Сколько времени от протокола до суда?

ВС решил, когда можно вернуть права нетрезвому водителю

Ночь с воскресенья на понедельник весной 2020 года Виталий Самарин* проводил у знакомых в одном из поселков Подмосковья. Поссорившись с ними, Самарин уехал, а кто-то из оставшихся мужчин сообщил в полицию о нетрезвом водителе на дороге. Прибывшие полицейские обнаружили Самарина пьяным за рулем своего Hyundai Sonata.

Обжаловать не получилось

Мужчину отправили на медицинское освидетельствование, а иномарку — на спецстоянку. Оказалось, что водитель действительно был сильно нетрезв. Полицейский составил протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП «Управление авто в состоянии опьянения» и направил дело для рассмотрения в мировой суд судебного участка № 43 района Зябликово г. Москвы. Основным доказательством виновности водителя стало видео, сделанное инспектором ГИБДД. На нем было запечатлено как полицейский спрашивает у Самарина об обстоятельствах происшествия.

В суд «нарушитель» не пришел. Инспектора ГИБДД и свидетелей происшествия судья тоже не допросила. В итоге водитель получил 30 000 руб. штрафа с лишением прав на 1 год 8 месяцев (дело № 05-0229/47/2020).

Мужчина настаивал на своей невиновности и обжаловал это постановление в Нагатинском районном суде г. Москвы. Представитель Самарина в судебном заседании убеждал суд, что водитель не управлял автомобилем, а просто сидел за рулем. Еще заявитель считал неправильным акт освидетельствования и действия полицейских, которые не потребовали с Самарина объяснения происшествия.

Судья Ольга Шумова изучила видеозапись, сделанную инспектором той ночью. На ней инспектор ГИБДД спрашивал у Самарина, почему тот ехал в нетрезвом виде, на что он ответил: «Нужно было по семейным обстоятельствам». Эту же фразу водитель написал в графе «объяснения» протокола. На вопрос о согласии с актом освидетельствования Самарин ответил «согласен» и записал это в соответствующей графе дважды: первый раз инспектор не разобрал написанное. Второй кассационный суд поддержал позицию нижестоящих инстанций (дело № 16-10220/2020).

Верховный суд не устроила нечитаемая запись в протоколе

Тогда Самарин обратился в Верховный суд, попросил вернуть права и отменить штраф. Судья Сергей Никифоров согласился с доводами мужчины и нашел для этого сразу несколько причин. Во-первых, на видео, снятом сотрудником ГИБДД, не видно, как Самарин управлял автомобилем. На записи полицейский составляет протокол, а Hyundai стоит припаркованным.

Еще судья не смог разобрать написанное в некоторых графах протокола и акта освидетельствования. Поэтому вопрос о том, взяли ли у Самарина объяснения и согласен ли он с актом освидетельствования, остался открытым.

В довершение ко всему судья обнаружил несостыковки между протоколом и показаниями свидетеля. Время отъезда пьяного мужчины, которое указал свидетель, и время совершения правонарушения, которое зафиксировал инспектор ГИБДД, значительно отличались. К тому же полицейские забыли предупредить свидетеля об ответственности за заведомо ложные показания по ст. 17.9 КоАП. А мировой судья в судебном заседании не допросила ни инспектора, ни свидетеля.

ВС решил, что лишать автовладельца прав при таком расследовании правонарушения нельзя, отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью (дело № 5-АД 21-29-К2).

Ошибки в протоколе могут повлиять на исход дела

«При составлении любых протоколов об административных правонарушениях следите за правильностью их оформления», — напоминает Михаил Кюрджев, партнер АБ Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения Профайл компании × . Присутствие понятых, правильность оформления протокола об отстранении и даже время составления протоколов о правонарушении, протоколов об отстранении от управления и актов об освидетельствовании — все это может повлиять на исход дела.

Делгира Ходжаева, юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × , добавляет, что при составлении протокола должно присутствовать двое понятых или вестись видеосъемка. Инспектор ГИБДД обязан подписать протокол и дать с ним ознакомиться водителю. Тот может подписать его или отказаться.

При освидетельствовании также должны присутствовать двое понятых или вестись видеофиксация. Водитель тоже вправе вести аудио- или видеофиксацию всего происходящего, уведомив об этом инспектора ГИБДД.

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются. Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию). Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.

— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.

С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.

1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составление протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных объяснений. Именно в такой последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и подписания, то прочитав его, задайте вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения) составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет — смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

Читайте также  Как настроить радио на блютуз колонке?

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (они возможны при составлении протокола «на месте») и проверьте правильность их данных в протоколе . Если указаны свидетели — аналогично при протоколировании «на месте». Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны — просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе «замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.

6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Сроки рассмотрения заявления в судебные органы

Из вопроса однозначно не ясно, какое именно заявление, поданное в прокуратуру, имеется в виду, тогда как характер данного заявления имеет большое значение, чтобы понимать, какие именно нормы законодательства необходимо применять.

Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, в разд. 5 которой установлены сроки рассмотрения разлиных видов обращений, поступающих в органы прокуратуры.

Так, согласно п. 5.1 указанной инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры РФ, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если имеется в виду сообщение (заявление) о преступлении, то прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Согласно Порядку учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденному приказом Генпрокуратуры от 27.12.2007 № 212, поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи необходимо незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Несоблюдение обязанностей (бездействие), возложенных на органы прокуратуры нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ.

Из вопроса также остается не понятным, какое именно имеется в виду заявление, поданное в суд, а также кем оно подано. Порядок рассмотрения заявления зависит от характера его содержания, поскольку это позволяет определить, в рамках какого судопроизводства и каким судом оно должно быть рассмотрено.

Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в суд в рамках гражданского судопроизводства, установлены нормами Гражданского процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в арбитражный суд, установлены нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Сроки рассмотрения заявлений, подаваемых в рамках административного судопроизводства по административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, установлены КАС РФ.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в суд общей юрисдикции, то в соответствии со ст. 133 ГПК РФ судья обязан в течение пяти дней со дня поступления искового заявления (заявления) решить вопрос о его принятии к производству. Если исковое заявление (заявление) к производству принято, то, по общим правилам, согласно ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, срок рассмотрения дела, возбужденного на основании него, составляет два месяца со дня поступления искового заявления (заявления) в суд, тогда как мировой судья должен разрешить такое дело до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Если говорить об исковом заявлении (заявлении), подаваемом в арбитражный суд, то в соответствии с ч. 1 ст. 127 АПК РФ судья решает вопрос о принятии такового к производству в пятидневный срок. Согласно ч. 1 ст. 152 АПК РФ, дело, возбужденное по исковому заявлению (заявлению) по общим правилам, должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу, если данным кодексом не установлено иное.

Если говорить об административном исковом заявлении, то, по общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 127 КАС РФ судья вопрос о принятии административного искового заявления к производству рассматривается в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен данным кодексом. Согласно ч. 1 ст. 141 КАС РФ административные дела, возбужденные по административным исковым заявлениям, рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены данным кодексом.

Если установленные вышеуказанными нормами процессуальные сроки судьями не соблюдаются, то на имя председателя соответствующего суда может быть подано заявление об ускорении рассмотрения дела, возбужденного по исковому заявлению (заявлению). Также на имя председателя соответствующего суда в рамках его компетенции, установленной нормами Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», может быть подана жалоба.

Из вопроса также явно не следует, какое заявление, поданное приставу, имеется в виду.

Так, сроки рассмотрения заявлений, поступивших в службу судебных приставов-исполнителей, регулируются нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Например, согласно ч. 8 ст. 30 указанного закона судебный пристав обязан в течение трех дней с момента поступления к нему исполнительного документа с заявлением о возбуждении исполнительного производства вынести постановление о его возбуждении или об отказе в его возбуждении.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.

Если же заявление не является поданным в порядке, установленном вышеперечисленными нормами, то его порядок рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Действие данного закона распространяется как на обращения граждан, так и на обращения юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», по общему правилу, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и может быть продлен в случаях, указанных в ч. 2 данной статьи.

Читайте также  Как зайти в OSD меню камеры через регистратор?

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение порядка рассмотрения обращений, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Также бездействие соответствующих лиц можно оспаривать в судебном порядке в соответствии с нормами, установленными КАС РФ.

Крупнейший прокол законодателя?

Часть 6 ст. 259 УПК РФ об изготовлении протокола в течение трех суток со дня окончания судебного заседания, очевидно, противоречит Конституции РФ. Это означает, что приговоры выносятся не на основании протокола судебного заседания.

Рассмотрим суть серьезной процессуальной проблемы.

В соответствии с ч. 6 ст. 259 УПК РФ: «Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления».

С учетом того, что согласно ч. 6 ст. 259 УПК РФ протокол должен быть изготовлен в течение трех суток со дня окончания судебного заседания, получается, что приговоры по уголовным делам в соответствии с главой 39 УПК РФ выносятся в совещательной комнате, когда протокол судебного заседания по ним еще не был изготовлен.

При отсутствии готового протокола приговор не может быть вынесен
Когда на момент вынесения приговора отсутствует изготовленный протокол судебного заседания, судья не может руководствоваться чем-то иным, в частности, своими личными записями, заметками и т.п., поскольку УПК РФ не предусматривает такую возможность. Напротив, согласно ч. 1 ст. 245 УПК РФ секретарь судебного заседания, а не судья ведет протокол судебного заседания.

Не может служить оправданием установленного порядка возможный довод о том, что судья выносит приговор на основании каких-то черновых записей секретаря, поскольку такие записи не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст.74, 75 УПК РФ. Заметки секретаря о проведенных судебных заседаниях приобретают юридическую силу только после окончательного изготовления протокола и его подписания судьей.

Является несостоятельным и смешным возможный аргумент о том, что судьи, находясь в совещательной комнате без готового протокола, способны выносить приговоры по памяти. Такое возможно, если оперативная память головного мозга среднесписочного судьи будет равна оперативной памяти среднего компьютера. Даже судьи, имеющие феноменальную память (коих наберется немного), спустя несколько месяцев начнут забывать услышанное, а к моменту вынесения приговора – выпустят из памяти многие важные детали показаний и состоявшихся баталий. Да и, собственно, зачем выносить приговор по памяти, если УПК предусмотрел необходимую подсказку в виде протокола судебного заседания?

Апологеты ч. 6 ст. 259 УПК РФ могут привести только один приличный аргумент: в стране 70% всех уголовных дел рассматривается в особом порядке, где протокол судебного заседания в совещательной комнате вообще не нужен. Но ведь, к счастью, пока еще не 100%, а следовательно, обозначенная проблема касается 30% всех дел, а это ни много ни мало около 300 000 дел в год.

При отсутствии изготовленного протокола судебного заседания, находясь в совещательной комнате, судья не может выполнить требования целого ряда процессуальных норм.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 302 УПК РФ «обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств». Суд не может прибегнуть к исследованным доказательствам, когда протокол еще не готов.

В соответствии со ст. 307 УПК РФ «описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать:

1) описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления;

2) доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства;

3) указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а в случае признания обвинения в какой-либо части необоснованным или установления неправильной квалификации преступления – основания и мотивы изменения обвинения;

4) мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания, применению иных мер воздействия».

Очевидно, что суд без готового протокола судебного заседания не способен изложить описательно-мотивировочную часть обвинительного приговора, привести доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства, и решить иные вопросы, предусмотренные ст. 307 УПК РФ.

При отсутствии изготовленного протокола судебного заседания суд не вправе делать выводы о виновности подсудимого в совершении преступления.

Это означает, что весь УПК РФ со своими нормами, правами, обязанностями и гарантиями превращается в фикцию, поскольку выносимый судебный акт изначально нелегитимен.

Не спасает и изготовление протокола по частям
Хотя и согласно ч. 6 ст. 259 УПК РФ «протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем», что не исключает возможность изготовления протокола судебного заседания в большей его части на момент вынесения приговора, вместе с тем данная норма не спасает от нарушения конституционных прав.

Во-первых, по ее смыслу, протокол может изготавливаться по частям, то есть судья вправе, но не обязан его изготавливать до вынесения приговора. По подавляющему большинству уголовных дел судьи отказываются изготавливать весь протокол суда до вынесения приговора, объясняя это большой загруженностью своего секретаря.

Во-вторых, протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям и предоставляться для ознакомления сторонам только по их ходатайству.

Так, согласно ч. 7 ст. 259 УПК РФ «ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подается сторонами в письменном виде в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания».

Если ходатайства не последовало, то суд не станет изготавливать протокол по частям.

В-третьих, согласно сложившейся практике, почти по всем уголовным делам протокол судебного заседания изготавливается после вынесенного приговора.

В-четвертых, даже если предположить, что протокол по ходатайству стороны мог быть изготовлен в ходе судебного заседания, то он в любом случае был бы неполным, поскольку не включал бы в себя важную стадию судебных прений, где стороны в консолидированном виде излагают свою позицию, что наиболее важно для суда при постановлении судебного акта.

Сложившаяся на основании ч. 6 ст. 259 УПК РФ правоприменительная практика, когда на момент судебных прений протокол суда еще не готов, способствует тому, что стороны приводят свои аргументы, основанные на субъективном восприятии исследованных в суде доказательств, а не на официальном протоколе, достоверность которого ими предварительно проверена в установленном порядке и утверждена судом.

Формальная и бесполезная процедура
Часть 7 ст. 259 УПК РФ также является противоречащей Конституции РФ, так как представляет собой пустую и формальную процедуру подачи замечаний на протокол судебного заседания, когда приговор уже вынесен и показания допрошенных лиц изложены в удобной для суда интерпретации.

Закон предусмотрел, что замечания на протокол рассматриваются председательствующим. Однако не учтено то, что председательствующий после вынесения судебного решения и изготовления протокола, подведенного под это решение, уже не может объективно рассмотреть поданные замечания, поскольку является заинтересованным в оставлении поданных замечаний без удовлетворения, а апелляционных жалоб и представлений – без изменения.

Судья не может удостоверить правильность поданных замечаний, поскольку приговор он уже вынес и показания в нем изложил, а редактирование показаний в протоколе вызовет несоответствие приговора протоколу судебного заседания, что может повлечь отмену приговора.

Решение проблемы
Совершенно очевидно, что в УПК РФ должны быть внесены изменения: протокол судебного заседания должен быть изготовлен до начала судебных прений, стороны получить возможность с ним заблаговременно ознакомиться, принести замечания, а судья – их рассмотреть в установленном порядке.

Суд, уходя в совещательную комнату, должен уносить с собой не только восприятия, ощущения и представления об услышанном и увиденном, но и изготовленный и проверенный сторонами протокол судебного заседания.

При нынешней крайне странной процессуальной процедуре изготовления протоколов судебного заседания уже после вынесенного приговора совсем неудивительно, что судьи нередко пишут в приговорах не то, что имело место в судебных заседаниях, а то, что им захочется, а замечания на свою импровизацию без тени смущения отклоняют.

Части 6, 7 ст. 250 и ст. 260 УПК РФ являют собой наиболее откровенные примеры правовой бессмыслицы.

Результатом действия ст. 259 УПК РФ в ее нынешней редакции становятся нарушения прав граждан на справедливый суд, установленные ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нарушения ряда норм Конституции РФ (ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 123 и иных).

Мое обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность ч. 7 ст. 259 УПК РФ было возвращено письмом от 30 августа 2016 г. по формальным основаниям.

Но допустимо ли оставаться равнодушными к столь вопиющей и кричащей процессуальной проблеме отечественного правосудия?

Разберемся как проходит суд по лишению водительских прав

Остаться без прав – страшный сон каждого водителя. Но ситуации бывают разные, и «страшные сны» могут воплощаться в действительность. По современным законам РФ лишить водительского удостоверения (ВУ) может только суд. Как это происходит, подробно разберем в данном материале.

Посмотрим на все этапы этого неприятного процесса, и, главное, на возможности что-либо изменить. Узнаем, что можно предпринять, а параллельно укажем на последствия, если нарушитель не будет предпринимать никаких действий, а станет просто ждать.

Какие нарушения ПДД рассматривает суд?

Этот перечень регламентирован нормативными актами, и может варьироваться в зависимости от различных факторов. Однако в контексте нашего разбирательства, интересуют случаи, когда наказание подразумевает лишение ВУ, а этот список строго ограничен гл.12 КоАП РФ.

Основные (по серьезности наказания) нарушения:

  • Управление ТС без номеров, регистрации и пр.
  • Не предоставление преимущества авто со спецсигналом.
  • Нарушение при пересечении железнодорожного переезда.
  • Значительное превышение скоростного режима.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Нарушения при перевозке организованных групп детей.
  • Поддельные спецсигналы.
  • Незаконное оставление места ДТП.
  • Езда в нетрезвом состоянии, в т.ч. отказ от освидетельствования.
Читайте также  Можно ли восстановить права через посольство?

При этом, отдельные наказания существуют за повторные нарушения, а внутри указанных, причины могут быть разной степени ответственности (например, при превышении на 60 или 80 км/ч).

Важно понимать, что приостановка права на управление ТС, в соответствии со ст. 17.17 КоАП РФ, может быть назначена в рамках исполнительного производства, к примеру, при неуплате алиментов. Однако это отдельный процесс, в данной статье не рассматриваемый.

Если в первом случае есть вероятность «обойтись штрафом», то во втором такой вариант невозможен, и добиваться нужно полного признания невиновности.

Какой суд лишает водительских прав?

Процедура лишения прав довольно длительна, и состоит из разных этапов, различных служб и ведомств. Мы во всех подробностях рассматривали процесс, связанный с управлением в нетрезвом состоянии – желающие могут ознакомиться со статьей здесь.

Рассмотрением дела занимается мировой судья, апелляцией – апелляционный (об этом подробнее далее). Дело направляется в суд, расположенный по месту совершения правонарушения (ст. 29.5 КоАП РФ). При этом часть первая этой же статьи дает право нарушителю подать ходатайство, чтобы дело рассматривалось по месту его жительства.

Подать ходатайство можно не только в суде. Статья 25.1 КоАП допускает подачу ходатайства лицом, в отношении которого осуществляется производство по административному нарушению, непосредственно в момент фиксации такого нарушения. То есть, водитель вправе требовать, чтобы его желание рассмотрения дела по месту жительства было внесено в протокол сотрудником ГИБДД.

Через сколько будет суд и сколько он длится?

Предоставим максимальную продолжительность процесса, понимая, что каждый из этапов может занимать меньше времени:

  1. Составление протокола – на месте.
  2. Передача материалов в суд – 3 суток.
  3. Открытие дела – 10 суток.
  4. Вынесение решения – 2-3 месяца.

Если решение будет обжаловано, то срок будет пролонгирован на апелляционные мероприятия.

Как проходит мировой суд по лишению прав?

Каждое дело уникально, но можно выделить и общие этапы, а значит и общие для всех возможности. Рассматривать последовательность будем после фиксации правонарушения, т.е. подразумевая, что нарушение уже совершено, а протокол ДПС составлен.

Шаг 1. Направление протокола и доказательств в суд

Часть 1 статьи 28.28 КоАП подразумевает передачу сотрудником ГИБДД материалов в суд в течение трех дней с момента фиксации правонарушения. Вместе с протоколом передаются все документы, имеющие отношение к делу:

  • свидетельские показания;
  • медицинские освидетельствования;
  • фото или видео материалы;
  • т.п.

Шаг 2. Рассмотрение протокола

Рассмотрение дела судьей – вынесение Постановления – осуществляется в течение двух месяцев с момента получения протокола (ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП). Существует возможность продлить рассмотрение в сложных случаях, но не более чем еще на месяц (ч. 2 той же статьи). Продление может быть инициировано, как судом, так и сторонами процесса.

Шаг 3. Повестка в суд

После назначения даты заседания, водитель, в отношении которого ведется административное дело, вызывается на судебное заседание повесткой. Отправка повестки осуществляется через почту.

Следующее, что необходимо точно понимать: работа почты (в данном случае – факт доставки повестки) не влияет на проведение процесса. Если водитель по какой-то причине не получит сообщение о дате и месте проведения заседания, суд может состояться без его присутствия. Это в подавляющем большинстве случаев лишает возможности защиты, и приводит к негативному решению – лишению прав.

Если водитель прибегнет к помощи юриста по лишению водительских прав, он поможет выяснить все обстоятельства дела, в т.ч. и время проведения судебного процесса.

Шаг 4. Судебное заседание по административному делу

Любой суд – сложный и многогранный процесс. Вынесение решения по административному правонарушению происходит по совокупности различных факторов, имеющих как прямое, так и опосредованное отношение к произошедшему.

Например, на решение суда о лишении часто влияют такие общие данные, как:

  • Водительский стаж.
  • Частота предыдущих нарушение ПДД.
  • Чистосердечное признание.

Очень важным является соблюдение процессуальных норм при фиксации правонарушения. Именно на их несоблюдении удается выиграть множество дел, связанных с лишением прав. Выявить и зафиксировать нарушения сможет профессиональный автоюрист.

Что говорить в мировом суде при лишении прав?

В ходе заседания не стоит вести себя вызывающе или препятствовать проведению суда. Одновременно нужно знать и уметь защищать свои права:

  • Ознакомление со всеми материалами дела.
  • Оповещение судьей водителя обо всех имеющихся у него правах и обязанностях в рамках производства.
  • Ходатайствовать о привлечении своих свидетелей, доказательств, пояснений.

Ходатайства подаются в письменном виде. В ходе заседания водитель будет опрошен устно. В качестве свидетеля обвинения, в большинстве случаев, будет выступать сотрудник ДПС, оформивший протокол. Не нужно проявлять агрессии по отношению к нему или судье, это чревато дополнительными проблемами. Отвечать на вопросы нужно четко, чтобы формулировки не предполагали двоякого толкования.

Адвокат, защищающий водителя, сможет подготовить его к заседанию, а, в случае необходимости, и представлять его интересы полностью.

Шаг 5. Вынесение постановления суда о лишении прав

В данном случае судебное решение фиксируется в постановлении. Взвесив все имеющиеся факты и доказательства, судья принимает решение о наказании (или его отсутствии), которое и фиксируется в данном документе.

Форма постановления о лишении ВУ четко установлена законодательно. На основании норм ст. 198 ГПК РФ, документ состоит из четырех основных частей: вводной, описательной, мотивировочной и заключающей (резолютивной) частей. Рассмотрим каждую подробно на примере.

Вводная и описательные части

Часто вводную часть называют просто «шапкой». Именно в ней указывается номер дела, место проведения заседания, стороны, судья и его помощники (если привлекались к заседанию). В описательной части указывается суть дела – претензии сторон, статья КоАП, по которой происходит рассмотрение.

Выглядят эти части постановления примерно так:

В данной части указываются все обстоятельства, выявленные судом, выводы и нормативные основания, на которых они сделаны, доказательства и пр.

В рассматриваемом нами примере эта часть выглядит так:

Здесь указывается суть постановления – удовлетворение иска или отказ, сроки обжалования, другая необходимая информация. Продолжая выше начатый пример, эта часть выглядит следующим образом:

Видно, что в нашем примере все закончилось хорошо для водителя, однако без квалифицированной помощи подобные дела могут не иметь столь положительной развязки.

Шаг 6. Когда вступает в силу постановление?

На обжалование постановления дается 10 дней. В течение этого времени водитель, лишенный ВУ, может подать апелляцию. Если этого не сделать, решение вступает в силу через 10 дней с момента вынесения постановления.

Шаг 7. Сдача ВУ на хранение

Обязательным шагом, в случае вступления постановления о лишении ВУ в силу, является сдача прав на хранение в ГИБДД. Сделать это необходимо в течение 3-х дней.

Чем чреват отказ сдать ВУ? Во-первых, без этого не начнется отсчитываться срок лишения прав – его отсчет будет приостановлен. Во-вторых, за езду с таким удостоверением ответственность может быть еще более серьезной.

Можно ли обжаловать и как оспорить лишение прав в суде?

Право обжаловать постановление суда дает ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования 10 дней с момента вынесения постановления. Заявление об этом подается в вышестоящий суд.

Важно понимать, что подать апелляцию может любая из сторон процесса, в т.ч. должностное лицо, зафиксировавшее правонарушение, если результат не удовлетворяет.

Что будет, если не пришел на суд?

Законы, в данном случае, не приписывают каких-либо санкций за неявку в суд. Проблема в том, что рассмотрение произойдет без водителя, и решение будет предопределено, и не в пользу нарушителя. Тем не менее такое возможно и не является противозаконным.

В случае если водитель не явился на суд необходимо получить свою копию постановления. Без этого процесс возвращения прав может быть затруднен. Получить копию постановления можно разными способами:

  • Непосредственно в канцелярии суда (если водитель участвовал в заседании – после заседания).
  • На сайте конкретного суда.

Однако, чтобы воспользоваться онлайн-возможностями, необходимо иметь номер дела – именно по нему происходит поиск.

Как узнать номер постановления?

Для этого нужно воспользоваться официальным сайтом ГИБДД. Выполните ряд простых действий:

  1. Перейдите на сайт гибдд.рф.
  2. В верхней части кликните по пункту «Сервисы».
  3. Следующий шаг – пункт «Проверка водителя», кликните по нему.
  4. Введите параметры водительского удостоверения на открывшейся странице. Нажмите «Запросить проверку».

Если судебные постановления, связанные с данным водительским удостоверением, существуют, они будут выведены на экран. Соответственно, можно использовать указанный номер, чтобы воспользоваться сайтом «Правосудие».

Онлайн проверка судебного решения

Имея номер постановления, узнать его содержание (в допустимых законодательством пределах) можно онлайн. Для этого:

  1. Перейдите на сайт «Правосудие».
  2. Выберите раздел «Мировые судьи».
  3. На открывшейся странице кликните «Поиск дела».
  4. Выберите субъект федерации и номер дела.
  5. Нажмите кнопку «Найти».

Внимательно надо вводить номер дела. Оно может быть указано (известно) в формате «AA/Б – ВВВВ», где АА – номер участка мирового судьи, а Б и В – цифровой идентификатор. Однако в поиск номер вводится в виде «Б-ВВВВ/год открытия дела». К примеру, при номере дела 55/1-1234, открытого в 2015 году, вводить требуется 1-1234/2015.

Судебная практика по лишению удостоверения

Мы не будем погружать читателя в дебри судебной практики. Обратим лишь внимание, что выиграть подобные процессы чаще всего удается благодаря тщательной и детальной проверки действий сотрудника ДПС, фиксировавшего нарушение. Так ли составлен протокол? Правильно ли привлечены понятые? Так ли указаны детали? Эти и тысячи других моментов часто позволяют добиться в суде отмены обвинений.

На самом процессе водитель должен вести себя соответствующе, грамотно и квалифицированно предъявляя аргументы и доказательства. Постановление, с которым не согласен, должен оспорить, верно оформив заявление, предоставив документы, проведя новый процесс.

Может ли сделать все вышеописанное (и многое из неуказанного) неподготовленный человек? Ответ очевиден. Значительно больше шансов на успех у профессионала. Нанять адвоката по автомобильным делам, значит увеличить вероятность остаться с правами в разы. При этом, первая консультация, по которой можно определить саму возможность / необходимость сотрудничества, можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно задать свой вопрос через форму, указанную под статьей.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: