Почему т 34 такое название?

Машина смерти Почему Т-34 сделал Советскую армию сильнейшей в мире

Отечественный кинематограф продолжает разрабатывать жанр военного приключенческого кино – 26 апреля в прокат выходят «Танки» Кимa Дружининa. Фильм, посвященный созданию танка Т-34 накануне Великой Отечественной войны. Т-34 был основным боевым танком Советского Союза во Второй мировой войне. Боевая машина, непрерывно совершенствуемая в условиях военного времени, превзошла все ожидания. По этой причине военные, политики и историки неоднократно называли Т-34 лучшим танком всех времен. «Лента.ру» вспоминает историю создания легендарной боевой машины и причины такого уважительного отношения к ней.

До начала Великой Отечественной войны у СССР было несколько действующих танков. Первый советский серийный средний боевой танк Т-28 на момент его создания в начале 1930-х годов считался одним из лучших в мире в своем типе. Однако уже спустя несколько лет соображения национальной безопасности, из-за складывающейся военно-политической обстановки в мире, прежде всего Европе, требовали более эффективной машины, чем Т-28. Хотя танк к моменту нападения Гитлера на СССР по ряду тактико-технических характеристик не уступал, а даже превосходил большинство нацистских боевых машин, по итогам советско-финской войны в 1940 году стало ясно, что бронезащита Т-28 недостаточно хороша.

На самом деле советские военные и инженеры это поняли еще раньше. Как показал опыт боевых действий с участием советских легких танков БТ-5 и Т-26 во время Гражданской войны в Испании во второй половине 1930-х годов, вместо противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов все чаще стали применяться скорострельные малокалиберные автоматические пушки, которые с легкостью пробивали корпус советских танков.

Кроме того, еще в первой половине 1930-х годов в СССР начали разрабатывать сразу несколько новых танков, не запущенных в серийное производство, но предвосхитивших появление Т-34. Один из них, экспериментальный Т-29, был создан ленинградским заводом №185 на основе Т-28. Опытные образцы боевой машины получили улучшенную бронезащиту и более мощное вооружение.

Учитывая боевой опыт БТ-5 и Т-26 в Испании, на харьковском заводе №183 в 1937 году начались работы над проектом БТ-20. Первоначально заводу №183 ставилась задача создать современную замену БТ-7 — дальнейшему развитию БТ-5, отличающемуся новым сварным корпусом и двигателем, но оснащенным тем же вооружением. Под эти цели на предприятии было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил Адольф Дик. Технический проект БТ-20 был завершен с опозданием в полтора месяца, за что в 1937 году Дик получил десять лет лагерей.

Руководство проектом перешло Михаилу Кошкину, до этого участвовавшему в разработке Т-29 в Ленинграде, а затем — в модернизации БТ-7 в Харькове. В итоге завод №183 в 1938 году представил две модели колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-20Г (А-32). Обе машины получили мощный дизельный двигатель В-2, имели сопоставимые массу, габариты и скорость. Отличия заключались в бронезащите, которая была сильнее у гусеничного танка, и пушке.

По итогам испытаний А-20 и А-32 предпочтение отдали второй машине. Одной из важнейших причин этого стала возможность модернизации А-32, в частности в направлении усиления бронезащиты, тогда как способность к усовершенствованию у А-20 была меньше. В 1939 году военное руководство страны приняло решение увеличить толщину брони А-32, утяжеленная боевая машина получила название Т-34.

В 1940 году завод №183 на базе А-32 изготовил два Т-34. На танки установили две разные пушки. Одна машина получила Л-11 из Ленинграда, другая — Ф-32 из Горького. Вторая пушка была лучше первой, которая к тому же имела длинный ствол, выходящий за носовую часть корпуса, что считалось дефектом, поскольку в боевых условиях это могло спровоцировать резкий уклон танка вперед. Впоследствии ствол Л-11 удалось доработать до приемлемых для Т-34 характеристик.

После испытаний двух Т-34 под Харьковом танки в строжайшей секретности отправились в Москву. Машины разделились под Белгородом (у одной из них произошел обрыв главного фрикциона), однако в итоге, после ремонта, танки в марте 1940 года были представлены в столице лично Сталину, который одобрил машины. Харьковскому заводу №183 было поручено приступить к серийному производству Т-34.

К сожалению, на обратном пути из Москвы в Харьков один из танков под Орлом угодил в воду. Бросившийся спасать машину Кошкин заболел и в сентябре 1940 года скончался. Доводку Т-34 поручили Александру Морозову, работавшему на заводе №183 в конструкторских группах Кошкина и Дика.

Сухопутные вооруженные силы СССР начали получать серийные Т-34 осенью 1940 года. По итогам эксплуатации у военных имелся ряд замечаний к новым машинам. Дошло до того, что специальная комиссия комитета обороны при правительстве СССР пришла к выводу, что использование Т-34 в отрыве от ремонтных баз невозможно, и рекомендовала отказаться от производства боевой машины в пользу БТ-7.

Такого радикального шага удалось избежать. Завод №183 учел множество замечаний комиссии и доработал танк. Если в 1940-м на Т-34 преимущественно устанавливалась пушка Л-11 длиной 30,5 калибра, то уже в начале 1941-го боевые машины стали получать Ф-34 (доработанные Ф-32) со стволом в 41 калибр — на момент создания самые мощные танковые пушки в мире. На Т-34 начали устанавливать не сварные, а литые башни. Была уменьшена ширина траков гусениц и изменена конфигурация люка в крыше башни. При изготовлении Т-34 образца 1941 года использовалось безбалочное сопряжение лобовых броневых листов корпуса сварным швом.

После нападения Гитлера на СССР производство Т-34 из Харькова перенесли вглубь страны. Боевые машины серийно выпускали в Сталинграде, Горьком, Омске, Челябинске, Свердловске и Нижнем Тагиле. Именно в последнем (на современном «Уралвагонзаводе») была произведена почти половина всех Т-34, туда же перевели возглавляемое Морозовым конструкторское бюро харьковского завода №183. В условиях войны производство боевой машины непрерывно совершенствовалось и стало по-настоящему массовым.

Стоит отметить, что в зависимости от завода-изготовителя Т-34 могли значительно отличаться друг от друга. Наиболее примечателен пример боевых машин из Сталинграда, которые в 1942 году изготавливались практически из литого чугуна и фактически не имели оптики. По понятным причинам такие машины сразу шли в бой.

К 1943 году Т-34 доводят почти до совершенства, однако тогда же в распоряжение немцев поступают боевые машины с улучшенной бронезащитой и 75-миллиметровой противотанковой пушкой. В ответ СССР уже в 1944 году развернул серийное производство модификации Т-34-85, которую от предшественника отличала 85-миллиметровая пушка и усиленная бронезащита башни. На такое оружие у нацистской Германии ответа уже не нашлось.

Можно назвать несколько основных причин, по которым Т-34 оказался настолько эффективным. С одной стороны, советским разработчикам удалось реализовать оптимальную для того времени конструкцию танка. Машина получила отличную бронезащиту, мощную пушку и современный двигатель. В совокупности это обеспечило превосходные показатели маневренности, подвижности и проходимости. С другой стороны, такая боевая машина оказалась чрезвычайно проста в эксплуатации и ремонте. Если немецкому танку для починки требовались специальные условия (оборудование и цех), то советский легко ремонтировался фактически на поле боя. Еще один фактор, сыгравший в пользу Т-34, — недостаток качественной легированной стали в Германии, необходимой для производства танков.

После Второй мировой войны СССР начал поставлять Т-34 в другие страны. Несколько таких боевых машин оказались в западных странах в качестве военных трофеев или музейных экспонатов. С Т-34 успели столкнуться и США. В 1950-х годах в Корейской войне советская машина особенно хорошо себя показала на фоне американских танков. Именно советский Т-34 определил направление развития мировой танковой техники и помог утвердить СССР в качестве сильнейшей сухопутной державы планеты.

Происхождение танка Т-34

В 1935 году «быстроходные танки» БТ давно уже нельзя было назвать копией «танка Кристи», прототип которого, купленный у Уолтера Кристи в 1931 г., послужил основой для проектирования первого БТ-2.

Быстроходный танк БТ-7. Конечно к «предкам» Т-34 можно отнести и БТ-5/2, и «танк Кристи», но по этой логике в список прародителей можно смело включать и ассирийскую боевую колесницу.

Прадед Т-34, быстроходный танк БТ-7

Новый советский танк БТ-7 качественно отличался от всего, что было раньше — имел усиленную бронезащиту корпуса, в его конструировании активно применялась сварка, но главное, взамен привычного двигателя М-5 («либерти») установили более надежный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Т, мощностью 400 л.с., увеличенный до 800 литров запас топлива и в два раза увеличенный запас хода.

БТ-7М. Ещё колесно-гусеничный, но уже дизельный.

Машина была надежной, быстрой, но не лишена одного из основных недостатков предыдущих моделей (как, впрочем, и вообще всех существующих на тот момент танков в мире) – авиационный мотор, способный сдвинуть с места многотонную громаду, питался исключительно высокооктановым горючим, не только дорогим, но и опасным, если речь идет о танке.

Решить эту проблему не удавалось долго, пока в 1938 г. на опытный БТ-7 не был установлен дизель В-2. Двигатель получился настолько удачным и пригодным к модернизации, что советские танки были обеспечены «сердцем» на десятилетия вперед. Опытной машине присвоили индекс А-8 (А – индекс всех экспериментальных танков 30-х годов) и 5 сентября 1939 г. рекомендовали запуск танка в производство, обозначив его БТ-7М. Хотя к этому времени уже существовал польский танк 7TP с дизельным двигателем, БТ-7 стал первым крупносерийным танком с дизелем в качестве силовой установки.

БТ-ИС на колесном ходу. Первая попытка придать рациональный угол наклона бронелистам

Почти одновременно с этим, шла разработка и испытания целого букета различных улучшений для БТ-7, особо заметными тут были БТ-ИС (БТ – Иосиф Сталин), БТ-СВ — версия БТ с наклонными бронелистами, и «артиллерийский» БТ-7А оснащенный 76,2-мм пушкой. Однако все это были лишь пробы, наработки – в серию машины не шли и пока только ждали своего часа. По сути шло накопление «критической массы» новшеств, однако по отдельности все они были весьма «сырыми» и в дело не годились.

Основная причина заключалась не столько в недостатке опыта у конструкторов, сколько в пределе возможностей самого БТ – танк был уже перетяжелен, и его трансмиссия нуждалась в переработке. Решение нашлось у военинженера 3 ранга Адольфа Яковлевича Дика, предложившего добавить на каждый борт машины ещё по одному (пятому) катку, однако Михаил Ильич Кошкин, с 28 декабря 1936 г. возглавлявший КБ танкового завода № 183, и работавший над танком БТ-9 – дальнейшей модернизацией БТ-7, идею отбросил. Время шло, проект «БТ-9» сперва просто запаздывал, а затем и вовсе сорвал все сроки по проектированию – дело приняло настолько серьезный разворот, что заговорили о «вредительстве» и начались аресты…

Читайте также  Как быть если суд в другом городе?

Танк БТ-СВ. Настоящая бронечерепаха 30-х.

А дело было в том, что БТ-7 был хотя и хорошим танком, но уже исчерпавшим свои возможности. Понимая это, руководство страны поставило перед конструкторами новую задачу – объединив опыт и используя предыдущие наработки, сконструировать совершенно новую боевую машину, впрочем, также колесно-гусеничную.

Танки серии «А»

Михаил Ильич Кошкин

Новый проект получил рабочее название БТ-20. Предполагалось, что танк будет иметь дизель БД-2 мощностью 400 л.с. с возможностью форсирования до 600 л.с в дальнейшем, индивидуальной торсионной амортизированной подвеске и наклонными броневыми листами толщиной до 25 мм. Экипаж состоял из 3-х человек, а вооружить машину планировалось 76-мм (как вариант – 45-мм) пушкой. Как видно, схожий в общих чертах, в деталях будущий Б-20 был совсем не похож на БТ-7.

Его проектирование забрали у «вредителя» Кошкина и назначили вместо него Дика, вверив ему специально созданное ОКБ. Однако хорошо предлагавший «со стороны», Дик и его ОКБ сперва не уложились в сроки, затем все-таки предоставили чертежи будущего танка, однако с куда более скромными характеристиками.
Теперь уже расформировали его ОКБ, а освободившееся место заняла новая группа конструкторов под шифром КБ-24, руководителем которой опять назначили Кошкина.

С самого начала мнения касательно концепции будущего танка разделились. Одна часть специалистов отстаивала идею создания чисто гусеничного движителя, а другая — комбинированного колесно-гусеничного.

Для принятия окончательного решения, какому типу танка отдать предпочтение, в марте 1938 г. на имя Председателя СНК СССР В.М.Молотова от наркома обороны СССР К.Е.Ворошилова поступила докладная записка с предложением о пересмотре постановления НКО № 94 «О типах танков…», в котором, в частности, говорилось:

«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный и другой — колесно-гусеничный…”. И далее «Создать два опытных образца легких танков: один — чисто гусеничный, вооруженный 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом с броней от 12,7-мм пуль со всех дистанций, максимальной скоростью 50 — 60 км/ч и весом не более 13 т. Второй — колесно-гусеничный с шестью ведущими колесами с тем же вооружением и броней, скоростью на гусеницах и колесах 50 — 60 км/ч и весом не более 15 т. Мотор — дизель».

Экспериментальный танк А-20. Сбоку его конструкция все ещё напоминает БТ-7 (4 опорных катка на борт)

В октябре 1938 г. завод № 183 предъявил чертежи и макеты двух разработанных согласно предложениям комиссии АБТУ вариантов (колесно-гусеничного и гусеничного) танков, которые были рассмотрены Главным военным советом 9 и 10 декабря 1938 г.

А-20 — а вот вид спереди наглядно свидетельствует, что это совсем другая машина

Колесо против гусеницы

К 15 января 1939 г. были выполнены рабочие чертежи корпуса и башни опытного колесно-гусеничного танка А-20 и начата разработка чертежей нового образца чисто гусеничного танка с более мощным вооружением, который первоначально имел заводской индекс А-20Г (Г — гусеничный), а впоследствии ему было присвоено новое обозначение — А-32.

27 февраля 1939 г. на заседании Комитета Обороны состоялось обсуждение чертежей и макетов танков А-20 и А-32. Большинство присутствующих высказалось в пользу А-20, но М.И.Кошкин предложил построить сразу обе машины, на что присутствовавший на заседании И.В.Сталин коротко ответил, что необходимо «дать коллективу возможность работать».

Постановлением КО при СНК СССР № 45 от 27 февраля 1939 г. разработанные чертежи и макеты танков А-20 и А-32 были окончательно утверждены для производства. Ведущим инженером проектов был А.А.Морозов, а главным конструктором — М.И.Кошкин.

Менее чем за три месяца, уже к 26 мая 1939 г., опытный образец танка А-20 был собран (без оружия), обкатан на стенде и испытан на колесном ходу, выдав скорость в 85 км/ч.

танк А-32 — на этот раз никаких колес, только гусеницы. Ну и пять катков на борт

Заводские испытания опытного гусеничного танка А-32 начались в середине июня 1939 г. и продолжались до 16 июля. Во время испытаний танк неоднократно развивал максимальную скорость до 70 км/ч (причем на гусеницах) и прошел в общей сложности свыше 350 км. Результаты были так хороши, что броню машины увеличили ещё на 10 мм доведя вес танка до 19,6 т.

Оба танка бесспорно были новым словом в отечественном танкостроении – все предыдущие машины они превосходили на порядок. Мощные двигатели, броневые листы имеющие оптимальный угол наклона, надежная трансмиссия, повышенная защищенность – таких танков не имела ещё ни одна армия мира.

Внешне А-20 и А-32 были похожи, и даже по весу различались лишь в 1 тонну. Однако за счет отсутствия сложного колесного движителя, броня А-32 почти в 2 раза превышала по толщине броню А-20, а 76,2-мм танковая пушка Л-10 явно превосходила по всем параметрам «сорокопятку» собрата. При этом на гусеничном ходу А-32 «выжимал» почти столько же, сколько А-20 на колесном – 74 км/ч.

Полигонные испытания обеих машин проводились в районе Харькова в период с 18 июля по 23 августа комиссией под председательством начальника 1-го отдела АБТУ майора Кульчицкого.

экспериментальный танк А-32. Контуры легендарной «тридцатьчетверки» уже видны отчетливо

За период испытаний танки прошли: А-20 — 4500 км, а А-32 — 3000 км и по надежности работы механизмов показали совершенно равноценные результаты, по всем параметрам «сделав» самые совершенные БТ-7 стоящие в тот момент на вооружении. Оба танка были рекомендованы к производству, однако, как отмечалось, танк А-32 в виду своей более высокой живучести и огневой мощи явно превосходил А-20 и вполне мог быть ещё более усилен за счет увеличения мощности брони до 45-мм.

Общим же недостатком обеих машин отмечалась теснота, недостаточная проработанность рабочих мест членов экипажа – качество, которое ещё долго будет непременным спутником отечественных танков.

Рождение танка Т-34

19 сентября 1939 г. наркомат обороны поставил перед правительством вопрос о принятии обоих танков на вооружение РККА и изготовлении на заводе № 183 к 1 декабря 1939 г. опытной партии танков А-32 с 45-мм броней в количестве 10 машин и установочной партии танков А-20 — 10 машин к 1 января 1940 г. До начала выпуска установочной партии на танке А-20 КБ завода № 183 следовало устранить все выявленные дефекты и дополнительно увеличить толщину лобового листа корпуса до 25 мм и днища в носовой части — до 15 мм.

Это ещё А-34 или уже Т-34?

На протяжении всей последующей недели на правительственном уровне решалась судьба средних танков А-20 и А-32. Результатом этих обсуждений стал проект Постановления КО при СНК СССР от 25 сентября 1939 г. рекомендовавший к производству только одну машину – А-32. Но к производству она была принята под другим, давно привычным нам индексом: Т-34.

Имя это было присвоено танку «авансом» — машина была ещё очень «сырой» и сразу же в серию не пошла. Потребовалось ещё некоторое время на доработку и отладку различных узлов, результатом которой стал следующий опытный танк – А-34. По сравнению с А-32 он был тяжелее на 5,5 тонн, имел скорость «всего» (ага, всего) 54 км/ч, был длиннее на 30,4 см, шире на 45 см и ниже на 6 мм.

Танк Т-34 образца 1940 г. Или как его ещё называют Т-34-76

10 февраля 1940 г. завод № 183 предъявил комиссии под председательством полковника В.Н.Черняева на войсковые испытания два первых серийных танка Т-34 (А-34). А 5 марта 1940 г. обе машины начали свой исторический пробег по маршруту Харьков-Москва, причем за рычагами одного из танков находился сам М. Кошкин. Т-34 начал свой путь в легенду.

Интересный факт: тем же постановлением, которым принимался на вооружение Т-34 были приняты на вооружение и такие заслуженные боевые машины как танки KB-1, БТ-7М, Т-40, тягач «Ворошиловец», тракторы СТ-2 и СТЗ-5, бронемашина БА-11, автомобили ГАЗ-61 и ЗИС-5.

Справа налево изображены танки: Т-34, его прототип А-32, «предпроект» А-20 и «прадед» БТ-7

источник: компиляция из материалов находящихся в открытом доступе в сети интернет, цитаты по книге «Неизвестный Т-34»

Броня Победы: история танка Т-34

31 марта на вооружение встал известный во всем мире танк, ставший самой массовой машиной в истории танкостроения и без преувеличения лучшим средним танком Второй мировой войны – Т-34

Пожалуй, и формата книги будет мало для того, чтобы описать сложную предвоенную и не менее сложную военную судьбу этого танка. В некоторых странах, к примеру, в Йемене, он стоит на вооружении и успешно ведет боевые действия и в наши дни.

Но для нас судьба Т-34 неразрывно связана с достижением победы в Великой Отечественной войне. Своим огнем и маневром танк вел за собой в атаку наших пехотинцев, броней сдерживал удары растерявшихся асов из панцерваффе, на полной скорости ходил в лихие атаки на полях под Курском против тяжелых «Тигров» и «Пантер». А в конце войны, наматывая на гусеницы сотни километров восточноевропейских дорог и расстреливая по пути из нового мощного орудия уже «королевских» «Тигров», довез наших танкистов до площадей и улиц Берлина.

Сегодня, в день годовщины появления главного символа нашей победы, труженика боевых будней войны мы вспомним основные этапы развития и эволюции танка Т-34 – Танка с большой буквы «Т».

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Читайте также  В чем заключается суть процедуры развал схождение?

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

«Первая ласточка»

Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.

Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.

Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.

Т-34 первых серий с пушкой Л-11

Основные ТТХ танка Т-34: «Боевой вес 26,6 т; дизель В-2 мощностью 500 л. с.; максимальная скорость — 54 км/ч; броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15-10). Удельная мощность 19,5 л. с. на тонну веса».

Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.

В грозные годы войны

К 22 июня 1941 года в танковых частях и соединениях РККА имелось чуть больше тысячи новых машин. В первых же приграничных боях новая машина отличилась: она не только показала себя с лучшей стороны в бою, но и вызвала уважение со стороны противника.

Т-34 с пушкой Ф-34

Производство танков было начато лишь на двух заводах – №183 в Харькове (город вскоре попал в руки противника) и на СТЗ (завод был изрядно поврежден в ходе боев за Сталинград). Понятно, что ход войны, быстро смещающаяся линия фронта и эвакуация промышленности стали теми факторами, которые мешали быстро нарастить производство Т-34.

Т-34 обр. 1943 года

Руководство страны, понимая ценность новой машины, разворачивает производство нового танка на заводах «Красное Сормово» (Горький, ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, «Уралмаше» (Свердловск, ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и «Уралвагонзаводе» (Нижний Тагил). До 1943 года развитие шло в рамках существующей модели. Упрощалась технология производства, наращивалось производство в условиях эвакуации предприятий (12520 танков – за 1942 год, 15696 машин – за 1943 год.).И это уже превысило немецкое производство средних танков. За годы войны было выпущено свыше 53 тысяч экземпляров Т-34 всех серий и модификаций. А выпуск свыше 6 тысяч лицензионных послевоенных танков в совокупности сделало «тридцатьчетверку» самым массовым танком, и это первенство сохраняется вплоть до наших дней.

Уже в первые месяцы войны немало наших танкистов отличились в боях именно на Т-34. К примеру, Герои Советского Союза Дмитрий Федорович Лавриненко (1-я гвардейская танковая бригада, 52 победы за 28 боев, звание присвоено посмертно); Владимир Александрович Бочковский (1-я гвардейская танковая бригада, 36 побед); Николай Родионович Андреев (6-я гвардейская танковая бригада, 27 побед, один танк уничтожен тараном).

В ходе войны конструкция Т-34 постоянно модернизировалась и дополнялась новыми элементами. Основной задачей было удешевить стоимость и трудоемкость его производства. Вместе с тем старались увеличить его боеспособность. На танке появляется командирская башенка, сама конструкция башен претерпевала изменения – от литой и сварной ранних типов до «гайки»; были попытки установки мощнейшего на тот момент 57-миллиметрового противотанкового орудия, упрощались катки и многое другое. Выпускались и самоходки на удачном шасси Т-34 (Су-122, Су-85, Су-100), была огнеметная версия ОТ-34 и ремонтно-эвакуационная машина.

От Курска до Победы

С появлением у противника тяжелых танков, превосходящих «тридцатьчетверку» прежде всего в дальности вступления в бой, а значит – в калибре орудия и толщине брони, назрела необходимость коренной модернизации танка. Требовался «боец», чтобы он мог бороться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». Например, под Курском нашим танкистам часто приходилось долго сближаться с танками противника, чтобы иметь возможность поразить их тонкие борта.

Но уже весной 1944 года на фронтах появляется новый Т-34, получивший индекс «85» по калибру новой пушки.

Новая башня увеличенного объема и с усиленной броневой защитой конструктивно аналогична башне опытного танка Т-43. Повысилась и общая защищенность экипажа, который тоже увеличен до 5 человек, добавлен наводчик, командир освободился от наведения орудия, улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. Показатели подвижности (быстроходность, маневренность и проходимость) танка Т-34-85 вследствие увеличения его боевой массы снизились незначительно. Основным преимуществом новой машины стало новое орудие, «шившее» ухудшившуюся к концу войны броню немецких тяжелых танков. А маневренность позволяла экипажу Т-34-85 уничтожить с тыла несколько «Королевских Тигров», пока те только пытались понять, откуда велся огонь.

Эволюция башен Т-34

Т-34-85 стал танком Победы, вынес на себе основную тяжесть боев и длинных маршей завершающего периода войны. Легендарной в то время стала надежность и ремонтопригодность машины (часто чинили «на коленке»).

Т-34-85 в конце войны

Интенсивную службу Т-34-85 нес аж до конца 60-х годов во всех мыслимых земных пределах и точках света. Его характерный силуэт сложно спутать с другой машиной.

Но самое важное в биографии Т-34 – он стал символом Великой Победы. Как тогда, в 1945 году, парадный отряд этих танков каждый год проезжает 9 Мая по Красной Площади. А по всему боевому пути Красной Армии, в местах самых тяжелых боев на постаментах всегда будет гордо рваться вперед наш Т-34.

История созданя танка Т-34

Большинство экспертов придерживаются мнения, что танк Т-34 был лучшим во Второй мировой войне, он дошел до победы, однако есть и другие мнения. Над созданием этого танка трудился целый штат разработчиков еще до начала Второй мировой войны.

Считается, что история танка т 34 началась с создания опытного танка А-20. С 1931 года на вооружении стали появляться колесно-гусеничные танки типа БТ, они считались быстроходными. После того как был накоплен опыт в боевых действиях, Харьковский паровозостроительный завод получил задание создать проект колесно-гусеничного танка, который будет способен в будущем заменить БТ. По историческим данным проектирование было начато в 1937 году техническим отделом под руководством Кошкина. Предполагалось, что новый танк будет иметь пушку 45 мм и броню толщиной 30 мм. В качестве двигателя предлагался дизельный вариант В-2. Двигатель должен был снизить уязвимость танка и пожароопасность техники. Было также предусмотрено по три ведущих колеса с каждой стороны в связи с заметно увеличенной массой техники. Вес машины стал более 18 тонн, вся конструкция была усложнена.

  1. Прототипы танка Т-34
  2. Особенности танка А-32
  3. Начало производства Т-34
  4. Видео история создания Т-34

Прототипы танка Т-34

Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.

В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.

В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.

Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.

К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.

Особенности танка А-32

Танк А – 32 имел следующие характеристики:

  • очень высокая скорость,
  • корпус машины из прокатных листов стали,
  • рациональные углы наклона брони,
  • 45 мм пушка,
  • пулемет ДТ.

В 1939 А – 32 был снова модифицирован. Была усилена броня за счет добавления различных грузов на броню танка, от этого масса машины увеличилась до 24 тонн. Было установлено новое танковое Л-10 орудие, разработанное на кировском заводе. В декабре 1939 года комитетом обороны было принято решение построить несколько испытательных моделей с усиленной броней в 45 мм и с танковым орудием 76 мм.

Именно эта модель и станет знаменитой Т -34, в процессе создания конструкции данной машины особое внимание уделялось упрощению конструкции. В этом очень помогли специалисты Сталинградского тракторного заводы и специалисты технологического бюро. Именно благодаря им и была окончательно разработана модель танка Т-34 для массового производства. Начало производства первых экспериментальных моделей произошло в Харькове зимой 1940 года. 5 марта того же года первые две модели покинули пределы завода и были отправлены на первый свой марш бросок Харьков Москва под чутким контролем М.И. Кошкина.

Читайте также  Как перевести бонусы с одной карты магнит на другую?

Начало производства Т-34

17 марта танки были показаны всему руководству Кремля, после чего началось полигонное испытание машин. Танки подвергли полному испытанию брони, обстреляв танки прямой наводкой бронебойными и фугасными снарядами. Летом оба танка были отправлены на полигон по проходимости противотанковых заграждений. После этого машины отправились на свой родной завод в Харьков . 31 марта был одобрено решение ЦК ВКП на серийное производство танка. До конца года планировалось построить около 200 Т-34.

Уже к лету их количество увеличили до пятисот. Производство постоянно тормозилось в связи с плохими рекомендациями и данными специалистов с испытательного полигона, который был добавлен в отчет по испытанием ГАБТУ. В итоге к осени было выпущено только три машины, но после проведенных доработок по замечаниям к новому году успели выпустить еще 113 машин.

После смерти Кошкина начальство ХПЗ А.А.Морозов не только сумел исправить возникшие серьезные проблемы с танком, но и сумел улучшить огневую мощь танка, установив значительно мощную пушку Ф -34 чем Л-11. После этого производство танка существенно увеличилось, за первые шесть месяцев 1941 года было построено 1100 машин. Осенью 1941 ХПЗ был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.

Уже в декабре на новом месте были выпущены первые танки Т-34. В связи с военной обстановкой не хватало резины, цветных металлов, чтобы не останавливать производства танков, конструкторы переработали все детали конструкции и существенно смогли сократить количество деталей. В скором времени началась разработка новой машины Т-43.

Танк 34 был большим достижением танкостроения. Конструкция танка была очень надежна, имела очень мощное вооружение надежное бронирование корпуса и башни танка. Самое главное машина была очень динамична.

Видео история создания Т-34

Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Вопреки мнению многих инженеров Кошкин был сторонником создания машины с гусеничным ходом. Благодаря этому можно, не меняя размеры машины и мощности её двигателя, увеличить толщину брони и усилить вооружение. Отстаивать своё мнение в условиях репрессий было опасно, но он был уверен в своей правоте, поэтому решился во что бы то ни стало убедить военное руководство в правильности такого конструкторского решения.

Путь от простого кондитера до главного конструктора Харьковского паровозостроительного завода

Михаил Ильич родом из Ярославской области (село Брынчаги). Его большая семья рано осталась без кормильца. Поэтому четырнадцатилетний Михаил уезжает и устраивается учеником мастера на московскую фабрику кондитерских изделий. С 1917 года он участвует в боях как красноармеец. С 1921 года – студент университета на факультете управления, закончив который становится директором кондитерской фабрики в Вятке, а позже занят партийной работой в губернском комитете этого города.

С 1929 года учится в политехническом университете Ленинграда. Его специализация – транспортное машиностроение. После прохождения практики получает приглашение работать на Путиловском заводе (позже – Кировском), специалисты которого были заняты формированием танковой отрасли. М.И. Кошкин назначается на должность заместителя главного конструктора.

В 1936 году уже возглавляет КБ № 183 на базе Харьковского завода. В условиях массовых репрессий должность главного конструктора была не только ответственной, но и опасной. Но Михаил Ильич с честью выдерживает все испытания и трудности, а его отношения с коллективом складываются благополучно – он сумел найти подход к подчинённым благодаря своим личностным качествам: деловитости, трудолюбию, честности и простоте в обращении с сотрудниками.

Создание легенды и показательное выступление новой машины в Москве 17 марта 1940 года

В конце зимы 1939 года результатом работы КБ становятся два опытных танка с гусеничным ходом. Их боевая масса, в отличие от предшествующих машин, стала больше на 10 тонн, а броня – толще на 20-25 мм – и всё это без ущерба для манёвренности и скорости. Сотрудниками КБ спроектирован дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил, что позволило повысить экономичность машины и уменьшить риск её возгорания в случае прямого попадания вражеского снаряда.

Едва завершилось изготовление новых танков, их потребовали предоставить на показ высшему руководству страны. Но машинам нужна обкатка, да и по нормам допуска к показу пробег должен быть от 2000 км. Тогда М.И. Кошкин принимает решение отправить бронемашины в Москву своим ходом. Этот шаг был очень рискованным. Технику никто не должен был увидеть, чтобы сохранить секретность разработок. Перемещаться предстояло по пересечённой местности по заснеженным просторам на новой, не опробованной в достаточной мере технике. Но вместе с тем это был шанс испытать машину.

5 марта 1940 года была сформирована колонна из двух закамуфлированных опытных образцов, машин сопровождения и тягачей. В суровых условиях было тяжело и технике, и людям, осуществлявшим её ремонт и обслуживание. Но 12 марта пробег благополучно завершился. Испытания в Кубинке показали – образцы имеют высокую стойкость.

Демонстрация машин высшему военному руководству на Ивановской площади Кремля тоже прошла успешно. Элегантная, быстрая и манёвренная машина понравилась даже главкому армии Сталину.

М. И. Кошкин был простужен во время перегона техники в Москву, однако обратный путь он предлагает преодолеть снова своим ходом. Это был уже апрель месяц, весенняя распутица сильно усложнила эту задачу. Один из танков попал в болото. Михаил Ильич, сильно промокший и промёрзший при попытках спасти технику, серьёзно заболел. 26 сентября 1940 года Михаил Иванович умер, так и не оправившись после болезни.

Легендарная «Тридцатьчетвёрка» против «Тигра»

В начале войны наступление армии вермахта было успешным за счёт фактора внезапности и хорошо налаженной разведки. Советская армия не была готова к такому молниеносному нападению, а главная её проблема состояла в несогласованности действий её боевых частей. К тому же в ней плохо была организована разведка, ощущалась острая нехватка боеприпасов.

Руководство гитлеровской армии было уверено в превосходстве своей техники, эта уверенность сильно подкреплялась стремительным продвижением немецкой армии вглубь страны. Но их ожидал сюрприз – новый средний танк Т-34. Осуществить блицкриг, как в Европе, немцам не удалось во многом благодаря этой легендарной бронемашине. Сочетание таких её характеристик, как огневая мощь, надёжная бронезащита и хорошая подвижность стали залогом её боевого триумфа. Пушка с длинным стволом 76 калибра поражала противника за полтора километра. Броневые листы, расположенные не вертикально, а под наклоном, хорошо защищали корпус – снаряды противника часто не могли причинить машине большого вреда.

Военное руководство Германии всерьёз задумывается о создании танка нового образца. В ответ на Т-34 был создан тяжёлый танк Т-6 «Тигр». Его вес составлял 56 т, но управлять им было достаточно легко за счёт полуавтоматической коробки передач, руля и гидравлики. Детально обследовав захваченный «Тигр», советские военные приходят к выводу, что в своём обычном виде Т-34 не удастся противостоять этому страшному и мощному танку. Бронебойные снаряды отскакивали от их брони, а подкалиберных экипажу Т-34 выдавалось всего три. При этом поразить ими по-настоящему хорошо бронированного «зверя» можно было только с расстояния 500 метров, тогда как он своей 88-миллиметровой пушкой поражал Т-34 с расстояния в 1,5 км.

В декабре 1943 года на вооружение советской армии поступает модифицированная бронемашина – Т-34-85. В результате изменения формы башни в кабине помещались уже 5 человек, появился наводчик (раньше его функции входили в обязанности командира экипажа). Была установлена более мощная пушка калибром 85 мм.

Т-34 претерпел около 800 изменений, но все они были направлены больше на упрощение массового производства танка, а не на его радикальное изменение – такова была стратегическая линия военного руководства, во многом оправданная. Экипажу Т-34-85 было сложно противостоять мощной немецкой бронемашине, но при его умелых действиях обновлённый танк становился грозной силой, так как имел преимущество из-за своей манёвренности и высокой проходимости. Кроме того, советские танкисты быстро нащупали слабые места «Тигра» (борта, кормовая часть), где броня была намного тоньше.

Танковая дуэль Т-34 и «Пантеры» – против советской бронемашины у немцев не было шансов!

Средний танк немецкой армии «Пантера» имел длинноствольное орудие 75 калибра, хотя его масса близка к тяжёлым советским танкам КВ и ИС, а по габаритам эта машина превосходила большинство существующих танков: длина корпуса – 6870 мм, ширина – 3270 мм, высота – 2995 мм. Внешний вид этого монстра наводил ужас, когда солдатам впервые доводилось видеть его.

Но, как выяснилось, выйти победителем из боя против Т-34-85 шансов у него было немного. Ходовая часть «Пантеры» (как и тяжёлого танка «Тигр») была её слабым звеном – если она ломалась, надо было снимать почти полборта для её ремонта. А чтобы вытащить неисправную коробку передач, надо было демонтировать башню. Так что в этом случае в условиях боя починить танк не представлялось возможным. Диски опорных катков эти двух немецких танков располагались в шахматном порядке, частично перекрывая друг друга. Зимой грязь между ними замерзала, и танк не мог сдвинуться с места.

В первые же дни Курской битвы большая часть «Пантер» вышла из строя из-за технических неисправностей. Сказалась спешка при выпуске этих машин – часть из них даже не дошла до передовой из-за возгорания бензинового двигателя или перегрева трансмиссии. Тогда как советский танк было несложно отремонтировать даже в боевых условиях. А манёвренность и высокая проходимость скоростного советского Т-34-85 сводила на нет мощную броневую защиту «Пантер» и «Тигров».

Танк впоследствии стал настолько легендарным, что про него сняли сотни документальных фильмов, притом не только в России. А совсем недавно вышел фильм известного режиссёра Алексея Сидорова «Т-34».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: