В качестве агента нередко выступает пар.

Основное назначение теплообменника: конденсаторы пониженного давления. Если теплоноситель имеет твердые частицы, волокна и иные примеси, прибор устанавливают в горизонтальном положении для предотвращения скапливания веществ в нижней части установки.

Схема спирального теплообменника

Элементные модели

Теплообменник представляет собой нескольких секций, объединенных в одну конструкцию. Его активно эксплуатируют, когда необходимо работать с высоким давлением, или теплоносители циркулируют с одинаковой скоростью без изменения агрегатного состояния.

Кожухотрубный аппарат

Установка, в которой теплоносители движутся по трубам и в межтрубном пространстве. Для увеличения скорости процесса предусмотрены решетки и перегородки. Область применения: промышленность и транспортная сфера для нагрева, охлаждения и конденсации газообразных и жидких сред.

Витые приборы

Установки участвуют в разделении газовых смесей путем глубокого охлаждения в приборах высокого давления. Один из главных недостатков конструкции – трансформация под действием температурного напряжения.

Схема витого теплообменника

Графитовые теплообменные установки

Это незаменимое оборудование на ряде предприятий. Материал устройства устойчив к коррозии и отличается высокой теплопроводностью.

Схема графитового теплообменника

Заключение

Использование теплообменников в быту и промышленности экономически обосновано из-за ряда преимуществ. Установки увеличивают скорость технологического процесса, повышают его эффективность и снижают расход ресурсов.

Подобрать конкретную модель теплообменного аппарата можно по данной ссылке: https://proteplo.org/raschet-teploobmennika.

Добавлено: 29.11.2018 15:47:38

Еще статьи в рубрике Статьи на тему: Вентиляция, кондиционирование, отопление:

  • Arbonia – производитель отопительных приборов

Говоря о тепле родного дома, люди не в последнюю очередь имеют в виду действительно комфортную температуру, характерную для любого жилья, где .

Что нужно знать о крышных котельных специалисту

После появления регулирующих технических документов крышные котельные уверенно зашагали по стране. Их используют, если есть проблемы с размещением отдельно стоящей или .

Промышленные ИК обогреватели и их ключевые положительные особенности

Промышленный обогрев обладает множеством отличительных особенностей в сопоставлении с бытовым. Прежде всего, важно принимать во внимание нестандартные габариты помещений (отопление складских .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: